базилика

существительное

Значение слова базилика

Словарь Ушакова

базилика

базилика, базилики, жен. (от греч. basilikos - царский) (архит.). Особый средневековый и античный тип постройки, разделенной внутри двумя продольными рядами колонн.

Средневековый мир в терминах, именах и названиях

базилика

(от греч. basilike — царский дом) — в ант. и средневековой культуре здание вытянутой прямоугольной формы, разделенное на несколько продольных проходов-нефов рядами колонн или столбов. Средний (главный) неф, как правило, выше и шире боковых и освещается через окна над крышами боковых нефов. С утверждением христианства б. стала одним из основных типов храмов, центр, неф которого завершается ориентированной на восток апсидой, где находится алтарь. Постепенно б. приобрела форму лат. креста.

Культурология. Словарь-справочник

базилика

(греч. basilike – царский дом) – прямоугольное в плане здание, разделенное рядами колонн или столбов на продольные части (нефы). В Древнем Риме базилика – это судебные или торговые здания; позже – один из главных типов христианского храма.

Католическая Энциклопедия

базилика

(базилика, базилика) (греч. βασιλική — царский дом)— тип строения прямоугольной формы, которое состоит из нечётного числа (3 или 5) различных по высоте нефов.

Нефы разделены продольными рядами колонн или столбов, с самостоятельными покрытиями. Центральный неф — более широкий и больший по высоте, освещается с помощью окон второго яруса и завершается апсидой (лат. absida, гр. hapsidos — свод, арка), увенчанной полукуполом.

Входом в базилику является поперечный объём — нартекс — притвор, входное помещение, которое обычно примыкает к западной стороне христианских церквей. В храмах раннехристианского и средневекового периодов нартекс был предназначен для прихожан, не имевших разрешения входить внутрь главного помещения, т. н. оглашенных, готовых принять христианство.

Римская базилика

Римляне переняли этот тип строения у греков. Первая базилика в Риме была Базилика Эмилия (179 г. до н. э.). При Цезаре было начато строительство базилики Юлии (54 г до н. э.), завершено при Августе. Огромное строение базилики Константина (306—312 гг. см. также Базилика Максенция) стало последним монументальным сооружением римских императоров в Риме.

Также в других городах Италии и римских провинциях началось строительство по типу базилики. Так в 120 году до н. э. в Помпеи была воздвигнута монументальная базилика. Она сильно пострадала при землетрясении в 62 году и к моменту извержения Везувия (в 79 году) так и не была восстановлена. Это самая старая сохранившаяся до наших дней базилика.

В 310 году при императоре Константине была воздвигнута Aula Palatina в Трире.

Архитектурный словарь

базилика

(греч. Basilike – царский дом; в Афинах – портик, где заседал архонт-базилевс basilevs - царь)

вытянутое, прямоугольное в плане здание, разделенное внутри продольными рядами колонн или столбов на несколько (преимущественно нечетное количество) частей (нефов), имеющих самостоятельные перекрытия. Средний неф всегда выше боковых, так что верхняя часть его стен, прорезанная окнами, выступает над крышами боковых нефов. Первые христианские базилики имели деревянное открытое строительное перекрытие, которое позднее сменилось каменным сводчатым.

|

* * *

прямоугольное в плане здание, разделенное внутри продольными рядами опор (колонн или столбов) на несколько проходов - нефов. В античной архитектуре была административным сооружением, в архитектуре христианского Запада стала основным типом храмового зодчества.

(Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005)

|

* * *

Здание с вытянутым прямоугольником в основе плана, расчлененное внутри продольными рядами колонн или столбов на нефы.

