ангел

существительное

Значение слова ангел

Словарь Ушакова

ангел

ангел, ангела, муж. (греч. aggelos, букв. вестник).

1. В религиозной мифологии - бесплотное существо, исполняющее приказания бога.

2. Идеал чего-нибудь, лучшее воплощение, олицетворение чего-нибудь (разг., с оттенком восхищения; устар.). Ангел красоты.

| Ласковое обращение к любимому человеку. Ангел мой (перевод франц. mon ange).

3. Святой, имя которого носит кто-нибудь (церк.).

| Именины (разг. устар.). Поздравление с ангелом.

Католическая Энциклопедия

ангел

(от греч. άγγελος — вестник, посланник; лат. angelus) — бесплотное творение, являющееся служителем Бога и посредником между Богом и людьми, между Творцом и творением (ср. Августин: «Ангел есть служебный титул»). Наделенные свободной волей, А. могут отпасть от служения Богу и предстать как враги Бога и людей.

В качестве служителей Бога (ср. Дан 7, 9–10) А. предстоят пред самим Господом (Тов 12, 15; Откр 8, 2–5) и Его Престолом (Ис 6, 1–4), возносят Ему славу (Пс 148, 1). Небесную природу А. символизируют белые сияющие одежды (Ин 20, 12; Деян 1, 10; 12, 7).

Посредничество А. между Богом и людьми символически выражено в «лестнице Иакова», простертой с небес на землю, по которой А. сходят и восходят (Быт 28, 12–13). Многочисленны примеры посредничества А. в ВЗ: А. вывели Лота из Содома (Быт 19), А. Господень нашел Агарь в пустыне (Быт 16, 7), объявил Гедеону, что он спасет народ Израиля (Суд 6, 11), предрек рождение Самсона (Суд 13, 3–21). В НЗ А. возвестил Деве Марии о рождении Спасителя (Лк 1, 26–38), А. Господень явился во сне Иосифу (Мф 1, 20), поведал пастухам о рождении Христа (Лк 2, 9–11), подал Св. Семейству знак о бегстве в Египет (Мф 2, 13) и о возвращении (Мф 2, 19–20). А. укреплял Христа во время молитвы на горе Елеонской (Лк 22, 43); о заступничестве ангельского воинства говорил Христос в Гефсиманском саду (Мф 26, 53). А. свидетельствовали о воскресении и вознесении Христа (Мк 16, 5–6; Лк 24, 23; Деян 1, 10–11); они станут участниками Второго пришествия, Страшного суда (Мф 13, 39–41.49; 16, 27; 24, 31; 25, 31; Мк 8, 38) и конечного триумфа небесной славы (Откр 1, 16; 8, 2 и далее).

В ВЗ (Исх 3, 2; Суд 2, 1 и др.) встречается понятие А. Господня, который говорит и действует как Сам Господь, но при этом отличен от Него. Подлинное значение этого образа до сих пор остается предметом дискуссий библеистов.

Каждому христианину помогает его Ангел-хранитель (Евр 1, 14; Мф 18, 10; Деян 12, 15; ср. Пс 91, 11; Мф 4, 6). А. следует почитать (Амвросий, De viduis, 9), но поклонение («служение») им считается грехом (Кол 2, 18).

В НЗ упоминаются также «согрешившие» А. (2 Петр 2, 4; Иуд 6). Согласно интерпретации, преобладающей в патристике и схоластике, грехопадение А. произошло в начале мира (Августин, О Граде Божием 15, 23); первым согрешил один из А., отпавший от Бога из-за гордыни (дьявол), и он вовлек в грех других А. (Thomas Aquinas, Summa theologiae 1a, 63, 8; SuЗrez, De angelis 5, 12, 13).

В первые века христианства считалось, что «духовное тело» А. состоит из более тонкой материи, нежели земные тела (такого мнения придерживались Тертуллиан, Григорий Назианзин, Василий Великий, Августин). Понятие о бесплотности А. как абсолютной нематериальности сформировалось в Средние века. Число А. «весьма велико». Согласно Псевдо-Дионисию Ареопагиту, А. разделены на девять чинов (серафимы, херувимы, престолы, господства, архангелы и др.).

Ср.-век. богословы писали о природе А. и об их месте в иерархии мироздания; совр. богословие не считает целесообразным использование чисто филос. методов в учении об А., ограничиваясь интерпретацией упоминаний об А. в библ. текстах. Согласно учению Католической Церкви, ангелы существуют и являются Божиими творениями (ср. DH 800, 3002). О личностной сущности А. писал Папа Пий XII в энц. Humani generis (DH 389). Отцы II Ватиканского собора говорят об А. в контексте истории спасения (LG 49–50, 66). Учение об А. получило свое выражение в Божественной литургии, которую народ Божий на земле мистическим образом служит вместе со святыми и А. на небесах.

