бытие

существительное

Значение слова бытие

Словарь Ушакова

бытие

бытие (бытиё разг.), бытия, мн. нет, ср.

1. Существование, реальность. Бытие определяет сознание. «Движение - форма бытия материи.» Ленин.

2. Жизнь, существование (устар., теперь ирон.). Скоро кончится его счастливое бытие.

Книга Бытия (церк. лит.) - название одной из библейских книг Ветхого Завета.

Начала Современного Естествознания. Тезаурус

бытие

центральная философская категория (понятие), обозначающая прежде всего существование, бытие в мире, данное бытие (например, в предложении: «Я есть»), характеризующее все существующее как актуально, так и потенциально (действительное бытие, возможное бытие), как в реальности, так и в сознании (в мысли, в воображении). Предмет исследования особой философской дисциплины — онтологии. Следует различать реальное и идеальное бытие, из которых первое называют существованием, а второе — сущностью. Реальное бытие — фактически случающееся в пространственно-временных событиях, идеальное бытие — неизменное, вечное, лишенное времени, ему не свойственно проявляться как факту. Противоположность — ничто.

Словарь антонимов русского языка

бытие

небытие

смерть

Православие. Словарь-справочник

бытие

(греч. genesis – «творение», «начало»)

первая книга канона священных ветхозаветных книг. Название получила от своего содержания: возникновение мира (1-я гл.); происхождение человека (2-я гл.); история допотопного и послепотопного человечества до патриарха Авраама (4-11-я гл.); начало истории еврейского народа в истории его патриархов Авраама, Исаака и Иакова (12-50-я гл.); оканчивается книга повествованием о смерти Иакова и его сына Иосифа в Египте. Книга Бытия составляет одно целое с книгами Исход, Левит, Числа и Второзаконие (см. Пятикнижие) и служит для них введением, объясняя проихождение еврейского народа.

Главная цель книги Бытия – представить историю истинного богопочитания на земле, показать, как Господь руководил судьбой избранного Им человека с его потомками и приготавливал его к принятию Своих откровений.

Гаспаров. Записи и выписки

бытие

♦ "Заведующий тем, что есть и чего нет" — назывался казначей Северного Египта. (Источник не выписан).

♦ "Вот книжка, доказывающая, что Наполеона не существовало; не попробовать ли тебе доказать, что ты сам не существуешь, и этим отрешиться от твоих неврозов?" — "Что ты сам не существуешь — это так очевидно, что доказывать это — значит, наоборот, убеждаться, что ты, к сожалению, существуешь".

♦ Дочь сказала: "Бытие определяет сознание". Внучка спросила (7 лет): что это значит? "Ну, вот что важнее — что ты думаешь или что ты делаешь?" — "Именно я?" — "Именно ты". "Я — что думаю, а другие — что делают". И объяснила: она-то знает, что толкнулась в коридоре не нарочно, а учительница не знает, видит только то, что сделано, и записала выговор.

♦ Внучка смотрит в окно на пустой двор. "Что ты делаешь?" — "Я смотрю на происходящее".

♦ (Воск. персона, 2, 8). "…челобитную о небытии — повелеть ему не быть в анатомии, куншткаморою называемой: уже стало ему, горькому, тошно вся дни провождать посреди лягв, и младенцев утоплых, и слонов, — и за то свое небытие даст он впятеро больше противу своей цены". (Отработал ли я впятеро за свое небытие?)

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

бытие

 Бытие

 ♦ Être

«Невозможно дать определение бытия, не впадая в нелепость [т. е. не пытаясь объяснить смысл какого-либо слова этим же словом], потому что определение любого слова начинается с выражения "это есть…" – неважно, выражается ли оно явно или подразумевается. Значит, для определения бытия необходимо сказать: "бытие есть…", и тем самым использовать в определении само определяемое слово» (Паскаль, «О духе геометрии», I). То же самое подтверждает «Словарь» Лаланда, даже не цитируя Паскаля: бытие это «простой термин, определение которого невозможно». И не потому, что мы не знаем значения этого слова, но потому, что мы не можем дать ему определение, не допустив предположения, что заранее обладаем этим знанием, пусть и смутным. Если слово бытие «употребляется во многих смыслах», как говорил Аристотель (у которого каждый из этих смыслов выливался в категорию: бытие выступает под именами субстанции, количества, качества, отношения), это ничуть не помогает нам установить, что же это такое само по себе, ни что общего имеется во всех этих смыслах.