(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)

|

* * *

Первоначально базилика - официальное присутственное место архонта (судьи) на торговой площади в Афинах. В римскую эпоху - это просторный торговый или судебный зал, расчлененный рядами колонн на три продольные галереи (нефа). В ранней христианской церкви в абсиде на месте римского трибунала, осуществляющего надзор за торгом, помещалась епископская кафедра, появились хоры для певчих и АМВОН. Внутренний объем базилики расширился за счет пристройки поперечного нефа (трансепта), вестибюля (нартекса) и открытого атриума (или райского дворика) с колодцем. В дальнейшем развитии базилики появилась крипта, крестовая сень, арочные своды, колокольня. Базилика - широко распространенный тип композиции христианских храмов По типу базиликального сооружения осуществлен Петропавловский собор (арх Д. Трезини, 1732).

(Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994)

Античный мир. Словарь-справочник

базилика

(греч. basilike - царский дом)

здание прямоугольной формы, разделенное рядами колонн на несколько нефов. Получила название от места заседания архонта-басилея в Афинах. В Древнем Риме предназначалась для судебных заседаний и других публичных собраний, здесь же заключались торговые сделки. В глубине б. находилась трибуна для выступающих. По типу б. стали строить христианские храмы. Б. получила свое дальнейшее развитие в византийской, романской и готической архитектуре.

Колпинский Ю.Д., Бритова Н.Н. Искусство этрусков и Древнего Рима. М., 1983. С. 107-110.

(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)

* * *

1) в рим. архитектуре большой зал для собраний, часто продолговатый в плане, с высоким центр, пространством, освещенным вертикальными окнами. Древнейшая Б. сохран. в Помпеях - бол. прямоуг. здание, узким входом обращенное на форум. Имела пятипролетный портал - вход в вестибюль. Интерьер обходила двухъярусная колоннада. Перспективу колоннады в глубине Б. замыкал трибунал - двухъярус. возвышение на подии для выступлений судей. Среднее пространство Б. было перекрыто. Существовал и др. род базиликальных зданий, с поперечной ориентацией: Б. в италийском г. Коза была обращена к форуму открытой длинной стороной и имела апсиду напротив входа;

2) форма раннехрист. церкви, с высоким вертикальным нефом, кончающимся апсидой, к-рый фланкирован двумя более низкими боковыми нефами и перекрыт деревянной крышей.

Е.А.С.

(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под ред. В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Православие. Словарь-справочник

базилика

здание, предназначавшееся в Римской империи для гражданских собраний (торговых и судебных). В некоторых местностях римские базилики после некоторых изменений были превращены в христианские храмы. В своем плане христианская базилика представляет собой прямоугольник, который в длину в два раза больше, чем в ширину. Внутреннее пространство базилики разделяется в длину двумя или четырьмя рядами колонн на три или пять продолговатых частей, которые называются нефами. На восточной стороне прямоугольника, по числу нефов, устроено соответствующее количество (три или пять) алтарных полукружий (см. Апсида). Если церковь небольшая, то она не разделяется на нефы и у нее одно алтарное полукружие. В противоположной алтарным полукружиям части базилики помещается притвор (нарксис) и портик, составленный из колонн. Средний неф шире и выше боковых, и между его колоннами, в стенах, над кровлей боковых нефов, помещаются окна, которые освещают базилику. Перед христианской базиликой обыкновенно находился колодец или фонтан с надписью, предлагавшей верующему перед вступлением в храм омыть себе нe только лицо и руки, но и душу. При входе в базилику было отделено в ширину храма место для оглашенных. В боковых нефах стояли в правом – мужчины и в левом – женщины. В среднем было отгорожено место для низшего духовенства и певчих. В этом же месте находились две кафедры: одна для чтения Евангелия, другая для чтения посланий и произнесения проповедей. Высшее духовенство занимало конец центрального нефа, который имел возвышение и был отгорожен, как в римских судебных базиликах. В середине алтарного полукружия стояло кресло епископа; по бокам его – седалища для священников, а диаконы стояли направо и налево при входе в алтарное полукружие, перед которым возвышался алтарь с дарохранительницей под балдахином на четырех колонках. В последующее время, с утверждением христианства, базиличный тип храма долго сохраняется на Западе (до XI в.) и приобретает новые черты: здание приняло форму латинского креста, появились купола, как правило, одного диаметра. На Востоке базилика в дальнейшем была вытеснена крестово-купольным храмом.