Лит-ра: Книга Ангелов: Антология. СПб., 2001; SuЗrez F. De Angelis. Lv., 1620; Vacant A. AngОlologie dans l’Гglise latine depuis le temps des PПres jusqu’И St. Thomas // DThC 1, 1222–28; Idem. AngОlologie de St. Thomas d’Aquin et des scholastiques postОrieurs // Ibid., 1228–48; Peterson E. Das Buch von den Engeln. Lpz., 1935; Roques R. L’univers Dionysien. P., 1954; DaniОlou J. Les anges et leur mission d’aprПs les PПres d’Гglise. Chevetogne, 1957; Tavard G. Die Engel: Handbuch der Dogmengeschichte. Fri., 1968, Bd. 2/2b.

Е. Зайцев

Иконография. Изначально А. изображали в облике юношей. Первые известные образы А. (на фресках, в мозаиках, рельефах на саркофагах) относятся к III в. С кон. IV в. А. изображали с крыльями, ореолом или диадемой из звезд. Среди многочисл. иконографических представлений А. уже с раннего периода сформировалось несколько осн. тематических типов: 1) А. — свидетель в сценах крещения и вознесения Христа, в сюжете принесения в жертву Исаака, А., пребывающий вместе с пророком Даниилом во рву, со св. Петром, заточенным в темницу, и т.п.; 2) А., благовествующий Деве Марии, св. Иосифу, свв. Иоакиму и Анне, пастухам и т.п.; 3) А., поклоняющиеся Богу (киворий в базилике Св. Марка в Венеции, 550), а также прославляющие Пресвятую Богородицу (мозаика рим. базилики Сан Паоло фуори ле Мура); 4) А., указывающий путь Св. Семейству во время бегства в Египет; сопровождающий волхвов к Младенцу Иисусу и т.п.; 5) А., исполняющий Божественную волю в сценах Страшного суда, изгнания из рая и т.п.

Архангелов уже с V в. представляли в белых одеждах, с жезлом, мечом или шаром, символизирующим землю; первыми появились изображения архангела Михаила, позднее — Гавриила (особенно часто — в сцене Благовещения) и Рафаила. Впоследствии иконы архангелов Гавриила и Михаила стали постоянным элементом деисусного ряда иконостаса (располагаясь следом за иконами Богоматери и Иоанна Крестителя). В визант. искусстве получила распространение тема ангельских хоров. В вост. иконографии встречаются также самостоятельные изображения А. («Ангел Златые власы», 2-я пол. XII в., ГРМ, С.-Петербург).

Умиротворенные А. на иконах работы Чимабуэ (Мадонна с Младенцем на троне с двумя ангелами и святыми Франциском и Домиником и Мадонна с Младенцем на троне с восемью ангелами, кон. XIII в., обе — Уффици, Флоренция) созвучны безмятежному лику Пресвятой Богородицы. На фресках Джотто ди Бондоне в Капелле Скровеньи (нач. XIV в., Падуя) А. изображены сострадающими (Распятие и Оплакивание), возносящими благодарение (Рождество и Вознесение), торжественными и величественными (Страшный суд), в каждом сюжете добавляя эмоциональное и композиционное напряжение. В двух картинах Беато Анджелико Коронование Девы Марии (1434–35, Лувр; ок. 1435, Уффици, Флоренция) А. играют на лютнях, лирах, арфах и др. музыкальных инструментах, прославляя небесное величие Богоматери. В эпоху Возрождения также появилось представление А. в облике младенца. У Перуджино в росписях свода Станцы дель Инчендио (Музеи Ватикана) присутствуют сразу несколько типов А., причем, в отличие от вост. традиции, шестикрылые серафимы имеют не грозный, а, скорее, умилительный вид. Поэтические образы А. запечатлены в картинах Боттичелли («Мадонна Магнификат», 1481–85; «Мадонна с гранатом», 1487, обе — Уффици, Флоренция). А. в рыцарских латах предстает в сценах Страшного суда (Мемлинг, 1473, Гданьск) и Апокалипсиса (Дюрер, 1498). В эпоху барокко тема А. получила как худож. воплощение (Рубенс, Коронование Девы Марии), так и скульптурное воплощение (Бернини, Экстаз св. Терезы, 1647–52, Капелла Корнаро в рим. церкви Санта Мария делла Витториа). В рел. искусстве XIX в. тема А. присутствует у У. Блейка (Погребение Моисея, Музей Фогга, Кембридж), Э. Делакруа (Борьба Иакова с ангелом, 1849–61, церковь Сен-Сюльпис, Париж) и др.

