государство

существительное

Значение слова государство

Словарь Ушакова

государство

государство, государства, ср.

Политическая наука: Словарь-справочник

государство

1) способ организации общества, основной элемент политической системы. В конституционном праве под понятием государства подразумеваются все официальные властные органы власти (правительство, парламент, суды), действующие в масштабе страны или территориально-политической единицы с местными представителями властных органов. В международном праве государство является основным участником международных отношений, включает политическую организацию власти и население с определенной территорией. Основным качеством государства является его суверенитет. Государство имеет определенную форму правления (монархия, республика), по форме государственного устройства может быть унитарным или федерацией;

2) организация публичной политической власти, основанная на монопольном праве, во-первых, нормирования общественных отношений (законодательная власть), во-вторых, регулирования общественных отношений, опирающемся на средства и меры принуждения (исполнительна власть), в-третьих, разрешения конфликтов в обществе (судебная власть). Как управляющая система общества, государство обладает внутренней структурой, имеет специальные органы для реализации своих полномочий - государственный механизм, государственный аппарат и т.п.

Современный экономический словарь. 1999

государство

в качестве экономического субъекта

1) совокупность органов и лиц, сосредоточивших в своих руках экономическую власть, принимающих экономические решения в государственном масштабе, распоряжающихся государственной собственностью;

2) все виды экономических ресурсов, факторов производства, денежных средств, находящиеся в государственной собственности, в распоряжении и ведении государственных органов власти (государственная экономика).

Этимологический Словарь Русского Языка

государство

Древнерусское – государьство.

Слово «государство» со значением «акт правления» было известно в русском языке с XV в., однако получило широкое распространение в разговорной речи только в XVII в. В письменных источниках слово государство впервые встречается в «Уложении» 1649 г.

Происхождение его аналогично происхождению слова «господинь» от существительного «господь», восходящего к общеславянскому корню gospodarь и сложению индоевропейских основ gost (гость) и potis (могущий).

Существуют предположения, что слово «государство», так же как и слово «государь», образовано от основы суд-, тогда «государь» – «верховный судья», а «государство» – полновластный способ управления, обладающий правом суда.

Производные: государственный, государствовать.

Фразеологический словарь русского языка

государство

Государство в государстве - о самостоятельной, независимой организации

Государство - это я - выражение презрения по адресу руководителя, решающего все единолично

Пограничный словарь

государство

единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает для этого обязательные для всех правовые акты.

Словарь экономических терминов

государство

(в качестве экономического субъекта)

1) совокупность органов и лиц, сосредоточивших в своих руках экономическую власть, принимающих экономические решения в государственном масштабе, распоряжающихся государственной собственностью;

2) все виды экономических ресурсов, факторов производства, денежных средств, находящиеся в государственной собственности, в распоряжении и ведении государственных органов власти (государственная экономика).

Политология. Словарь терминов

государство

важнейший институт политической системы общества, способ социального бытия человека в условиях господства политического отчуждения. В истории политической мысли выделяются следующие концепции происхождения и сущности государства:

1. «Силовая» (Д. Юм, Л. Гумплович и др.), когда государство возникает в результате внутренней узурпации (внутренней или внешней) политической власти.

2. Договорная (Т. Гоббс, Д.Локк и др.) - государство является следствием заключения между индивидами общественного договора с целью сохранения безопасности жизни и собственности и происходит из «естественного состояния».

3. Марксистско-руссоистская («экономическая»). К возникновению государства приво дят объективные изменения в хозяйственно-экономической жизнедеятеяльности индивидов. При этом марксизм констатирует классовую сущность возникающего государства как института угнетения и защиты интересов господствующего класса перед другими.

4. «Патриархальная» (Р.Филмер). Согласно этой концепции государство возникает в результате есттественного разрастания семей, причем власть правителя может быть уподоблена власти отца в семье.

5. Органическая (Э.Бэрк). Государство представляется «организмом» (в противопо ложность либеральному «механицизму»), основанном на традиционных общественных установлениях.

6. Теологическая (Августин Блаженный, Фома Аквинский). Государство является от ражением «небесных порядков», причем государственный суверен – «помазанник божий».

Решение вопроса о происхождении государства позволяет определить и перспективы его эволюции: либо постепенное сужение функционального поля государственности в пользу институтов гражданского общества (марксизм, либерализм), либо сохранение государства как разумно-традиционной формы организации управления и бытия человека (консерватизм).

Античная мысль не знала сущностного разделения общественной и государственной жизни, видя в последней лишь способ решения «общих дел» всех граждан. Средневековье ограничивалось констатацией божественной сущности государства как отражения «небесного порядка вещей». Различение собственно государственно-политической сферы начинается с Нового времени, с фактической эмансипации политической и правовой систем общества.