Скифы. Византия. Причерноморье. Словарь исторических терминов и названий

базилика

(греч. «царский дом») в Афинах так называлась крытая галерея, где заседал архонт - басилей (царь - отсюда «басилион»). Позже - греко-римское общественное здание для собраний, приспособлений к богослужению. Как тип храма сложилась к IV веку, завоевав признание по всей территории Римской, а затем и Византийской империи благодаря простоте конструкции, которая в то же время обеспечивала хорошую видимость и слышимость происходившей внутри здания службы. Типичная базилика представляла собой прямоугольное в плане строение, к которому с восточной стороны примыкала алтарная часть - полукруглая апсида (от греч. «свод»). Интерьер прямоугольного зала делился на 3 - 5 продольных частей - нефов колоннами или столбами, причем центральный неф был обычно шире и выше остальных и покрыт двухскатной черепичной крышей. Перекрытия боковых нефов были односкатными. В верхней части стен среднего нефа, возвышавшихся над перекрытиями боковых, устраивали ряд окон, чем обеспечивалось хорошее освещение главного зала, где проходили основные богослужебные церемонии. В стенах апсиды иногда тоже были окна, как правило, три, что соответствовало символу Троицы. Вход в базилику вел с западной стороны, через «прихожую» - нартекс. Над боковыми нефами внутри храма на втором этаже иногда размещались помещения второго яруса - хоры (гинекей), куда с низу вела каменная лестница, пристроенная к стене. К концу XX века в Херсонесе было открыто в общей сложности 13 базилик, располагавшихся преимущественно на площадях в центре города и вдоль берега моря. Самые ранние из них были построены, очевидно, в V веке, подавляющее большинство остальных в конце VI-начале VII века, время своеобразного «архитектурного бума» в городе, и одна в XII веке, в то время, когда такой тип зданий больше не возводили.

Вестминстерский словарь теологических терминов

базилика

 ♦ (ENG basilica)

 (греч. basilike - царский дом, двор)

ранний тип христианского храма, к-рый представляет собой прямоугольное в плане здание с апсидой в одном конце, колоннами, образующими нефы, и нартексом - в другом конце. В настоящее время является также почетным наименованием, даваемым папой определенным церковным сооружениям.

Энциклопедический словарь

базилика

(от греч. basilike - царский дом), прямоугольное в плане здание, разделенное внутри рядами колонн или столбов на продольные части (нефы); средний неф, более высокий, освещается через окна над крышами боковых нефов. В Др. Риме базилики - судебные и торговые здания; позже базилика - один из главных типов христианского храма.

Словарь Ожегова

базилика

БАЗИЛИКА, и, и БАЗИЛИКА, и, ж. (спец.). Античная и средневековая постройка (обычно храм) в виде удлинённого прямоугольника с двумя продольными рядами колонн внутри.

| прил. базиликовый, ая, ое и базиликовый, ая, ое.

Словарь Ефремовой

базилика
  1. ж. Прямоугольное - общественное, культовое и т.п. - здание, разделенное продольными рядами колонн.
  2. ж. см. базилика.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