Лит-ра: DACL 1, 2080–2161; RОgamey P.R. Les anges. P., 1946; Gostkowski R., Olech W. // EK 1, 611–613; Tsuji S. // NCE 1, 515–516.

И. Баранов

Архитектурный словарь

ангел

(греч. aggelos - вестник) чистый духом посредник меж богом и людьми. В раннем христианстве - младенец с крылышками, в итальянском ренессансе - девический ангел. Ангел - непременный персонаж евангелических сюжетов картин и скульптуры, украшающих культовые и пр. сооружения. Среди ангелов различаются: четыре архангела, ангельская стража, херувимы и серафимы - ангелы при господнем троне, имеют по шести крыльев - символ быстроты исполнения божьей воли. Александровская колонна (арх. О. Монферран, 1834) завершена бронзовой фигурой ангела работы Б. Орловского. В наружном убранстве Исаакиевского собора широко использована скульптура По проекту О. Монферрана фронтоны четырех портиков украшены гигантскими рельефами и статуями апостолов. Углы здания завершаются фигурами ангелов со светильниками. На балюстраде главного купола установлены 24 статуи ангелов.

(Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994)

Фразеологический словарь русского языка

ангел

Ангел во плоти

1) кроткий, непорочный человек

2) о человеке, скрывающем свои отрицательные качества

Библейская энциклопедия арх. Никифора

ангел

(Быт 16:7-14). Это слово на греческом и еврейском языке значит: вестник. Слово ангел (вестник) часто прилагается и к людям (Лук. 7:24, 9:52). Употребляемое в общем смысле оно выражает собой понятие о духовных существах и служении их, так как чрез них Господь являет свою волю и делает их орудиями исполнения оной. Из Свящ. Писания и предания мы знаем об их местопребывании и служении, что они владеют знанием и чистотою, далеко превосходящими наше мышление. Они существа духовные, бестелесные, одаренные волею, умом и могуществом, и занимающие высшую степень в ряду творения. Выражение: ты творишь ангелами Своими духов служителями Своими огонь пылающий (Пс 103:4, Евр 1:7) прямо указывает на бесплотность ангелов. Об явлении и служении ангелов мы можем иметь понятие из следующих мест Свящ. Писания: Быт 16:7-11, Суд 13:6, Иез 10, Дан 6:22, Мф 4:11; 18:10, Лук. 1:19, 16:22, 22:43, Деян 6:15, 12:9, Евр 1:14, 2:16, 2 Фес. 1:7, От 10:1,2,6. О числе ангелов мы знаем из следующих мест Свящ. Писания: 3 Цар 22:19, Пс 17:11, Дан 7:10, Мф 26:53. Лук. 2:9-14, 1 Кор 4:9, Евр 12:22. О силе и могуществе ангелов свидетельствуют следующие места: Пс 102:20, 2 Пет 2:11, От 5:2, 17:21, 19:17. На их служение и деятельность указывают следующие места: Суд 13:20, Ис 6:2-6, Мф 13:42, 26:53, Деян 27:23, От 8:13. Таковы некоторые главные места Св. Писания, выбранные нами из множества, в которых делаются указания на эти чины и степени мира ангельского, на их духовную природу и служение. Но кроме мира ангельского есть также мир злых духов. Это ангелы, по слову ап. Иуды, не сохранившие своего достоинства, но оставившие свое жилище. Они соблюдаются в вечных узах, под мраком, на суд великого дня (Иуд 1:6). О сих последних подробнее скажем в словах: диавол, сатана, бес.

Православие. Словарь-справочник

ангел

(евр. «посланник», греч. «вестник»)

бесплотный служебный дух, имеющий личную природу и созданный Богом для выражения Его воли, а также выполнения различных функций в мироздании. Ангелы в Священном Писании называются различными именами: Ангелами Божиими (см. Иов 1, 6; 2, 1), святыми (см. Дан. 8, 13), живущими на небесах (см. Мф. 18, 10), духами (см. Пс. 150, 6; Евр. 1, 14). Писание, кроме того, говорит о различных чинах Ангелов. Это Херувимы, изображаемые обычно с множеством глаз (см. Быт. 3, 24; Исх. 25, 22; Иез. 10, 1-20), Серафимы (см. Ис. 6, 2), изображаемые с шестью крылами, Начальства, Власти, Господства (см. Еф. 1, 21; Кол. 1, 16), Силы (см. Еф. 1, 21), Престолы (см. Кол. 1, 16), Архангелы (см. 1 Фес. 4, 16; Иуд. 9). Христианская Церковь всегда веровала в действительность ангельских духов, что и отражено в члене Символа веры: «Верую во Единого Бога Отца Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым...»; под «невидимыми» здесь подразумеваются Ангелы, сотворенные Господом прежде человека. Некоторые из этих духов, соблазненные сатаной, возмутились против Бога и превратились в злых духов. В наказание за это они вместе со своим главой, Люцифером, были низвергнуты в преисподнюю и стали ангелами тьмы, демонами, дьяволами. Остальные были верны Творцу, Который утвердил их в благодати и дал им небесное блаженство. Это добрые Ангелы, которым, по преимуществу, и усвоено это наименование.

