авель

существительное

Значение слова авель

Католическая Энциклопедия

авель

(древнеевр. hebel — дуновение, аккадское apilu — сын) — второй сын Адама и Евы, младший брат Каина. В библ. повествовании (Быт 4, 1–16) говорится о том, как братья принесли Богу жертвы: Каин, земледелец, — плоды земли, а А., пастух, — лучших животных из своего стада. Из-за того, что Бог принял только жертву А., Каин убил своего брата. Богосл. содержание истории Каина и А. заключается прежде всего в последствиях первородного греха, совершенного Адамом и Евой. Уже ближайшие потомки прародителей представляют две противоположные нравственные позиции, определяющие различное отношение Бога к ним. По интерпретации ап. Иоанна, Каин совершил убийство, потому что "дела его были злы, а дела брата его праведны" (1 Ин 3,12). Ап. Павел объяснял, что именно верою "Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин" (Евр 11, 4). Кровь, пролитую праведным А., первым мучеником (Мф 23, 35; Лк 11, 51), можно рассматривать как прообраз совершенной искупительной жертвы Иисуса Христа (Евр 12, 24). Амвросий Медиоланский видел в чистой жертве А. прообраз Евхаристии (De incarnationis Domini sacramento 1, 4). Юстин Философ рассматривал А. как образ человека, праведно приносящего жертву (Dialogus ***** Tryphone Iudaeo 19, 3). Для св. Августина А. — символ Церкви, преследуемой миром и утешаемой Богом (De civitate Dei 15, 18, 2; 18, 51, 2). Жертва, принесенная праведным А., упоминается в Римском каноне Святой Мессы вместе с приношениями Авраама и Мелхиседека.

В раннехрист. искусстве А. изображался в рельефных композициях на саркофагах и в мозаиках — как правило, приносящим жертву, вместе с Каином или праведным Мелхиседеком (мозаики в церквях Св. Виталия, 547, и Св. Аполлинария, ок. 675, в Равенне). Позднее изображения А. появлялись как в мозаичных композициях (XI в., собор Св. Марка, Венеция), так и в рельефах (Л. Гиберти, двери баптистерия, XV в., Флоренция) и в живописи. Здесь А. представляли чаще в сцене братоубийства (Тициан, XVI в., Санта Мария делла Салюте, Венеция), чем во время жертвоприношения. Иногда обе эти сцены соединялись в одной картине (Я. Тинторетто, XVI в., гал. Академии, Венеция). Нередко образ А. фигурирует в произведениях искусства XIX в. (Ж. Дюпре, Авель, бронзовая скульптура), в некоторых композициях — вместе с Адамом и Евой, что добавляет новую тему в традиционный сюжет (Э. Барриас, Адам и Ева несут тело Авеля).

Лит-ра: Aptowitzer I. Kain und Abel in der Legende. W., 1922; Cabrol F. // DACL 1, 61–66; Mangenot E. // DThC. 1, 28–35; Gunkel H. Das Buch Genesis. Gц., 1967; Jakubiec C. Prehistoria biblijna. Poznaс, 1969.

И. Баранов, Л. Мирри

Библейская энциклопедия арх. Никифора

авель

(Быт 4:2), на еврейском: Хибель — дуновение, пар, и отсюда — суета, ничтожество, или нечто скоропреходящее, был второй сын Адама и Евы. «И был Авель пастырь овец, — говорит бытописатель, — а Каин земледелец. Спустя несколько времени Каин принес от плодов земных дар Господу. И Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его (быть может ниспосланием огня с неба), а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился и поникло лицо его… и вот, когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его» (Быт 4:2-8). Гроб Авеля доселе указывают недалеко от Дамаска. Величие и превосходство жертвы Авеля пред жертвою Каина приписывается апостолом Павлом его вере (Евр 11:4): «верою Авель принес Богу жертву лучшую, — говорит он, — нежели Каин». В Новом Завете сам Спаситель говорит об Авеле, как о первомученике, и отличает его названием праведного (Мф 22:35). В послании ап. Павла к Евреям (11 гл.), Авель, вместе с прочими, причисляется к сонму древних ветхозаветных праведников, свидетельствованных в вере. Гностики сделали из Авеля эон, а секта Авеллитов, утверждая, что Авель, хотя и женатый, умер девственником, подражала ему, уклоняясь от исполнения супружеских обязанностей.