Возникшее в Новое время государство обрело свое собственное содержание (суверенная власть, рациональность администрации, религиозный нейтралитет, единство территории, постоянная армия, государственная собственность, единые правовая и судебная системы). Соответствующие словесные выражения в европейских языках и возникают (по К.Скиннеру) примерно с ХYII в.: status, staat, state, estado, etat и др., а фрагментарно и не слишком четко (в том числе и в качестве синонима «гражданского общества») употреблялись на век-полтора раньше. Государство всегда выражает всеобщность интересов человеческого рода в отличие от индивидуализированной сферы гражданского общества, чьей функцией по управлению оно и является. Собственно говоря, государство выделяется из общественного целого на той ступени своего развития, когда его элементы получают автономное развитие(право, собственность, торговля), а отчуждение потестарной функции от человека (собственности - от производителя) имеют наивысшее значение. Здесь общественная природа человека, пока чуждая ему, отчуждена и представлена в образованиях государства, права, идеологии и пр. Рождается объективная иллюзия не отражения, а господства политического государства над обществом. Самостоятельное значение получает не само государство, а государственный аппарат, бюрократия, обладающая в нем абсолютной политической и экономической властью. Вектор общественного прогресса отныне находится в противоречивом развитии государственной и гражданской сфер, расходящихся влоть до открытого конфликта (в периоды революций). В идеологии подобное положение находит свое выражение построениях этатизма (от Т.Гоббса), а практика разрешения - в практике правового и тоталитарного государства.

Функции государства различаются как внутренние и внешние; внутренние: защита государственного строя, предотвращения и разрешения социальных конфликтов, регулирование общественных отношений, выработка и поддержание общей для страны политики в экономической, социальной, духовной и пр. областях и многие др.; внешние: обороны от внешней агрессии, защиты своих интересов во взаимоотношениях и другими г. и пр.

Государства можно классифицировать по различным признакам: по формам правления (монархические, аристократические, демократические), по типам политического режима (тоталитарные, авторитарные, демократические), с т. з. устройства (унитарные, федеративные, конфедеративные, имперские) и др.

В структуре государства выделяются: государственный аппарат, правительство, глава государства, муниципальные и центральные органы власти. Для демократического государства свойственна система разделения властей.

Современное государство, опирающееся на единую судебную и правовую системы, узурпирует в своих руках монополию над средствами убеждения и принуждения, причем осуществляющиеся при этом методы и средства различаются в зависимости от типа или формы государства.

Доманов В.Г.

Толковый словарь русского языка (Алабугина)

государство

, -а, ср.

Форма организации общества во главе с правительством и другими органами власти; территория, на которой существует такая форма.

* Демократическое государство. *

|| прил. государственный, -ая, -ое.

* Государственное устройство. *

Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

государство

политическая форма организации общества, возникшая в результате его раскола на противоположные классы. Г. осуществляет управление, охрану его экономической и социальной структуры, прежде всего в интересах экономически господствующих сил и с учетом интерсов всего общества. Г. — основное, но не единственное политическое учреждение институционального общества. Наряду с ним действуют партии, объединения, союзы и др., в совокупности составляющие политическую систему общества. От других звеньев этой системы Г. отличает:

- наличие органов, осуществляющих верховную власть, распространяющуюся на все население;

- наличие права совокупности общеобязательных правил поведения, установленных или санкционированных государством;

- наличие определенной территории, на которую распространяется власть данного Г.

см. также Анклав, Архия, Деэтатизация, Инаугурация, Конфедерация, Политическая система, Территория государства, Этатизм

Вестминстерский словарь теологических терминов

государство

 ♦ (ENG state)

источник народного правления и институт, в к-ром сосредоточены социальная власть и сила. Г. поддерживает порядок и оказывает разнообразные услуги своим гражданам. Христианство считает, что Г. установлено Богом (Рим. 13), но потенциально оно может быть демоническим (Откр. 13).

Тезаурус русской деловой лексики

государство

Syn: страна, держава (высок.), республика

Энциклопедический словарь

государство

политическая организация общества с определенной формой правления (монархия, республика). По форме государственного устройства государство может быть унитарным или федерацией.

Словарь Ожегова

государство

ГОСУДАРСТВО, а, ср.

1. Основная политическая организация общества, осуществляющая его управление, охрану его экономической и социальной структуры. Демократическое г. Власть, функции, законы государства. Бюджет государства. Во главе государства.

2. Страна, находящаяся под управлением политической организации, осуществляющей охрану её экономической и социальной структуры. Европейские, азиатские, северо-американские, южно-американские, африканские государства.

Государство в государстве 1) маленькое самостоятельное государство внутри большого; 2) организация, существующая внутри другой, но полностью самостоятельная (книжн.).

| прил. государственный, ая, ое. Г. герб, гимн. Г. аппарат. Г. строй. Государственная граница. Государственная собственность. Государственная тайна (сведения особой важности, не подлежащие оглашению и охраняемые государством). Государственное право (совокупность правовых норм, регламентирующих основы государственного и общественного строя). Г. язык (официальный язык государства).

Государственная машина (книжн.) вся система аппарата государственного управления.