Природа этих духовных существ до конца непостижима земному человеческому разуму. Внимательно и благоговейно читая Священное Писание, мы можем лишь познать достаточно большой ряд свойств их таинственной природы. Хотя им и не приписывается человеческих черт, они часто принимают образ людей, чаще всего юношей, оставаясь при этом бесплотными и, следовательно, бесполыми. Образ их явления, всегда неожиданный и чудесный, подтверждает их сверхчеловеческую, чисто духовную природу. Говоря о душе и духе человеческом, замечая также, что мы состоим из двух начал, Священное Писание никогда не говорит о духе Ангелов, подразумевая, очевидно, что они являются чистыми духами (см. Евр. 1, 14; Откр. 1, 4; Мф. 8, 16; Лк. 10, 20), хотя чистым Духом (абсолютно духовным) может называться только Бог (см. Ин. 4, 24; 2 Кор. 3, 17). Трактат св. Дионисия Ареопагита «О небесной иерархии» содержит описание 9 чинов, образующих три иерархически связанные триады. Первая и высшая из них включает Серафимов (евр. «пламенеющие»), Херувимов (евр. «излияния мудрости») и Престолов; вторая – Господства, Силы и Власти; третья – Начала, Архангелов и Ангелов.

Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

ангел

, а, м.

1. В религиозной мифологии сверхъестественное существо, якобы покровительствующее человеку по воле бога на Земле.

* Внезапно ангел утешенья, Влетев, принес мне талисман. // Пушкин. Стихотворения //; Не ангел ли с забытым другом Вновь повидаться захотел... // Лермонтов. Демон // *

2. Ласковое обращение к человеку.

* Мой ангел, жизнь моя, бесценный, душечка. // Грибоедов. Горе от ума //. *

3. Идеал, лучшее олицетворение чего-нибудь.

* Все, что осталось мне от жизни, это ты: Созданье слабое, но ангел красоты. // Лермонтов. Маскарад // *

АНГЕЛОК, АНГЕЛОЧЕК, АНГЕЛЬСКИ, АНГЕЛЬСКИЙ, АНГЕЛЬЧИК.

АНГЕЛ ВО ПЛОТИ, АНГЕЛ-ХРАНИТЕЛЬ, ПАДШИЙ АНГЕЛ.

Библейский Словарь к русской канонической Библии

ангел

’Ангел — как еврейское слово «малеак», так и греческое «ангелос» имеют значение «посланник», поэтому Ангел — это выразитель и исполнитель воли Божией (Пс.102:20). Из Священного Писания мы узнаем, что Ангелы — существа сотворенные, бесплотные, не знающие человеческих страстей и слабостей (Мар.12:25), обладающие волей (ибо есть падшие Ангелы), могущественные и наделенные разумом, превышающим человеческий, всегда являющиеся в мужском обличии. Ангелами в Писании названы: Давид (2Цар.19:27), пророк Аггей (Агг.1:13, евр. текст), Иоанн Креститель (Мал.3:1 а; Мат.11:10), Стефан (Деян.6:15). В Отк.2:1,8,12,18; Отк.3:1,7,14 упомянуты Ангелы отдельных, различных по характеру церквей (см.), стоящие в некоторых случаях ниже отдельных верующих (Отк.2:24 ; Отк.3:4), а в Отк.16:5 упомянут Ангел вод. В Быт.22:11 ; Быт.31:11 ; Исх.3:2,4; Суд.2:1 ; Ис.63:9 ; Мал.3:1 б Ангелом назван Сам Господь. В некоторых местах ангелами называются и служители сатаны (см.). (см. тж видение, власть, дух, призрак)

Православный энциклопедический словарь

ангел

(греч. - вестник) - бесплотное существо, дух, одаренный разумом и волею, посылаемый Богом на спасение людей.

Православная энциклопедия

ангел

на еврейском и греческом языках это слово означает «вестник». Иногда его употребляют применительно к людям, однако в общем смысле оно обозначает духовных существ и их служение Господу. Через ангелов Господь являет Свою волю, делая их орудиями ее исполнения. Из Священного Писания и церковного предания известно о месте их пребывания и об их служении. Ангелы обладают чистотой и знаниями, далеко превосходящими знания и чистоту смертных. Это бестелесные духовные существа, одаренные могуществом и умом, в ряду творений они занимают высшее место.

