афиша

существительное

Значение слова афиша

Словарь Ушакова

афиша

афиша, афиши, жен. (франц. affiche - объявление). Вывешиваемое объявление о спектакле, лекции, концерте и т.п.

| Театральная программа (устар.).

Словарь терминов по рекламе, маркетингу и PR

афиша

вид печатной рекламы. В отличие от плаката, является анонсом какого-либо грядущего события, и расклеивается на улице.

Толковый словарь русского языка (Алабугина)

афиша

, -ы, ж.

Расположенное на видном месте объявление о спектакле, концерте, лекции, кинофильме.

* Расклеить афиши. *

|| прил. афишный, -ая, -ое.

* Афишная тумба. *

Словарь Ожегова

афиша

АФИША, и, ж. Объявление о спектакле, концерте, кинофильме, лекции.

| прил. афишный, ая, ое.

Словарь Ефремовой

афиша
  1. ж.
    1. Объявление о спектакле, концерте, лекции и т.п., вывешиваемое на видном месте.
    2. перен. То, что выставлено напоказ, внешняя, показная сторона чего-л.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

афиша

— так называется в обширном смысле всякого рода объявление. В более узком смысле А. наз. объявления о театральных зрелищах и всякого рода увеселениях. Обычай выставлять публично разного рода объявления теряется в глубокой древности. Древние народы обнародовывали свои законы, или акты, выгравировывая их на медных или деревянных досках, которые вывешивались к общему сведению на более посещаемых местах; в Афинах законы Солона, в Риме законы XII таблиц, народные решения, преторский эдикт и эдикты эдилов выставлялись публично; решения сената (senatusconsulta) выгравировывались на мраморных и металлических досках и также вывешивались. Подобные А. найдены на открытых домах Помпеи. Эти находки доказывают, что не только правительство для своих целей пользовалось А., но ими пользовались и частные лица для вывешивания памфлетов, оповещения продаж и сведений о новых книгах и т. п. А. эти наз. tabulae promulgationis, libelli etc. и их прибивали к столбам (ad pilam) или колоннам (ad columnam) — специально назначенным для вывешивания А. Позже А. начали писать на пергаментах. Немцы, французы и швейцарцы до конца средних веков для разных публичных извещений пользовались глашатаями (Ausrufer, crieurs), барабанами на перекрестках и т. п. После изобртения книгопечатания А. получает права гражданства. Раньше всего А. начали пользоваться во Франции, где уже в 1407 и 1417 гг. было воспрещено расклеивание нарушающих общественный порядок объявлений и пасквилей, а в 1539 г. эдиктом Франциска I вводится обнародование ордонансов путем объявлений. Вместе с распространением афишного способа обнародования на Западе возникает целый ряд полицейских распоряжений, вылившихся в так называемое афишное право (droit d'affichage), имеющее целью воспрепятствовать распространению вредных и опасных объявлений и защищать закономерные — от оскорбления и уничтожения. К числу средств, содействующих достижению указанной цели относятся: 1) цензура объявлений полицейскими учреждениями, 2) введение особых афишеров (для Парижа с 1722 г.), распространявших только властью разрешенные А., 3) требование выставлять на А. адрес и название типографии, в которой они печатались, и перечислить карательные меры за срывание законных А., 4) судебное преследование за вывешивание объявлений, в которых заключаются пасквили и оскорбления частных лиц или властей, или же оскорбления общественной нравственности, призыв к неповиновению властям и т. п. (О порядке и правилах, практикуемых у нас, частных, торговых, административных и судебных объявлений — см. Объявления). В Париже и др. городах некоторые торговцы ввели ходячие афиши (affiches ambulantes ou — hommes-affiches) — это разодетые в пестрые костюмы афишеры, носящие впереди и позади себя доски, на которых наклеены афиши.