Словарь Ефремовой

государство
  1. ср.
    1. Политическая форма организации общества, осуществляющая управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры.
    2. :
      1. Страна с определенной политической системой.
      2. Система органов управления.
    3. :
      1. перен. Что-л. крупное, значительное, занимающее большую территорию и отличающееся определенной обособленностью, самостоятельностью.
      2. Место обитания, распространения, преобладания кого-л., чего-л.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

государство

— есть организация оседлого населения, занимающего определенную территорию и подчиняющегося одной и той же власти. Платон, Аристотель и Цицерон объясняли происхождение и существо Г. общительной природой человека. Г., говорит Аристотель, есть естественная форма общежития; человек по природе своей — существо политическое. В Г. Аристотель видел конечную форму общежития. Цицерон расширил пределы человеческого общения и указал несколько ступеней его, начиная с семьи и кончая человеческим родом. Средневековые мыслители по соображениям практическим стремились выяснить не происхождение Г., а одного из его элементов, именно власти, которой они приписывали божественное происхождение (см. Власть). С другой стороны, сложившаяся в средние века феодальная система, построенная на начале вотчинном, дала основы для теории вотчинного государства (Patrimonialstaat), рассматривавшей государственную власть как проявление права собственности на землю. Новое время открывается образованием в Г. сильной центральной власти и развитием национальных государств, свергших с себя и протекторат папского престола, и главенство императора. Явилась необходимость в более прочном обосновании государственной власти и отношений Г. к гражданам. Исходной точкой новых теорий служит воззрение на индивидуальную природу человека, прямо противоположное взглядам Аристотеля. По этому воззрению, человек по природе своей не есть существо общительное. Первоначально человек жил в состоянии естественном (état de la nature, Naturzustand), которое противополагается состоянию государственному. Г. является требованием не природы человека, а его разума, познающего невыгоды состояния естественного, в котором человек подлежал лишь действию естественного права (см.). Г. есть поэтому произведение искусственное, созданное человеческой волей ради определенных целей. Но так как в естественном состоянии ни один человек не имеет власти над другим, то создание Г. могло быть только результатом договора. Договорная теория происхождения Г. заметна уже у Гуго Гроция, хотя он, признавая общительную природу человека (appetitus societatis), видит в ней основание первых начал естественного права. Истинным основателем договорной теории является Гоббс (см.). Г. в его глазах — выход из естественного состояния вечной борьбы всех против всех. Оно устанавливается путем договора, в силу которого все отказываются от своего права на все, предоставляя его одному лицу, облекаемому верховною властью. В сочинениях Мильтона и Сиднея, в особенности же в произведении Локка "Два трактата о правительстве", человек естественного состояния облекается целою суммой прав, выведенных из понятия человеческой личности и группирующихся вокруг двух главных основ: свободы и собственности. В естественном состоянии человеку недостает не прав, а обеспечения их, которое он и находит в Г. учреждаемому по договору, именно для этой цели. За английскими мыслителями последовали немецкие философы и публицисты (Пуффендорф, Томазий, Вольф). Новую обработку получает теория договора у Ж. Ж. Руссо (см.). В противоположность Гоббсу Руссо видел в государственном порядке не прекращение естественного состояния, а его продолжение. Собравшись для учреждения Г., люди ставят себе следующую основную проблему: "найти форму соединения, которая бы защищала и обеспечивала личность и достояние каждого члена общества, так чтобы каждый, соединяясь с другими, повиновался бы только самому себе и оставался бы столь же свободным, как и прежде" (т. е. в состоянии естественном). Свобода неотчуждаема — таково основное положение Руссо. В силу первоначального договора масса неделимых образует народ, а вместе с ним и ту общую волю, которой принадлежит верховная власть (суверенитет) и которая, как воля, неотчуждаема. Договорная теория происхождения Г. во всех ее разновидностях, выставляет Г. установлением произвольным, искусственным, созданным волей человека. В качестве реакции против нее возникло органическое учение о Г., основанное Краузе и развитое Аренсом. Аренс находит недостаточным констатировать факт общительной природы человека: он считает необходимым дать ей философское обоснование. Две философские противоположности, дух и материю, Аренс возводит к общему источнику — к Богу, и к общей цели — проявлению Бога на земле. Назначение человека заключается в вечном единстве с Богом, формы осуществления которого — истина (наука), прекрасное, вера, нравственность, право — и составляют ту силу, которая образует общество. Г. имеет своей задачей осуществление права; будучи проникнуто единым началом целесообразности, оно является организмом. Все эти различные взгляды на происхождение Г. не остались без влияния на развитие науки и политической жизни. Теория общительной природы человека положила прочное основание для научных исследований всех форм общежития, установив необходимость изучения этих форм с точки зрения естественных условий их возникновения и законов их развития. Христианское воззрение на власть, как реакция против античного государства, всецело поглощавшего личность, выяснило, что существуют сферы человеческой жизни, которые стоят вне Г. и даже выше его. Со времени Локка естественное право получило значение критерия для деятельности Г. как учреждения, призванного к обеспечению естественных прав человека. Наиболее плодотворно было основное начало, выраженное всеми главными представителями договорной теории в XVIII в. и глубоко проникшее в общественное сознание. Это начало, шедшее вразрез со всем старым режимом, состояло в том, что отношения управляющих к управляемым в Г. должны быть построены на признании за последними известных личных и имущественных прав, неприкосновенных для самого Г., и что эти права должны быть в равной мере обеспечены за всеми гражданами. Органическая теория Г. показала, что Г. — не искусственное создание человеческих рук, а естественное явление, данное природой; при дальнейшем своем развитии (под влиянием естествознания) она установила факт взаимодействия между физическими и психическими элементами общежития, с одной, и Г., с другой стороны; наконец, в деятельности Г., направленной к осуществлению его целей, она подметила начало непрерывности, которою отличается жизнь всякого организма (см. Общество, Органическая теория).