О явлении и служении ангелов повествует чуть ли не каждая книга Священного Писания. Однако, помимо ангелов света, существуют и падшие духи, которые не сохранили своего достоинства и оставили свое жилище. Господь их «соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня» (Книга апостола Иуды, 1, 6).

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

ангел

 Ангел

 ♦ Ange

«Существо – посредник между божеством и нами», по определению Вольтера. Иначе говоря, ангел – это посланник Бога (по-гречески angelos и значит посланник). Странно только одно: зачем Богу посредники?

Толковый словарь русского языка (Алабугина)

ангел

, -а, м.

1. В представлении христиан посланец небес, по воле Бога покровительствующий человеку. Обычно изображается в виде крылатого юноши.

* И вот, Ангел Господень предстал, и свет осиял темницу (Евангелие). *

2. перен. Идеал, олицетворение всего лучшего.

* Мой бог! Мой ангел во плоти! (Г. Державин). *

|| прил. ангельский, -ая, -ое.

* Ангельский вид. *

Библия: Тематический словарь

ангел

духовные существа, созданные Богом

А. Их происхождение и природа

духи:

Евр 1:14

созданы Богом:

Пс 148:2,5; Кол 1:16

созданы рано при сотворении мира:

Иов 38:7

созданы хорошо:

Быт 1:31

им не нужно поклоняться:

Кол 2:18; Откр 19:10

ни женятся, ни замуж не выходят, ни умирают:

Лк 20:35,36

часть ангелов взбунтовалась против Бога:

2Пет 2:4

Б. Имена и чины добрых ангелов

Михаил:

Дан 12:1; Иуд 9; Откр 12:7

Гавриил:

Дан 9:21; Лк 1:19,26

архангелы:

1Фес 4:16

серафимы:

Ис 6:2

херувимы => Иез10:1–3

начальники и власти:

Еф 3:10; Кол 1:16

престолы и господства:

Кол 1:16

есть много ангелов:

Откр 5:11

В. Обязанности Божьих ангелов

1. Общие обязанности

открыли закон:

Деян 7:38; Гал 3:19; Евр 2:2

приносят слово Господне:

Зах 1:14–17; Деян 10:3-6

славят и поклоняются Богу:

Евр 1:6; Откр 5:11,12

снабжают богоизбранных людей всем необходимым для жизни:

3Цар 19:5–8; Мф 4:11; Евр 1:14

защищают богоизбранных людей:

Пс 90:11; Дан 6:22; Деян 12:7-10

некоторые служат как ангелы-хранители:

Мф 18:10; Деян 27:23,24

объясняют волю Бога:

Дан 7:16; Зах 1:9,13,14

исполняют волю Бога:

Чис 22:22; Пс 102:20,21; Мф 28:2

наказывают врагов Божиих:

4Цар 19:35; Деян 12:23; Откр 14:17–16:21

2. Обязанности, связанные с Христом

Гавриил благовествовал Марии о рождении Иисуса:

Лк 1:26-38

ангел возвестил Иосифу об Иисусе:

Мф 1:20,21

ангелы славили Бога и пели при Его рождении:

Лк 2:13,14

ангел повелел Иосифу бежать в Египет:

Мф 2:13

ангел повелел ему вернуться:

Мф 2:19,20

ангелы служили Христу:

Мф 4:11; Лк 22:43

ангелы были готовы помочь Ему:

Мф 26:53

ангел отвалил камень:

Мф 28:2

ангелы возвестили о воскресении:

Мф 28:5–7; Лк 24:23; Ин 20:11-13

ангелы были при Его вознесении:

Деян 1:11

ангелы придут вместе с Христом:

Мф 25:31; 2Фес 1:7

Г. Падшие ангелы

1. Их предводитель — сатана:

Иов 1:6; Зах 3:1; Мф 4:10

2. Обязанности

борются с добрыми ангелами:

Откр 12:7-9

действуют через лжеучителей:

2Фес 2:9,10; 1Тим 4:1,2

пытаются разъединить верующих и Бога:

Рим 8:31-39

борются с Христом и Его церковью:

Откр 12:3–6,13-17

приносят зло людям:

Иов 2:6–8; Мф 13:38,39; Лк 13:11,16

искушают людей и толкают ко греху:

Мф 4:3

обвиняют нас перед лицом Бога:

Зах 3:1

Вестминстерский словарь теологических терминов

ангел

 ♦ (ENG angel)

 (греч. angelos - вестник)

библейский термин, обозначающий небесное существо, к-рое восхваляет Бога и служит Ему. В Библии есть множество описаний, как ангелы возвещают о рождении ребенка и его судьбе (Быт. 16:11; Л к. 1:11-20), взывают к Богу (Быт. 22:11), творят суд (2 Цар. 24:16) и т. д.