Православие. Словарь-справочник

авель

(евр. «суета», «плач»)

праведный сын Адама и Евы, убитый родным братом Каином. История Каина и Авеля кладет начало теме о страдающем Праведнике. Отнесенная повествователем уже к первому поколению людей, она имеет значение примера и конкретно представляет одну особенность человеческого существования, общую для всех исторических эпох: вначале неявный конфликт двух людей, несмотря на то что они кровные братья (см. Деян. 17, 26), приводит к братоубийственным распрям. В противоположность жертвоприношению Каинову, Авелево жертвоприношение угодно Богу (см. Быт. 4, 4-5) в силу внутреннего расположения и кротости приносящего его, а не материального качества жертвы. Авель представляет Праведника, которому благоволит Бог, в противоположность злому, который отвергается. Но злой подстерегает Праведника, чтобы его умертвить (см. Пс. 9, 27-32). Таков всеобщий закон, и кровь праведных, пролитая от начала веков, вопиет от земли к Богу о воздаянии правды (см. Быт. 4, 10). Этот закон жестокого мира достиг своего апогея в распятии Иисуса Христа. Он, Святой и Праведный (см. Деян. 3, 14), был умерщвлен своими современниками. Тягчайшее из преступлений! Оттого на этот род человекоубийц придет... вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого... убили между храмом и жертвенником (Мф. 23, 35). Это страшное изображение Божьего Суда касается не только частного случая иудейских начальников, ответственных за смерть Иисуса Христа; оно распространяется на весь мир, поскольку невинно умерщвленные встречаются всюду: их пролитая кровь вопиет об отмщении кровью: Третий Ангел вылил чашу свою в реки и источники вод: и сделалась кровь. И услышал я Ангела вод, который говорил: праведен Ты, Господи, Который еси и был, и свят, потому что так судил; за то, что они пролили кровь святых и пророков, Ты дал им пить кровь: они достойны того (Откр. 16, 4-6). Однако в то время как звучит этот голос, взывающий об отмщении, поднимается голос другой крови, более драгоценной, чем Авеля: голос очистительной крови Иисуса, Агнца Божия (см. Евр. 12, 24). Она испрашивает у Бога прощения: Отче! прости им, ибо не знают, что делают (Лк. 23, 34).

Таким образом, положение, созданное убийством праведного Авеля, переходит в свою противоположность в Иисусе Христе, страдающем Праведнике в самом абсолютном смысле этого слова. Но Авель, в противоположность Каину, представляющему для нас трагическое отсутствие любви в человеческом сердце (см. 1 Ин. 3, 12), остается примером внутренней прямоты, веры, приводящей к правде; вот почему он и по смерти говорит еще (Евр. 11, 4).

Библейский Словарь к русской канонической Библии

авель

’Авель (дуновение, незначительность) (Быт.4:2,4,8,9; Мат.23:35 ; Лук.11:51 ; Евр.11:4 ; Евр.12:24) — младший сын Адама и Евы, принесший Богу более угодную жертву, чем Каин, его старший брат, за что и был им убит (1Иоан.3:12).

Православная энциклопедия

авель

второй сын Адама и Евы. «И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец. Спустя несколько времени Каин принес от плодов земных дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился и поникло лицо его... и когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его» (Бытие, 4, 2–8). По преданию, гроб Авеля и поныне находится недалеко от города Дамаска. Апостол Павел приписывал превосходство и величие жертвы Авеля перед жертвою Каина: «Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин» (Послание к Евреям, 11, 4). В Новом Завете есть и слова Самого Спасителя, который говорит о праведном Авеле, как о первомученике (Евангелие от Матфея, 23, 35). А апостол Павел в своем Послании к Евреям причисляет Авеля к древним ветхозаветным праведникам, свидетельствовавшим об истинной вере.

Библия: Тематический словарь

авель

второй сын Адама:

Быт 4:2

первый пастырь:

Быт 4:2

принес угодную Богу жертву:

Быт 4:4; Евр 11:4

праведен перед Господом:

Мф 23:35

убит Каином:

Быт 4:8; 1Ин 3:12

кровь Иисуса говорит лучше, нежели Авелева:

Евр 12:24

Сиф замещает Авеля:

Быт 4:25

Энциклопедический словарь

авель
  1. (1757 - 1841), монах-предсказатель, из крестьян. За свои предсказания (дней смерти Екатерины II и Павла I, нашествия французов и сожжения Москвы и др.) многократно попадал в тюрьмы, проведя в заключении ок. 20 лет. Умер в заточении в суздальском Спасо-Евфимьевском монастыре.
  2. в Библии сын Адама и Евы, "пастырь овец", убитый из зависти старшим братом Каином - земледельцем, когда бог Яхве предпочел дары Авеля. В переносном смысле - невинная жертва жестокости.
Добавить свое значение
Предложите свой вариант значения к слову авель

Значения слов синонимов к слову авель

Показать комментарии
Добавьте комментарий первым!