Воззрения на цели и назначение Г. находятся в известном соотношении со взглядами на происхождение Г. и при всем своем разнообразии могут быть подведены под три категории. Назначение Г. усматривают в осуществлении или нравственного закона, или всеобщего блага, или идеи права. Аристотель, считая Г. естественной формой общежития и "средою вполне счастливой жизни", а счастливую жизнь отождествляя с жизнью добродетельною, утверждал, что Г. воспитывает человека в добродетели. Подобных же воззрений на назначение Г. придерживается и Гегель (см.), у которого Г. является последним моментом развития идеи воли в области нравственного. Одним из главных представителей теории благополучия или общего блага был Хр. Томазий, особенно настаивавший на разделении власти Церкви и Г.; позже ее проповедовали и писатели, стоявшие на экономической почве, преимущественно Иеремия Бентам. "Церковь, — говорит Томазий, — существует для вечного благополучия, а Г. — для земного"; поэтому Г. должно направить все силы к тому, чтобы подданные были снабжены всем нужным и тем было достигнуто всеобщее благополучие. Для осуществления такой безграничной цели Г. должно быть облечено безграничными полномочиями. И действительно, теория благополучия привела в Германии к теории просвещенного абсолютизма, явившейся, в свою очередь, освящением практики полицейского государства (Polizeistaat), достигшей такого развития в ХVII- XVIII стол. Полицейское Г. берет на себя руководство всеми видами человеческой деятельности, вмешивается в религиозную жизнь своих подданных, в их частное хозяйство, в их промышленные и торговые предприятия, регламентирует их образ жизни и всем этим, как показывает опыт, парализует главные источники прогресса, а следовательно, и общего блага — личную предприимчивость и общественную самодеятельность. Идея, диаметрально противоположная теории благополучия, служит исходной точкой для теории правового Г. (Rechtsstaat; термину этому в новейшее время придается и другое значение, о чем см. ниже), которая ограничивает деятельность Г. лишь охранением права. В историческом развитии этой теории замечаются два периода. Первоначально она находилась в связи с договорной теорией происхождения Г., по которой Г. образуется в видах ограждения естественных прав человека. Кант определяет Г. как "массу людей, живущих под одними юридическими законами" [Логически развивая это воззрение, Кант приходит к мысли о всемирном государстве. Наряду с другими мыслителями, теорию о всемирном Г. (Weltstaat) как конечном идеале человечества выставляет и Блунчли Ср. "Всемирная монархия".]. От других представителей договорной теории он отличается тем, что не признает первобытного договора за факт, а допускает его как научную гипотезу, необходимую для объяснения существа Г. Иную постановку теория правового Г. получила в трудах представителей индивидуализма (Вильгельм Гумбольдт, барон Иосиф Этвеш, Лабулэ), исходивших из того принципа, что личная инициатива есть единственный источник прогресса и что общественное благосостояние — не что иное, как сумма благосостояний частных. Деятельность Г. в силу этого принципа ограничивается охранением безопасности и законной свободы каждого и притом средствами преимущественно судебной защиты. Воззрения эти явились реакцией против принципа всемогущества Г., приводившего в практике полицейского Г. к полному неуважению прав личности и к произвольному распоряжению лицами и имуществами во имя "общего блага" (см. Индивидуализм). Сам Гумбольдт, впрочем, придавал своей теории только характер идеала, с большим трудом и большою постепенностью применимого к действительной жизни. С тех пор выяснился еще больше тот несомненный факт, что одни уже экономические условия современной жизни с ее концентрацией капитала и производства не дозволяют Г. ограничиться охранением права, а требуют от него вмешательства в интересах классов экономически слабосильных (см. Государственное вмешательство).