Словарь Богословских Терминов (Майерс)

ангел

 • Angel

Сверхъестественный посланник Бога, имеющий определённое поручение.

Словарь Ожегова

ангел

АНГЕЛ, а, м.

1. В религии: служитель Бога, исполнитель его воли и его посланец к людям (изображаемый обычно крылатым отроком, юношей). Сонм ангелов. Ангелы небесные. А. божий. Белый а. (добрый). Чёрный а. (злой). А.-хранитель кого-чейн. (оберегающий данного человека ангел или святой, имя к-рого человек носит, а также перен.: вообще тот, кто защищает, оберегает когон.). Падший а. (изгнанный из рая; также перен.: о грешнике). А. смерти (являющийся за душой умирающего). А. помогает, а бес подстрекает (стар. посл.).

2. перен. О человеке как воплощении красоты, доброты. А. кротости, чистоты, невинности.

3. обычно в сочет. с мест. «мой», «наш». Ласковое обращение (устар. разг.). Прощайте, а. мой.

День ангела то же, что именины. Поздравить с днём ангела. Подарок в день ангела.

Поздравить с ангелом с днём ангела.

Ангела из терпения выведет кто (разг.) очень раздражает, надоедает ктон.

Тихий ангел пролетел о наступившем молчании, тишине.

Не ангел кто (разг. неодобр.) о том, кто не отличается добротой, положительными качествами. Муж у неё далеко не а.

| уменьш. ангелочек, чка, м. (к 1 знач.; ангел-дитя), ангелок, лка, м. (к 1 знач.; устар. обычно об изображении маленького ангела) и ангельчик, а, м. (к 3 знач.; устар.).

| прил. ангельский, ая, ое (к 1 знач.). А. глас. А. лик (хор ангелов). А. чин (одна из ступеней иерархии, образующих триаду, или ангельский лик).

Словарь Ефремовой

ангел
  1. м.
    1. Сверхъестественное - по религиозным представлениям - существо, вестник и исполнитель воли Бога на Земле (изображаемый обычно в виде крылатого юноши).
    2. перен. Тот, кто является идеалом, воплощением, олицетворением чего-л. положительного.
    3. Употр. как поэтический символ благой вести.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

ангел

(греч. слово, означающее — посланник, вестник) — употребляется в Библии в многоразличных значениях: по отношению к Сыну Божию, Иисусу Христу, и по отношению к людям — пророкам, священникам и епископам церквей, и по отношению к предметам бездушным и явлениям природы, когда они являются вестниками гнева Божия. Но в собственном и тесном смысле это слово в Библии обозначает личные, духовные существа, совершеннейшие человека и сотворенные Богом, которые возвещают людям волю Божию и исполняют на земле Его веления. Вся история народа Божия совершается при служении А., и они являются в важные моменты ветхозаветным патриархам и праведникам: Аврааму, Иакову, Моисею, Иис. Навину, Давиду, а также Лоту и друг. В Новом Завете А. служат Иис. Христу и Его Церкви: возвещают и славят рождение Спасителя, служат Ему после искушения в пустыне, возвещают Его воскресение и вознесение, являются апостолам, имеют быть участниками будущего Суда и проч. Об А. говорит в своих речах Спаситель, о них пишут в своих писаниях апостолы. См. Верховского, "Библейск. словарь", 1871 г.; П. Солярского — "Опыт Библ. словаря" 1879 г.