базилика

— базиликами в древнем языческом Риме назывались общественные здания, предназначенные для суда и торговли, а в христианский период — церкви. Слово Б. — латинское по своей форме и греческое по своему происхождению: от βασιλεύς, βασιλεχός — царь, царский. Это греческое название указывает на греческое происхождение подобных зданий, и действительно мы знаем, что в V в. до Р. X. существовало в Афинах здание, известное под названием βασιλεως στοά. Эта "стоя" была местом судебных отправлений, и в ней, по свидетельству Павзания, "заседал архонт в течение его годичного управления государством". Есть также основание полагать, что она служила иногда местом собрания ареопага и была центром письменного афинского законодательства. О форме этого здания мы, к сожалению, ничего не знаем, потому что до нас не дошло ни развалин его, ни каких-либо описавий древних авторов. Все же исторические и археологические соображения по этому поводу представляют собой лишь более или менее вероятные гадания и потому особенного внимания не заслуживают. Несомненно только одно, что это было здание с колоннами, потому что греч. "стоя" соответствует лат. "портик", что обозначает часть здания, образуемую колоннами. Такие "стои" были не в одних только Афинах, но также в Спарте, Пирее и Агригенте. Принимая во внимание распространенность зданий этого типа в Греции, несомненное влияние греческой архитектуры на римскую и наконец, то обстоятельство, что первые Б. в Риме появляются лишь во II веке до Р. X., следовательно, почти на два с половиной века позже чем в Греции, можно принять за несомненный факт, что базиличная форма зданий была заимствована римлянами, как и многое другое, у греков. Первая Б. в Риме была построена в 184 г. до Р. X. у форума Порцием Катоном и была названа по имени своего основателя "Порциевой". Ее назначение состояло в том, чтобы заменять отчасти форум, т. е. быть местом разных отправлений общественной жизни, как, напр., судебных, политических и торговых. Она сгорела в 62-м году до Р. X.

Пример Катона нашел многих подражателей, и в Риме после него строится целый ряд базилик, каковы, напр., Фульвиева и Эмилиева, названная так по имени своих строителей, цензоров Фульвия Нобилиора и Эмилия Лепида; "Семпрониева", сооруженная Тиверием Семпронием Гракхом, и затем "Опимиева", построенная Люцием Опимием. Все эти базилики прилегали к форуму и были построены до Августа; от них теперь не осталось никаких следов. К счастью, до нас дошли остатки и развалины нескольких более поздних базилик, которые дают нам возможность сделать достоверные выводы о форме и расположении этого рода сооружений; такова, напр., базилика "Юлиева", начатая Юлием Цезарем и оконченная Августом; базилика "Ульпиева", построенная при императоре Траяне, затем колоссальная базилика Константина в Риме.

Разберем теперь вкратце дошедшие до нас римские Б. Базилика Юлиева была первоначально освящена в 46 г. до Р. X., потом отстроена вновь после пожара при Августе, затем была возобновлена Максимианом и Диоклецианом после вторичного пожара в 283 г. по Р. X., и наконец, последнее обновление ее относится к 877 году после Р. X. Она примыкает своим длинным фасадом к южной стороне форума и находится между храмом Сатурна у подножия Капитолия и храмом Диоскуров (Кастора и Поллукса) у подножия Палатина. Длина ее была около 37 саж., а ширина около 8. С восточной, короткой стороны ее расположена лестница в пять ступеней, около которой обыкновенно показывают начало сlоаса mахimа, громадной древнеримской подземной трубы, впадающей в Тибр. Б. эта была раскопана в половине нынешнего столетия итальянским археологом Каниной и теперь вся видна. Четыре продольных ряда столбов разделяют ее на пять пролетов, нефов, или кораблей, как их называют, из которых средний гораздо ниже боковых. При раскопках были найдены следы сводов, а Канина видел даже остатки второго этажа Б. на соседних домах, но дома эти теперь разобраны, и остатки, виденные Каниной, для нас исчезли. Помост Б. отлично сохранился и состоит из квадратных плит желтого, серого и красноватого мрамора. На знаменитом, гравированном на мраморе плане древнего Рима, части которого хранятся в Капитолийском музее, на стенах входной лестницы видна часть Юлиевой Б. на обломке № XII.