Всем без изъятия теориям естественного права, возникавшим со времен Гуго Гроция, свойственна одна общая черта — философский или, точнее, метафизический метод исследования, выводящий понятие всего бытия из одного высшего начала, которое в себе самом примиряло бы все разнообразие действительного мира — дух и материю, конечное и бесконечное, единое и многообразное и т. д. У Канта, например, высшим началом права и Г. является чистый разум, в который ничто не внесено опытом. Разум прямо и непосредственно из себя самого указывает, что должно быть, как должен человек действовать. Основной закон разума — единство с самим собою, отсутствие противоречий — есть, вместе с тем, и высший принцип права. В сущности, однако, к дедукциям рационалистов всегда присоединялось немало положений, почерпнутых из опыта. В связи с методом находится и другая особенность рационалистических теорий. Так как источником права является какое-либо высшее единое начало, то из него может быть выведена только одна система права, безусловно истинная и долженствующая вытеснить разнообразие прав, представляемое действительною жизнью. У Канта это идеальное право по своему источнику обозначается именем права разума (Vernunftrecht). Таким образом, рационалистические теории государства трактуют не о том, что есть, а о том, что должно быть. Гегель задачей философии права ставит не построение Г., как оно должно быть, а постижение того, что есть, ибо то, что есть, — есть разум. И у Гегеля, однако, философия права есть наука чисто априорная; задача ее — присматриваться к тому, как из основного понятия сами собою, в силу диалектического процесса, развиваются все остальные. В первой трети текущего столетия философский метод безраздельно господствовал в науке. Но историческая школа, достигшая преобладания в области гражданского права, не могла остаться без влияния и на науки государственные. В новейшее время все крупные представители немецкой науки единогласно признают недостаточность чисто философского метода и необходимость пополнения его наблюдением. Чисто научным методом считается соединение обоих приемов, совместное отправление от опыта и идей. В этом воззрении несомненно существует внутреннее противоречие: философская дедукция приводит к долженствующему быть, а наблюдение может привести только к знанию существующего, не всегда совпадающего с долженствующим быть. Если, несмотря на то, немецкая мысль занимает в области государственных наук первенствующее место, то объясняется это тем, что сочинения немецких ученых представляют не только богатейшее собрание материалов, но и основательную их обработку с точки зрения польз и нужд государства. Обыкновенно немецкие ученые различают три основные и самостоятельные государственные науки. 1) Наука государственного права, носящая наименование естественного права (Naturrecht), общего государственного права (allgemeines Staatsrecht), философии права (Philosophie des Recht), философской науки о праве (philosophische Rechtswissenschaft) и пр., есть наука философская; ее задача — создание идеальной системы права. 2) Политика (Politik), или учение о государственном искусстве (Staats-Kunstlehre), есть наука опытная; ее задача — разработка средств, ведущих к достижению целей Г. 3) Общее учение о государстве подвергает исследованию такие явления, которые не находят себе места ни в одной из предыдущих двух наук; сюда относятся вопросы об общей природе Г. и о его возникновении. Наконец, со времени Краузе, особенно же под влиянием французских социалистов в немецкую науку проникла мысль, что наряду с Г. существует и общество. Моль предлагал образовать параллельно системе государственных наук еще новую, самостоятельную систему общественных наук. Невозможность такого разграничения впоследствии признана была самим Молем. Без общества Г. не существует; государство и общество находятся в беспрерывном взаимодействии. Столь же невозможно точное размежевание науки государственного права с политикою. Система государственного права и государственных учреждений сама есть одно из средств к достижению целей Г. и потому должна быть изучаема и с точки зрения целесообразности. И действительно, Моль, трактуя в своем философском государственном праве о разных формах государственного устройства, прилагает к ним мерку пригодности и целесообразности, после чего ему в политике остается только сделать ссылку на философское государственное право. То, что Эшер излагает под видом политики, Блунчли дает в своем "Общем государственном праве". Блунчли еще не разграничивает исследования того, что есть, от разъяснения того, что должно быть; но он является как бы предвозвестником такого разграничения. Под старым названием общего государственного права он разумеет совершенно новую науку, задача которой — не в установлении идеальных, единых и вечных норм права, а только в раскрытии сознания современного человечества о праве и в объяснении с этой точки зрения главнейших явлений государственной жизни. Лишь в последние годы из общей массы государственных наук выделяется в Германии резко очерченная юридическая дисциплина государственного права (см.), задача которой — разработка догмы государственного права, т. е. системы начал, которые действительно применяются в жизни и определяют как организацию Г., так и условия его деятельности и отношения к личности и союзам. К стройному взгляду на науку о Г. и ее задачи пришли франц. и англ. ученые в лице, главным образом, Огюста Конта и Милля. Исходной точкой для них служит то положение, что факты общественной и государственной жизни подчиняются таким же постоянным законам, как и факты природы физической. Отсюда следует, что Г., как известная форма общежития, может быть предметом только одной чистой науки - co циологии (см.). Задача этой чистой науки, в противоположность задачам немецкой философии права, заключается не в установлении самых норм права, а в раскрытии законов сосуществования и последовательности социальных явлений или фактов государственной жизни. Чистая наука не говорит, что должно быть, а только — что есть и как. Между чистой наукой и практикой должна быть посредствующая ступень, облегчающая пользование научными положениями. Это — прикладная наука, которую удобнее всего назвать политикой. Она находится в таком же отношении к социологии, в каком технология стоит к химии. Чистая наука определяет следствия, которые вызываются известными явлениями; отсюда прикладная наука получает указание на то, какие цели могут быть через посредство этих явлений достигнуты. Практика, установив цель, обращается к прикладной политической науке за указанием средств. Понятно, что помимо этого практика должна обладать еще множеством таких сведений, которых не может дать никакая наука — ни чистая, ни прикладная: необходимо знать все условия данной действительности, все ее потребности и, наконец, все те силы, которыми она может располагать для достижения данных целей.

