Значение слова бадняк
Словарь языческих понятий и богов
мифологический персонаж, воплощаемый рождественским поленом, пнем или веткой, сжигаемой в сочельник. У сербов канун Рождества называется бадний день (от слова бадняк). В этот день пекут праздничный пресный хлеб, с золотой или серебряной монетою внутри, называемый боговица (у сербов - чесница). Иногда Бадняка называют старым богом, в противоположность Божичу, соотносимому с молодостью, новым годом. Бадняк связан с образом змея у корней дерева. Сожжение его в конце старого года эквивалентно, таким образом, поражению огнем змея, воплощения нижнего мира, вредоносного начала и знаменует начало нового сезонного цикла, гарантирует плодородие и т.п. Ритуал выбивания искр из горящего Бадняка сопровождается пожеланием умножения скота по числу искр: Сколько искр, столько бы коров, коней, коз. овец, свиней, ульев, счастья и удачи! Возжжение Бадняка известно и в Черногории и у болгар, и везде оно сопровождается семейным пиршеством.
Словарь языческих понятий и богов представляет собой справочно-популярное издание, посвященное основным понятиям языческой религии и ее богам. Словарные статьи раскрывают перед читателем историю язычества, дают представления о самых многочисленных языческих племенах, существовавших и существующих по всей день на территории Евразии, Африки, Америки, рассказывают о языческих ритуалах и пантеоне.
Словарь будет интересен увлекающимся мировой историей, филологией, религиоведением, а также всем тем, кто хочет узнать больше о фольклоре и древних традициях, сохранившихся в нашей жизни до сих пор.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
— так называлось в древней славянской мифологии полено, изображавшее солнце. В праздник Коляды (см. это сл.) гасили старый огонь и зажигали Б., головней которого окуривали улья, а золой посыпали поля, что по тогдашним верованиям способствовало размножению пчел и оплодотворению почвы. У южных славян так называется дубовый пень, срубленный до восхода солнца накануне Р. X. и сжигаемый во время сочельника; вот почему и этот день называется "бадни дан". При этом соблюдаются некоторые обряды, именно, прежде всего назначенный для рубки дуб посыпается хлебным зерном, и хозяин дома говорит: "Добро ютро и честит ти бадни дан".. Срубивши дерево так, чтобы оно падая не задело других деревьев, вечером привозят пень домой и хозяин, входя с бадняком в избу, говорит: "Добри вечера читястни бадни дан", после чего один из мужчин бросает снова зерно на пень и отвечает: "Даю ти Бог добро, сретно и честито", и тогда пень сжигается. В некоторых местностях пень перед сожжением украшают лентами и цветами, головни из него обносят около ульев; в других же бадняком называется сноп соломы, который в этот день кладут под стол. Ср. Афанасьев, "Воззрения славян на природу" (III, 733); Мангардт, "Baumkultus".
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона — универсальный русскоязычный энциклопедический словарь, изданный в период 1890-1907 годов.
Словарные статьи охватывают широкий круг вопросов, от истории России и ее науки, которым отведено два полутома словаря, до юриспруденции.
Манера изложения словаря лишена привычной стилизации и некоторые статьи изложены художественным языком. В составлении словаря принимали участие именитые ученые того времени, в том числе Д.И. Менделеев.
Словарь будет интересен широкому кругу читателей и полезен тем, кто хочет познакомиться с представлениями о науке и культурными особенностями России того времени.