Одной из самых великолепных базилик Рима была Ульпиева, сооруженная греком Аполлодором Дамасским, любимым архитектором императора Траяна в 111—114 гг. по Р. X. и названная так в честь рода Ульпиев, к которому принадлежал император. Остатки ее мы до сих пор видим на форуме Траяна в Риме, около колонны этого императора. Траянов форум раскопан в настоящее время только в небольшой своей части и теперь представляет собой прямоугольную яму, над которой, как набережные над рекой, высятся прилегающие улицы нового Рима. Б. приходится поперек ямы, так что открыта ее средняя часть, а концы до сих пор еще не откопаны, и всю форму ее мы можем определить только с помощью того же плана Капитолийского музея, где она изображена на обломке XIV в. Она значительно превосходила своими размерами Юлиеву и имела около 50 сажень длины и 25 сажень ширины. В середине находилась длинная зала, обнесенная двумя рядами колонн и наружной стеной, так что, в сущности, подобно предыдущей, она была разделена колоннами на пять нефов, из которых средний, образующий залу, был очень велик и имел 11 сажен ширины. К одной из узких сторон ее примыкала большая полукруглая ниша, называемая трибуной, абсидой или конхой (раковиной) для судей; по бокам ее были расположены лестницы, ведшие в галереи 2-го этажа. По трем свободным сторонам, посередине их, было устроено по несколько выходов. Если стать лицом к абсиде, то с правой стороны Б. были две симметричные продолговатые пристройки, которые, по мнению нкоторых археологов, были хранилищами латинских и греческих книг. Они не доходили несколько до середины, оставляя свободным вход и образуя своими короткими сторонами, вместе с оставшейся свободной частью стены базилики, квадратную площадку, в центре которой стоит Траянова колонна. Основание Б. было мраморное, а кровля бронзовая. Она была так великолепна, что Константин Великий признал ее "единственным зданием во всей вселенной".

Сравнительно весьма хорошо сохранилась в нижних своих частях базилика в Помпее.

План базилики в Помпеях.

Она точно так же представляет собой продолговатое здание, длина которого почти в три раза превосходит его ширину, но только внутри ее не четыре, а два ряда колонн, которые разделяют ее всего лишь на три нефа. На одной из узких сторон ее колоннады пять входов, а на противоположной — возвышение, или эстрада, для судей, которая заменяет абсиду. Есть очень серьезное основание полагать, что средний неф этой базилики был выше боковых. Она была основана в I веке до Р. X. и вскоре перестроена после пожара архитектором М. Арторием.

Эти две базилики без всякого сомнения имели горизонтальное, балочное, так называемое архитравное покрытие, т. е. плоский потолок, как в наших нынешних домах.

Остается еще сделать краткий очерк базилики Константиновой, которая находится в Риме против Палатинского холма, близ форума, примерно на линии зданий, расположенных на его северной стороне. План ее — прямоугольник довольно близкий по своей форме в квадрату, длина которого равна 43 саж., а ширина 33 саж. Длинной стороной она обращена к Палатину и имеет посередине с этой стороны вход. Четырьмя громаднейшими пилонами (столбами, поддерживающими своды) она разделена на три очень широких нефа; боковые два ниже и покрыты цилиндрическими сводами; средний, имеющий около 10 саж. ширины, был покрыт тремя колоссальными крестовыми сводами; он освещался тройными окнами, расположенными выше крыши боковых нефов. Против главного входа со стороны Палатинского холма, в противоположной стене, расположена полукруглая абсида; точно так же на короткой правой (считая от главного входа) стороне расположен против центрального нефа вход, а против него, в конце этого же нефа, расположена также абсида. Весьма многие данные заставляют полагать, что Б. эта начата Максенцием, окончена после поражения его Константином Великим в III — IV в. после Р. X. и названа Константиновой. Остов ее северной части сохранился еще довольно хорошо и своей колоссальностью до сих пор еще производит подавляющее впечатлние.

Сводя теперь различные данные, добытые путем рассматривания дошедших до нас остатков римских Б., мы можем прийти к следующим выводам: 1) что это были большие продолговатые здания, которые располагались близ городских площадей, 2) что они разделялись несколькими рядами колонн на нечетное число пролетов, или нефов, из которых средний был самый широкий и высокий, 3) что боковые нефы представляли собой двухэтажные галереи, и что они покрывались в раннюю эпоху балками, а позже сводами, 4) что в них устраивалась всегда абсида, или эстрада для суда. Для большей ясности прибавим, что внутреннее устройство Б. очень напоминает собой главные залы петербургского и московского дворянского собрания, хорошо известные жителям наших столиц: сама зала — это средний неф; проходы за колоннами и хоры — это двухъярусные галереи боковых нефов, а эстрада для музыкантов — это судейская трибуна; зала освещается верхними окнами, т. е. окнами, расположенными вверху среднего нефа, в стене над колоннами.