Государственная власть, кот. во всем господствует и ни в чем не подчиняется, есть власть верховная. Объем тех прав верховенства, которые в данное время принадлежат Г., определяется культурными условиями времени и места. Г., располагающее верховною государственною властью, есть государство простое. Но история и современность представляют нам примеры Г., входивших или входящих, как члены, в состав высшего целого; это целое получает название сложного Г. (реальная уния, союзное Г., союз Г.; см. эти слова). Сложное Г. наблюдает, чтобы Г., входящие в его состав, не присваивали себе принадлежащих ему прав верховенства; оно пользуется их средствами для осуществления своих прав и может (в порядке, установленном основными законами) облечь себя новыми правами верховенства. В этих трех направлениях проявляется господство сложного Г. над государствами, входящими в его состав. Г., входящие в состав сложного Г. (напр. штаты, кантоны, государства Германии), в известных отношениях подчинены другой власти; поэтому они не суверенны, но все же они — государства и не могут быть приравнены к союзам публичного права. От последних они отличаются тем, что: 1) не несут перед верховным сложным Г. обязанности действительно осуществлять свои права верховенства и верховное Г. не имеет права контроля над их деятельностью по этому предмету; 2) власть их в определенных границах есть власть самостоятельная, вследствие чего они могут, не вторгаясь в компетенцию сложного Г., создавать для себя новые права верховенства. Вассальное Г. тоже является частью сложного Г., но не принимает участия в отправлениях власти верховного Г.; оно есть часть сложного Г., между тем как раньше упомянутые Г. суть государства-члены (Gliedstaaten). Г., входящее в состав союза, основанного международным договором, остается суверенным; подобный союз есть институт международного права (см.), а не государственного; международные договоры обязывают, но не подчиняют.

Наряду с классификацией Г. существует классификация форм правления. Под формой правления разумеют организацию государственной воли. Г., для своей деятельности, нуждается в лицах, которые бы воплощали в себе и осуществляли его волю; такие лица или собрания лиц являются органами Г. Без органа, служащего воплощением его воли, Г. существовать не может. Отсюда следует, что во всяком Г. имеются такие органы, которые существуют не в силу акта государственной воли, не в силу поручения, но непосредственно в силу государственного порядка. Такие органы, могут быть названы органами непосредственными. Их устройство и компетенция излагаются в основных законах, которые на западе называются конституциями. Непосредственные органы сами физически не могут осуществлять всей деятельности Г.; поэтому они известный круг государственных дел поручают другим лицам и коллегиям, которые являются уже органами посредственными. В историческом развитии теорий государственной власти она первоначально считалась свойством какого-либо лица, индивидуального или коллективного, и только впоследствии более глубокий анализ перенес ее на Г. Уже Аристотель указал, что государственная власть и государственная воля могут быть воплощены в одном лице (монархия), в нескольких лицах (аристократия) или в организованной массе лиц (демократия); он же установил подразделение этих форм на правильные и неправильные (см. Власть). Г., в которых одно лицо является воплощением государственной воли и облечено всею полнотою государственной власти, называются абсолютными. В новейших западноевропейских Г. вся полнота государственной воли и власти воплощается не в одном, а в нескольких органах (напр. король и парламент). Такие Г. обыкновенно называются конституционными, все равно, образуют ли они монархию (см.) или республику (см.). Между монархиями различаются представительные и парламентские (см.). В парламентских монархиях (Англия, Бельгия) король составляет министерство из членов той партии, которая в данную минуту получила перевес на выборах; следовательно, министерство является органом парламентского большинства. Этого нет в монархиях представительных, напр. в Германии и Австрии. О различных видах демократии см. соотв. ст. В деятельности Г. замечается одна функция, которая свойственна только ему одному. Это — установление права. Определяя границы деятельности отдельных лиц и союзов в отношениях их между собою и к Г., государство тем самым устанавливает и границы своей деятельности. Создавая лица, оно само является лицом и делается субъектом права (см. Государственное право). Размер услуг, которых Г. может требовать от отдельных лиц, пределы, с соблюдением которых оно может вторгаться в сферу их жизни, определяются правовым порядком, им самим установленным. Г., которое в своей деятельности соблюдает рамки, установленные правом, есть Г. правовое или, точнее, правомерное (Rechtsstaat; так как в Западной Европе главные основы этого права излагаются в конституциях, то отсюда термин Verfassungsstaat, который часто употребляется взамен термина Rechtsstaat ввиду того, что последний в учении Канта и теориях индивидуализма имел другое значение). Существо правомерного Г. (см. Право) заключается в самоограничении, в законности, в силу которой всякий акт государственной власти основывается на законе. Констатируя через посредство установленных органов наличность данной нормы права, определяя пределы применения какой-либо нормы, разрешая споры о правовых отношениях, в каждом конкретном случае выясняя наличность и размеры своего права на наказание, Г. отправляет правосудие. Помимо установления права и отправления правосудия, вся остальная деятельность Г. есть управление (см. Бюрократия, Децентрализация, Централизация, Самоуправление). Формы управления не зависят от форм правления: бывает демократия совершенно централизованная (Франция) и демократия с широко развитым самоуправлением (Швейцария). Управление, как осуществление целей, поставленных себе Г. (в число которых входит и самосохранение — военная сила), свойственно не одному Г. Всякий союз, созданный для осуществления каких-либо культурных целей, имеет свою сферу управления и свои органы. Всякую задачу человеческой жизни Г. может сделать предметом управления; но есть некоторые цели, от осуществления которых современное Г. отказывается совершенно. Таковы цели религиозные, составляющие задачи церкви (исторические отношения Г. к церкви были самые разнообразные; см. Церковь, Теократия). Существо государственного управления заключается в том: 1) что оно располагает принудительною властью, 2) что оно есть не только право Г., но и его обязанность (как и все функции Г.). Материальное содержание управления, т. е. цели, которые Г. на себя принимает, определяется условиями времени и места. Поскольку в управлении содержится момент самостоятельного решения, оно является распоряжением; поскольку управление состоит в осуществлении полученного приказа, оно есть исполнение. В распоряжении орган управления проявляет известную инициативу, т. е. свободную деятельность, направленную к целесообразному исполнению государственных дел. Закон не может предвидеть всех возможных комбинаций жизни, при которых задачи, принятые на себя Г., могут потребовать деятельности органов государственного управления. Отсюда известная сфера свободного усмотрения (administration discrétionnaire, freies Ermessen), которая неустранима, но по возможности суживается. Границы свободного усмотрения определяются по возможности точно; образуются особые органы для разрешения споров об этих границах (административная юстиция). Установление права, суд и управление — таковы три функции Г.; отсюда теория разделения властей (см.), рассматривающая управление как исполнение законов (см. Закон). Без твердого различия между законом, судебным решением и административным распоряжением, без установления точных отношений между органами законодательства, суда и администрации невозможно существование правомерного государства.