Церковь приняла ветхозаветные понятия об А., особенно развитые в книгах времен плена вавилонского и преимущественно пророческих, и при свете новозаветных писаний выработала такое учение об А. Они существа, сотворенные Богом прежде творения видимого мира; они духовны и бестелесны, или, может быть, имеют некое эфирное тело; если они принимают видимый образ — это только случайная форма, а не постоянное бытие. Для А. не существует наших пространственных условий, но они не вездесущи. Они более совершенны, чем даже первозданный человек, но в совершенстве ограничены: несмотря на быстроту и глубину разумения, не всеведущи; несмотря на чистоту и святость, могут подвергаться искушениям. Они сотворены свободными, а потому могли свободно устоять в добре, как светлые ангелы, и пасть, как злые духи. Они предстоят пред лицом Божиим, исполняют Его волю, непрестанно славят Его и наслаждаются блаженством. А. неисчислимое множество; в этом несметном воинстве небесном имеются разные достоинства и степени совершенства. На основании ветхозав. и новозав. Писаний установлено разделение А. на три иерархии с подразделением каждой из них на три лика. Высшая иерархия: Серафимы, Херувимы, Престолы. Средняя иерархия: Господства, Силы, Власти. Низшая иерархия: Начала, Архангелы, Ангелы. Такая классификация полнее всего изложена Дионисием Ареопагитом в сочинении "Небесная иерархия". Какое значение степеней ангельских иерархий, неизвестно. Но собор Константинопольский 653 г. осудил тех, которые учили, что А. по природе и силам все сотворены равными. Отчасти по библейским сказаниям известны имена ангелов: Михаил — (кто как Бог), Гавриил — (муж божий), Рафаил — (помощь, исцеление Божие), Уриил — (огонь и свет Божий), Салаеиил — (молитва к Богу), Иеремиил — (высота Божия). Вероятно, чтобы дополнить седмиричное число, сюда же причисляются имена А., не упоминаемых в Библии: Иегудиил — (хвала Божия) и Варахиил — (благословение Божие). Церковное учение об А. см. Макарий, митр. Москов., "Догматическое Богословие", и Филарет, архиепископ Черниг., "Правосл. догматич. богословие" (1882, 151 — 182 стр.).

Учение об А. не было предметом особых споров и специальной обработки в древней церкви, как другие догматы. Впрочем, немало рассуждали относительно двух пунктов, именно о времени сотворения А. и о том, считать ли их чуждыми всякой телесности или признать имеющими эфирное тело. Почитание А. было в практике церковной с раннего времени и окончательно определено вторым Никейским — седьмым Вселенским собором (787 г.). Церковь западная приняла это учение и ввела в свою практику. Западные богословы-схоластики потратили немало труда над обработкою учения об А. и написали немало трактатов с самыми неожиданными вопросами и затейливыми ответами. Таков, напр., специальный трактат Суареса. Немало ненужных и ни на чем серьезном не основанных тонкостей можно найти и у наших ученых Могилянской академии. Протестантская догматика отрицает почитание А., но принимает учение о них, за исключением схоластических измышлений. Новая критика подвергает сомнению учение об А. отчасти с общей философской точки зрения (натуралистической или пантеистической), а отчасти на основании библейского текста. Действительно, в Пятикнижии и отчасти в других книгах до плена вавилонского учение об А. не имеет достаточной ясности. Там иногда А. называет себя Богом (Быт. XXXI, 11 — 13), или видевший А. называет его Богом (Быт. XVI, 7 — 13); то вестник отличается от Иеговы, то сливается с ним (Быт. XXII, 11, 14; Исх. XIII, 21, XIV, 19; Чис. XX, 16.; Быт. XIX, 15 — 24). Опираясь на такую неопределенность, одни видят в учении об А. остаток прежней языческой космогония евреев. Но если бы было так, возражают последним, учение с течением времени должно было теряться и затемняться; а мы видим совершенно обратное явление: учение об А. в Библии с течением времени все более уясняется и определяется. Другие, обращая внимание на то, что библейское учение об А. в более определенной форме высказывается во времена плена вавилонского, признают его не коренным еврейским, а заимствованным у иноплеменников. Но, принимая во внимание, что А. упоминаются далеко до плена вавилонского, на первых страницах книги Бытия, можно сказать, что вавилонский плен и знакомство с верованиями вавилонян могли иметь и, вероятно, имели некоторое значение в раскрытии библейского учения об А., но значение только внешнее. Они возбуждали к частному раскрытию этого учения параллельно или в сопоставлении чуждой религии. Но развитие ангелологии зависело от внутренних причин и совершалось на основе существовавших уже понятий. Иные видят в А. только форму проявления в природе сил Иеговы, нераздельных от него и тождественных с ним. Но этому противоречат многие места, говорящие об А. как личностях самостоятельных и отдельных от Иеговы. Так, в рассказе о видении Иаковом лестницы А. восходят и нисходят по лестнице, а вверху ее стоит сам Иегова (Быт. XXVIII, 12, 13). Иис. Навину явился вождь сил Иеговы, а А. впоследствии обыкновенно назывались воинством Иеговы. Есть взгляд, по которому А. не что иное, как поэтическое олицетворение сил природы, выражающих Божие могущество, или отвлеченное понятие о действиях Иеговы в мире, словом, личная форма выражения безличных действий. Правда, в поэтических книгах Библии выражается иногда олицетворение явлений природы как орудий божественного могущества (Пс. CIV, 4). Но места, говорящие об А., резко отличаются от таких и ясно говорят, что под А. разумеются лица, а не явления природы, духовные существа, а не физические силы. Некоторая неопределенность библейского учения об А. объясняется своеобразным сравнительно с другими религиозными представлениями взглядом Библии на отношение ангелов к Богу и к людям. А. в верованиях еврейского народа и в культе его не имеют никакого самостоятельного значения; они не боги и не полубоги, а только слуги и исполнители воли Иеговы. О них человек знает настолько, чтобы признать их вестниками Божества и в вестях их признать Божественное повеление. Они предполагаются известными, и потому на первых страницах книги Бытия (Быт. III, 24, XVI, 7) говорится об А. без упоминания об их происхождении и определения их природы. Посланный говорит во имя Пославшего; потому, вероятно, о словах А. говорится как о словах Бога: в библейском рассказе они иногда смешиваются с Иеговою. — Ср. Епископ Хрисанф, "Религии древн. мира" (1878, т. III, 121 — 142 стр.); Герцог и Плит, "Real-Encyklop ä edie" (1879, т. II, под cл. "Engel"), Эд. Рим, "Handw ö rterbuch d. bibl. Alterthums" (1884. т. I, под сл. "Engel").