Бытие как существительное происходит от глагола быть. Если бы нам удалось дать определение глаголу, с существительным дело пошло бы легче. Итак, глагол «быть» чаще всего употребляется в двух основных значениях: абсолютном («этот стол есть») и относительном или соединительном, т. е. в качестве связки субъекта и предиката («этот стол – (есть) прямоугольный»). «Глагол "быть", – отмечал Фома Аквинский, – употребляется в двух значениях. С одной стороны, он указывает на акт существования, с другой – выявляет структуру предложения, которую наш ум формирует, чтобы связать субъект с предикатом». Но насколько велико различие двух этих значений? И нельзя ли представить первое предложение в форме, предполагающей употребление глагола «быть» в качестве глагола-связки? Например, сказать: «Этот стол есть бытие»? Разумеется, можно, только с помощью этого маневра мы так и не узнаем о столе ничего нового. В первом значении, пишет Кант, «б ытиене есть реальный предикат, иными словами, оно не есть понятие о чем-то таком, что могло бы быть прибавлено к понятию вещи. Оно есть только полагание вещи или некоторых определений самого себя». Во втором значении, иначе говоря, «в логическом применении оно есть лишь связка в суждении» («Критика чистого разума», Идеал чистого разума, раздел 4). В метафизическом плане главную трудность представляет, разумеется, именно первое значение. Почему бытие не является действительным предикатом? Потому что оно ничего не добавляет к предполагаемому субъекту. Например, продолжает Кант, независимо от того, есть Бог или его нет, понятие Бога от этого не меняется. Вот почему нельзя от понятия совершить переход к существованию, а следовательно, доказать существование Бога исходя из простого определения (на что претендует онтологическое доказательства бытия Божьего).

Следует заметить, что в своем абсолютном значении (и если отвлечься от некоторых отличительных особенностей разных философов) глагол быть в общем и целом означает существовать; его противоположностью будет сочетание «не быть», как антонимом слова «бытие» является слово «небытие». Об этом говорил еще Парменид. «Бытие есть», т. е. имеется бытие, а не ничто. Именно этому нас учат опыт и мышление, именно это они предполагают. Быть значит входить составной частью в это «имеется», присутствовать в пространстве и времени (именно это я называю существованием), упорно отстаивать свое присутствие (настаивать на своем существовании) или просто присутствовать (это и есть, на мой взгляд, бытие в собственном смысле слова). В качестве определения подобная формулировка не годится, это ясно (любое из объяснений подразумевает глагол «быть»), что снова отсылает нас к Паскалю. Определить можно лишь то, что есть (сущее), не само бытие, которое предполагает любое высказывание. Спиноза, рискнувший дать в «Метафизических мыслях» определение бытия (он называет бытием «все то, что при ясном и отчетливом восприятии необходимо существует или, по крайней мере, может существовать»), в «Этике» все-таки поостерегся его повторять и не предложил взамен никакого другого. Это хороший пример, и не грех ему последовать. Бытие прежде всего не понятие, поддающееся определению; это опыт, присутствие, акт действия, в предположительном виде присутствующие в любом определении, но не содержащиеся ни в одном из них. Значит, бытие это молчание и условие речи.

Москва. Энциклопедический справочник

бытие

творческое объединение московских художников. Создано в 1921 группой выпускников Вхутемаса — учениками П.П. Кончаловского: Г.А. Сретенским, А.А. Талдыкиным и др. В 1924 в него вошли некоторые члены Нового общества живописцев, а в 1926 — общества «Московские живописцы». Председатель общества — П.П. Соколов-Скаля, члены — М.Н. Аветов, С.А. Богданов, Б.С. Земенков, А.А. Лебедев-Шуйский, В.А. Саввичев и др. Для художников «Бытия» характерны живописные искания в пейзаже и натюрморте, современная, в том числе московская городская, тематика. В Москве было проведено восемь выставок: в 1921 — в музыкальной школе А. Шор (Мясницкая улица, 27); в 1923 — в Политехническом музее; в 1925 и 1926 — в Историческом музее; в 1927 и 1928 — в МГУ; в 1928 — в рабочем дворце имени Осоавиахима (Ленинградское шоссе, 34а; здание не сохранилось); в 1929 — на Тверской, 4—6 (здание не сохранилось). В 1929 большая часть членов «Бытия» вступила в АХРР, а оставшиеся участники объединения в 1930 образовали Общество советских станковистов-оформителей.

Вестминстерский словарь теологических терминов

бытие

 ♦ (ENG being)

 (лат. Ens)

наиболее фундаментальная характеристика и свойство всех существующих вещей, их реальность, существо или сущность.

Тезаурус русской деловой лексики

бытие

Syn: жизнь, существование

Энциклопедический словарь

бытие
  1. философская категория, обозначающая реальность, существующую объективно. Несводимое лишь к материально-предметному миру, бытие обладает различными уровнями: органическая и неорганическая природа, биосфера, общественное бытие, объективно-идеальное бытие (ценности культуры, общезначимые принципы и категории научного знания и др.), бытие личности.
  2. первая книга Пятикнижия, излагающая мифологические представления древних евреев о создании Вселенной, Земли и человечества, а также легендарную древнейшую историю евреев.