Перейдем теперь к назначению всех этих частей: в базиликах консул или претор изустно разбирал тяжбы римских граждан, причем середина служила обыкновенно местом суда, а боковые части заняты были местными законниками (юрисконсультами), к которым во время судебных заседаний обращались за советами. Там же пробовали свои силы и уменье говорить приготовлявшиеся к адвокатуре. В абсиде, покрытой обыкновенно полусферическим сводом, ставился судейский трибунал (возвышение с несколкими ступенями для подъема и курульским креслом), где сидел консул или претор. Перед трибуналом было достаточно места для публики, приходившей судиться. Секретари (scribae) сидели поотдаль, по бокам трибунала, и к ним можно было проходить по боковым нефам, не тесня толпу в Б. Что касается внутренней жизни древнеримской Б., то превосходную картинку ее дает Буассье в своих "Promenades arch è ologiques" (Пар., 1880 г.) при описании Юлиевой Б. "От нее остался, — говорит он, — мраморный помост, который возвышается над уровнем прилегающих улиц и занимает площадь в 4500 кв. метр. (около 2100 кв. саж.). По следам колонн и столбов, поддерживавших своды здания, можно восстановить его план. Оно состояло из большой средней залы, предназначенной для судебных отправлений, она была настолько велика, что в ней помещались четыре суда, которые заседали или вместе, или порознь. Там решались важнейшие в государстве гражданские дела, и Квинтилиан, Плиний Младший и другие знаменитые защитники того времени стяжали себе здесь блестящие лавры. Двойной ряд портиков окружал эту большую залу; они были тогда излюбленным местом прогулок и развлечений для мужчин и женщин. Недаром же Овидий советует молодежи укрываться там от палящего полуденного зноя: там бывала такая многолюдная и разнородная толпа! Но не одни только щеголи и легкомысленные искательницы приключений наполняли собой портики Юлиевой Б.; немало приходило туда и простого народа, и праздношатающихся, и людей без дела, которых было столько в этом великом городе, где государи и богачи заботились о прокормлении и развлечении бедняков. Люди эти оставили свои следы на полу Б.: его мраморная выстилка исцарапана множеством кругов и квадратов, пересеченных большей частью прямыми линиями, которые подразделяли их на отдельные части. Они служили для римлян чем-то вроде шашечных досок для игры, страсть к которой была невероятно развита у этих праздных людей. Здесь играли не одни только простые граждане: Цицерон в своих "Филиппиках" говорит об одном весьма важном человеке, который, не краснея, играл перед целым форумом. В последние времена республики пытались законом подавить эту страсть, но он остался без применения, игра продолжалась во все время существовании империи, и свежие черты, которые бороздят пол Юлиевой Б., свидетельствуют, что игра шла до последних минут древнего Рима. Б. была довольно высока: над первым этажом портиков шел второй, куда вела лестница, следы которой заметны еще до сих пор. Из этого этажа видна вся площадь; отсюда Калигула бросал деньги в толпу, забавляясь тем, что народ давит друг друга. Отсюда же было видно, что делается внутри Б., и можно было следить за речами защитников. Плиний рассказывает, что когда он вел одно важное дело, защищая интересы дочери, лишенной отцом наследства, который восьмидесяти лет увлекся интриганткой, толпа была так велика, что не только наполняла собой всю залу, но даже и верхние галереи были переполнены мужчинами и женщинами, пришедшими его послушать".