Афиша в театральном деле — вестник жизни театра; они существовали во все времена. Изобретение их, как и вообще А. нового времени, приписывают испанскому поэту Козьме д'Овиедо, предшественнику Сервантеса, но вряд ли это справедливо, так как театральные А. найдены при раскопках Помпеи, да и по многим другим данным можно полагать, что римлянам театральные афиши были известны. В средние века театральную А. заменяет глашатай и барабанный бой. Как постоянное театральное извещение, А. явилась впервые в Париже со времен революции 1789 г., а до того времени их заменяли pancarte — вывешенное у дверей театра обявление о спектакле, шутовские объявления с подмостков театра, выставление картин, изображающих содержание представления, как это до сих цор практикуется в народных балаганах и т. п. На первых А. не выставлялись имена авторов и актеров, а говорилось вообще, от имени актеров, что "их поэт разработал превосходный сюжет", и даже еще в 40-х годах во Франции на А. расписывались панегирики искусству артистов, нередко для завлечения публики описывалась красота и костюмы участвующих актеров, и заканчивалась А. просьбой, чтобы почтеннейшая публика поспешила брать места в театре. А. иногда выходили в стихах. В XVIII веке афиши разных театров отличались цветом бумаги, на которой печатались. Выставлять на А. имена авторов н актеров теперь обязательно; еще в 1789 г. актеры просили парижского мэра разрешить им не выставлять на афишах имен актеров, как это делалось раньше, ввиду являющихся для них неудобств и затруднений при замене одного актера другим, но в этой просьбе им было отказано. Теперь в Париже право расклейки театральных А. арендуется и сосредоточно, как и печатание их, в одних руках. Расклейка производится рано утром во всех частях города на особых колоннах — colonnes-affiches, во множестве расположенных по городу. Кроме того подробности о спектаклях вместе с именами действующих лиц и пр. помещаются в особых театральных и общих газетах. У нас до 3 0-х годов, помимо театральных А., выходивших как особое издание, во всех столичных театрах существовал обычай со сцены возвещать публику о предстоящих спектаклях (см. Анонс). Право печатания театральных А. в столицах составляет монополию министерства двора, так как главные театры в Петербурге и Москве — Императорские. Несмотря на то, что монополия театральных представлений дирекции Императорских театров уже прекратилась (существовала с 12 июня 1783 г. по 19 марта 1883 г.), право печатания А. в столицах до последнего времени отдавалось в аренду; ныне же театр. А. печатаются в типографии департамента уделов, при казенной администрации дела. Монополия театр. А. придумана в начале нынешнего столетия актером русской драматической труппы Рыкаловым. Из собрания А., имеющегося в императ. Публичной библиотеке, видно, что уже в 1812 г. существовала подписка на получение А. "со взносом десяти руб." в год. Предложение Рыкалова состояло в том, что он принимает на себя печатание всех вообще А. и исправное их доставление публике, а также печатание разных объявлений, театральных и маскарадных билетов, программ и т. п., без всякой от дирекции платы, причем обязывался зa свой счет содержать разносчиков А. — за что должен был вносить ежегодно в пользу дирекции 5000 руб. За этот взнос и за принимаемые на себя обязательства, Рыкалов просил единственного позволения — брать с подписчиков на А. по 10 руб. с каждого в год в свою пользу. А. эти печатались в театральной типографии на цельном листе, куда входили объявления о театрах — русском, немецком и французском. Право арендатора театральных А. рассылать вместе с ними и извещения о всяких других зрелищах в столице было злоупотреблением таким же, каким представлялось печатание объявлений только в некоторых избранных газетах. Расклейка театральных А. по городу в столицах запрещена. Афиши вывешиваются только у театров, а сведения о спектаклях публикуются в газетах. Разрешение печатать всякого рода А. возлагается на местные полицейские начальства (Полн. Соб. Зак., 1865, № 41988), в столицах и градоначальствах — на градоначальника, в уезде — на исправника, в городе — на полициймейстера. Три копии со старых А. см. Арапова, "Драматический альбом" (Москва, 1850). Коллекция А. Импер. Пуб. библиотеки начинается с 1809 г.

"Афиши и объявления" — заглавие это носила газета, издаваемая в Москве с января 1883 г. Ф. Гиляровым; с 1 сентября 1884 г. газета эта начала выходить под той же редакцией с новым заглавием: "Вестник литературный, политический, научный и художественный, с афишами", под каким и существует до сих пор. Газета посвящена преимущественно театральному делу Москвы: рецензии, афиши о спектаклях, печатание либретто и т. п. находят здесь место. С конца 1889 вторым редактором состоят А. Гиляров.

Афишами биржевыми называются печатные листы, выставляемые на биржах к сведению торгующих людей. Они содержат в себе: сведения о распоряжениях правительства касательно биржевых занятий, особенно биржевой игры, биржевых маклерах, аукционистах, браковщиках, авариях, разных банкротствах, подлогах и т. п. (см. Биржа).

Афиши Растопчинские — так назывались печатные листки разнообразного содержания, издававшиеся в 1812 г. московским главнокомандующим графом Федором Васильевичем Растопчиным для жителей Москвы и Московской губернии. Листки эти не носили никаких заглавий, появлялись без объявленного заранее срока, иногда два раза в день, иногда же через несколько дней, и имели форму писем, объявлений, воззваний к русскому народу, поддерживающих его мужество, воспламеняющих его патриотическое чувство, извещающих его о победах русских армий. Афиши эти имеют не столько литературное, сколько историческое значение и кроме того теперь ценятся, как величайшая библиографическая редкость. Так как они издавались без нумерации, то нельзя ожидать, чтобы могло составиться их собрание: до сих пор найдено 18 афиш, а между тем известно, что гр. Растопчин редкий день не издавал афиши; но такие летучие листки естественно должны были исчезать в большом количестве. Библиографическое их издание в 300 экземплярах сделано А. С. Сувориным: "Растопчинские афиши 1812 г.", СПб. 1889 г.); в предисловии указана библиография предмета.

Добавить свое значение
Предложите свой вариант значения к слову афиша

Синонимы к слову афиша

  • анонс
  • аншлаг
  • афишка
  • киноафиша
  • объявление
  • плакат
  • публикация
  • реклама
  • плакаты
Показать комментарии
Добавьте комментарий первым!