Литература: Редкин, "Из лекций по истории философии права в связи с историей философии вообще" (СПб., 1889 и сл.); Блунчли, "История общего государственного права и политики от XVI в. по настоящее время" (СПб., 1874); Чичерин, "История политических учений" (М., 1869-77); Pollock, "An Introduction to the History of the Science of Politics" (1890); Сергеевич, "Задачи и методы государственных наук" (М., 1871); его же, "Государство и право в истории" ("Сборник государственных знаний" В. Безобразова, т. VII, СПб., 1879); Holtzendorff, "Die Рrinсi pien der Politik" (2 изд., 1879); Waitz, "Grundzüge der Politik" (1862); Gneist, "Verwaltung, Justiz, Rechtsweg, Staatsverwaltung und Selbstverwaltung" (1869); его же, "Der Rechtsstaat und die Verwaltungsgerichte in Deutschland" (2 изд., 1879); Bernatzik, "Republik und Monarchie" (1892); Jellinek, "Die Lehre von den Staatenverbindungen" (1882); Laband, "Das Staatsrecht den deutschen Reichs" (2 изд. 1889); Sarwey, "Das öffentliche Recht und die Verwaltungrechtspflege" (1880); Marquardsen, "Handbuch des öffentlichen Rechts der Gegenwart in Monographien" (1883 и сл.; многотомное издание, в котором государственное право современных государств Европы и Америки обработано в монографиях различных специалистов; государственное право России обработано Энгельманом); Виллемс, "Римское государственное право" (2 вып., Киев, 1889-90); Градовский, "Государственное право главнейших европейских держав" (т. I, СПб., 1884); Коркунов, "Сравнительный очерк государственного права иностранных держав" (СПб., 1890); Дюгамель, "Опыт государственного права Российской империи" (СПб., 1833); Андреевский, "Русское государственное право" (т. I, СПб., 1866); Градовский, "Начала русского государственного права" (т. I-III, СПб., 1875 и сл.); Романович-Славатинский, "Система русского государственного права" (т. I, Киев, 1886); Алексеев, "Русское государственное право" (М., 1892); "Staatslexikon", herausg. durch A. Bruder (1891 и сл.); "Handwörterbuch der Staatswissenschaften", herausg. vоn A. Conrad und W. Lexis (1890 и сл.); Stengel, "Wörterbuch des deutschen Verwaltungsrecht" (1889-90); M. Block, "Dictionnaire de l'administration française" (3 изд., 1890 и сл.); Mühlbrecht, "Bibliographie für Staats— und Rechtswissenschaften" (Берл. с 1868 г.). См. Право, Социология.

А. Я.