Изображение А. было предметом искусства еще по Ветх. Зав.: на Кивоте Завета были изображены крылатые херувимы; в храме Соломоновом два больших херувима с крыльями покрывали все пространство, занимаемое Ковчегом в Святыя Святых. Пророк Иезекиил в известном видении колесницы изображает херувимов человекообразными, с 4 лицами и 4 крыльями; ноги у них с ступнями тельца и блестящи, как медь; с лицом человеческим соединялись с правой стороны лицо льва, а с левой — тельца и орла; 2-мя крылами они летали, а 2-мя покрывали лица и проч. (Иезек. I, 1 — 28). Менее сложна символика у пророка Исаии в изображении Серафимов, но все-таки символика обильная. Древнее христианское искусство в изображении А. держалось особенной простоты. Принятое теперь изображение А. в виде обнаженных детей или одной только головки с крыльями, но без тела тогда не было известным. Древнее искусство изображало А. в виде зрелых юношей в тунике, стянутой по поясу орарем. В первые столетия А. изображались обыкновенными людьми. Об этом мы знаем от церковных писателей и из дошедших до нас памятников искусства. На фреске Благовещения II века арханг. Гавриил изображен в украшенной тунике с орарем. Точно так же изображен архангел Рафаил, спутник Товии. В древнем изображении трех отроков в пещи на А. такое же одеяние, как и на отроках. Таким образом, древнее христианское искусство в изображении ангелов отличается от языческого в его изображении гениев. Если и встречаются между древними христианскими памятниками языческие изображения гениев, то только в виде аллегорических украшений. С IV века является в христианском искусстве весьма слабое желание отличить изображения А. В отличие от людей А. придают сияние и крылья. Даже в V в. не определилась еще эта форма изображения, и А. изображаются или с сиянием, или только с крыльями. Потом (с VI в.) начинается изображение А. в виде странника с посохом в руках. С VIII в. уже изображают А. с крыльями, сиянием и посохом, посохи иногда оканчиваются крестами. Изображений А. с какими-нибудь характерными признаками их иерархического положения — по иерархии Дионисия Ареопагита — древняя церковь совсем не знала. Эта манера принадлежит византийскому искусству. Ф. К. Крауз, "Real Encyklop. d. christl. Alterth ü mer" (1880, сл. "Engelbilder").

Добавить свое значение
Предложите свой вариант значения к слову ангел

Цитаты со словом ангел

  • - И угощение было тоже настоящее кавказское: суп с луком, а на жаркое — чехартма, мясное. - Черемша вовсе не мясо, а растение вроде вашего лука. - Нет-с, ангел мой. Чехартма не лук, а жаркое из баранины. - А я вам говорю, черемша — лук. - А я вам говорю, чехартма — баранина. - А я вам говорю, черемша — лук. - Что же я буду с вами спорить! Вы никогда не были на Кавказе и не ели чехартмы. - Не ел, потому что терпеть не могу. От черемши такой же запах, как от чеснока.. Антон Павлович Чехов, "Три сестры"
  • Падший ангел изменил Богу, вероятно, потому, что захотел одиночества, которого не знают ангелы.. Антон Павлович Чехов, "Палата номер 6"
  • Создание, представленное очам моим, было так сверхчеловечески прекрасно, что могло быть послано лишь небом или адом. Она не была обыкновенной девушкой, созданной из персти земной и скудно освещенной изнутри мерцающим лучом человеческой души. То был ангел! Но ангел мрака, сотканный из пламени, а не из света.. Виктор Гюго, "Собор Парижской Богоматери"
Показать комментарии
Добавьте комментарий первым!