Словарь Ефремовой

бытие
  1. ср.
    1. Объективная реальность, существующая независимо от нашего сознания; материя, природа (в философии).
    2. Совокупность условий материальной жизни общества.
  2. ср. Жизнь, существование (противоп.: небытие).

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

бытие

— первая книга канона священных ветхозаветных книг. Название (в греческом переводе LXX толковников: γένεσις — происхождение, начало; отсюда — славянское "бытие") получила от своего содержания: происхождение мира (1 глава); происхождение человека (2 глава); история допотопного и послепотопного человечества до патриарха Авраама (4—11 главы); начало истории еврейского народа в истории его патриархов: Авраама (12—25 главы), Исаака (26—35 главы) и Иакова (37—50 главы); оканчивается книга повествованием о смерти Иакова и его сына, Иосифа, в Египте. В еврейской Библии книга Бытие надписывается начальным словом: "берешит" ("в начале"). Книга Б. составляет одно целое с книгами: Исход, Левит, Числа и Второзаконие, и служит для них введением, объясняя происхождение народа еврейского, божественное устроение которого в царство Иеговы через посредство Моисея и составляет главный предмет указанных четырех книг. Церковь иудейская и церковь христианская (основываясь на свидетельстве Иисуса Христа и апостолов) признавали и признают писателем книги Б. Моисея, вождя и законодателя еврейского народа. Несогласные с этим верованием церкви мнения о происхождении книги Б., как и о происхождении Пятикнижия вообще, высказываемы были в первые века христианства некоторыми еретиками, затем в XVI и XVII веках — немногими лицами католического и протестантского мира, не признававшими сверхъестественного божественного откровения. В прошедшем же и особенно в текущем столетии о позднейшем времен Моисея происхождении книги Б., в связи с вопросом о позднейшем происхождении всего Пятикнижия, составлено, преимущественно протестантскими учеными критической школы, несколько, одна другую опровергающих, гипотез на основании некоторых нерешительных внутренних признаков (каково, например, преимущественное употребление в различных частях Пятикнижия различных имен Божиих: Елогим и Иегова), допускающих различные объяснения и выводы, и не всегда в духе отрицательной критической школы. Более подробное обозрение этих гипотез см. в статье о Пятикнижии Моисея. В русской экзегетической литературе известны следующие подробные толкования на книгу Бытия: "Записки на книгу Бытия" Филарета, митрополита московского (СПб., 1816); Г. Властова, "Священная летопись" (т. 1, СПб., 1876).

В. Рождественский.

Словарь Ожегова

бытие

-я, ср. (книжн.).

  1. Жизнь, существование. Радость бытия.

  2. Совокупность материальных условий жизни общества. Б. определяет сознание.

    прил. бытийный, -ая, -ое (к 1 знач.; спец.).* Бытийные глаголы - в языкознании: глаголы, называющие процесс бытия, существования, наличия, напр. быть (в 1 знач.), иметься, существовать, есть1 (во 2 знач.), звучать (по отношению к существованию звука "звучит музыка"), течь (по отношению к существованию реки "течет река") и многие др.

Добавить свое значение
Предложите свой вариант значения к слову бытие

Цитаты со словом бытие

  • Человек с обыкновенным мозгом мыслит дуалистически: свет и мрак, сладкое и горькое, добро и зло. А в природе такого дуализма не существует. В мире нет ни зла, ни добра, а только бытие и деяние. Когда мы описываем действие, мы описываем жизнь; когда мы даем этому действию имя – например, разврат или непристойность, – мы вступаем в область субъективных предубеждений.. Ирвинг Стоун, "Жажда жизни"
  • Без веры в свою душу и её бессмертие бытие человека неестественно, немыслимо и невыносимо.. Федор Михайлович Достоевский, "Дневник писателя"
  • Конечно, бытие определяет сознание. Это — как правило. Однако, к счастью, как исключение, но достаточно часто случается так, что сознание опережает бытие. Иначе мы бы до сих пор сидели в пещерах.. Аркадий и Борис Стругацкие, "Отягощённые злом, или Сорок лет спустя"

Синонимы к слову бытие

  • благодать
  • благодеяние
  • быт
  • бытность
  • быть
  • век
  • веки
  • веко
  • дато
  • двигать
  • действительность
  • дни
  • добро
  • жизнь
  • житие

Однокоренные слова к слову бытие

  • будущее
  • будущий
  • будущность
  • бывать
  • былой
  • быт
  • бытийный
  • бытность
  • бытование
  • бытовка
  • бытовой
  • бытописание
  • бытописатель
  • быть
  • бытье
Показать комментарии
Добавьте комментарий первым!