Весьма любопытные указания относительно построения базилик дает Витрувий, присоединяя к ним подробное описание базилики, построенной им в Фануме. По его свидетельству, базилики разделялись на общественные и частные. Первые находились на площадях (откуда и само название их forenses, т. е. площадные), а вторые — в домах. Кроме того, некоторые новейшие археологи различают разного рода базилики: для прогулок, для винной и меховой торговли, судебные и меняльные, хотя определенных признаков их различного устройства, обыкновенно, никто не указывает. Торговое значение базилик не подлежит никакому сомнению: излагая свои правила о построении базилик, Витрувий прямо требует наибольших удобств для купцов: — "Места для базилик, — говорит он, — должны примыкать к форумам и находиться на теплой (т. е. на южной, солнечной) стороне, чтобы торгующие в них могли легко зимой переносить ненастье". А что они вместе с тем служили местом прогулок, вполне понятно: они очень напоминают в этом случае наши пассажи, которые точно так же состоят сплошь из магазинов и часто переполнены гуляющей толпой. Прочие подразделения бизилик указывают только на разнообразие товаров, в них продававшихся, а отнюдь не на разное их устройство. Таково назначение базилик общественных. Перейдем теперь к частным.

Частные базилики были в домах знатнейших граждан и во дворцах. "Знатным людям, — говорит Витрувий, — занимающим важные государственные должности, надо устраивать роскошные приемные, высокие атриумы, великолепнейшие перистили (см. это сл.), сады, обширные места для прогулок, в соответствие их величию; кроме того, библиотеки, картинные галереи и базилики, столь же великолепно украшенные, как и общественные здания, потому что в домах их часто бывают и общественные совещания, и частный третейский суд"; что касается до дворцовых базилик, то, во-первых, остатки их найдены в вилле Адриана близ Тиволи, а во-вторых, во дворце Домициана на Палатинском холме в Риме, где базилика занимает правый, лицевой угол дворца и имеет вход снаружи, и представляет собой прямоугольную залу с абсидой на конце, противоположном входу; она освещалась, вероятно, окнами, расположенными вверху. Все ее составные части еще очень легко различить: у абсиды уцелел даже обломок мраморной балюстрады, которая отделяла судей от присутствующих. В ней нередко сам император решал гражданские и уголовные дела, которые ему докладывались. Домициан особенно держался за эту принадлежность своей верховной власти: он хотел прослыть строгим судьей и жестоко карал других за те же самые проступки, которые он так охотно прощал самому себе.

Таковы были Б. в римском зодчестве. Вместе с падением его должна бы погибнуть и Б., как строительная форма; но она была, так сказать, подхвачена и следовательно, спасена христианством, которое стало придавать базиличную форму своим первым храмам. Влияние римских общественных Б. в этом случае несомненно. Из древнехристианского искусства Б. перешла в средневековое и, преобразовываясь и развиваясь, просуществовала, как самостоятельная и архитектурная форма, вплоть до появления стиля Возрождения. — О древнехристианской Б. см. "Древнехристианское зодчество"; о средневековых Б. см. в ст. "Романское зодчество" и "Стрельчатое зодчество".

Литература: M. Vitruvii Polltonis, "De architectura" (libri decem, Лейпциг, 1836 г.); L. B. Alberti, "De re aedificatoria" (Флоренция, 1845 г.); Gaston Boissler, "Promenades arch è ologiques" (Пар., 1880); Zestermann, "Die antiken und die christlichen Basiliken" (Лейпц., 1847 г.); I. A. Messmer, "Ueber den Ursprung, die Entwickelung und Bedeutung der Basilica in der christl. Baukunst" (Лейпц., 1834 г.); W. Weiug ärtner, "Ursprung and Entwikeluug des christlichen Kirchengebä udes" (Лейпц., 1858); F. Kugler, "Der rö mische Basilikenbau" ("Kunstblatt", 1842 г., № 86); Oscar Mothes, "Die Basillkenform bei deu Christen der ersten Jahrhunderte" (Лейпц., 1865 г.); H. Покровский, "Происхождение древнехристианской Б." (СПб., 1880 г.); Красносельцев, "О происхождении христианского храма" (Казань, 1880 г.).

Добавить свое значение
Предложите свой вариант значения к слову базилика
Показать комментарии
Добавьте комментарий первым!