Большой юридический словарь

государство
  1. в теории права определенный способ организации общества, основной элемент политической системы, организация публичной политической власти, распространяющаяся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся на средства и меры принуждения. Как управляющая обществом система обладает внутренней структурой, имеет специальные органы для реализации своих полномочий - механизм Г., его аппарат;

  2. понятие, под которым в конституционном праве подразумевается совокупность официальных органов власти (правительство, парламент, суды и др.), действующих в масштабе страны или субъекта федерации (иной территориально-политической единицы) с местными агентами (представителями) этих органов (префектами, комиссарами и т.п.).

  3. как субъект международного права - основной участник международных отношений. Включает как политическую организацию власти и население с определенной территорией. Основным характеризующим качеством является суверенитет.

Большая Советская Энциклопедия

государство

основное орудие политической власти в классовом обществе. В более широком смысле под Г. понимают политическую форму организации жизни общества, которая складывается как результат возникновения и деятельности публичной власти ≈ особой управляющей системы, руководящей основными сферами общественной жизни и опирающейся в случае необходимости на силу принуждения. Поскольку Г. строится по территориальному принципу, этот термин иногда неточно употребляют как синоним понятия «страна». Известны различные типы Г. ≈ рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое; различные формы организации Г. ≈ монархия (абсолютная и конституционная), республика (парламентская и президентская), советская республика, унитарное государство и союзное Г. (федерация). К середине 1971 существовало около 150 Г. Основные признаки Г.:

  1. наличие особой системы органов и учреждений, образующих в совокупности механизм Г. (специфическое место в этом механизме занимает аппарат принуждения: армия, полиция и т. п.). Г., по определению В. И. Ленина, «... всегда было известным аппаратом, который выделялся из общества...» (Полное собрание соч., 5 изд., т. 39, с. 7

  2. . Механизм Г. становится всё более сложным и разветвленным по мере усложнения жизни общества в её социально-политических и технико-экономических аспектах; 2) наличие права , т. е. обязательных правил поведения, устанавливаемых или санкционируемых Г. С помощью права Г. как политическая власть закрепляет определённый порядок общественных отношений, а также структуру и порядок деятельности государственного механизма;

  3. наличие определённой территории, пределами которой ограничена данная государственная власть. Выступая как территориальная организация, Г. активно способствовало процессу формирования наций.

    Г. ≈ основное, но не единственное политическое учреждение классового общества; наряду с Г. в развитом обществе функционируют различные партии, союзы, религиозные объединения и т. д., которые в совокупности с Г. образуют политическую организацию общества. Отличие Г. от др. политических институтов классового общества состоит в том, что ему принадлежит высшая власть в обществе (суверенность государственной власти). Верховенство государственной власти конкретно выражается в универсальности (её властная сила распространяется на всё население и общественные организации данной страны), прерогативах (государственная власть может отменить любое проявление всякой другой общественной власти), а также в наличии таких средств воздействия, которыми никакая др. общественная власть не располагает (например, монополия законодательства, правосудие). См. также Суверенитет .

    Г. представляет собой социальное явление, ограниченное определёнными историческими рамками. Первобытнообщинный строй не знал Г. Оно возникает в результате общественного разделения труда, появления частной собственности и раскола общества на классы. Экономически господствующие классы нуждаются для защиты своих привилегий и закрепления системы эксплуатации в особом властном механизме политического господства, каким и явилось Г. и его аппарат. С появлением Г. этот механизм уже не совпадает с обществом, как бы стоит над ним и содержится за счёт общества (налоги, сборы). Как ни различны исторические формы Г., государственной власти и организации аппарата Г., его сущность, природа его отношений с обществом ≈ это политическая власть господствующего класса (диктатура класса). Классы, владеющие средствами производства, становятся с помощью Г. политически господствующими и тем самым закрепляют своё экономическое и социальное господство и руководящую роль внутри данного общества и в его взаимоотношениях с др. Г. и странами.

    Г., таким образом, обусловлено в конечном счёте характером производственных отношений и способа производства в целом, оно является надстройкой над экономическим базисом. Вне этой зависимости не могут быть поняты и объяснены генезис Г., переход от одного исторического типа Г. к другому. В ходе истории Г. приобретает по отношению к базису значительную, хотя и относительную, самостоятельность. Его самостоятельное воздействие на основные сферы жизни общества (в т. ч. на экономику), исторические и социальные процессы весьма существенно и осуществляется в разных направлениях, т. е. Г. может способствовать развитию общественных отношений или, наоборот, тормозить его. По мере усложнения государственно-организованного общества роль этого воздействия возрастает.

    На протяжении длительного периода истории в классово антагонистических формациях Г. существовало как орудие господства имущего меньшинства над эксплуатируемым большинством. Основная функция Г. этого типа состояла и состоит в закреплении и охране экономических и политических условий эксплуатации и господства имущих классов, подавлении сопротивления неимущих масс населения. В отношении господствующего класса Г. выступает как особый орган, управляющий общими делами индивидов и групп этого класса, а в отношении трудящихся классов, т. е. большинства населения, ≈ как орудие подавления. Вместе с тем Г. как официальный представитель общества и управляющая система не может не осуществлять и общесоциальную деятельность, призванную поддерживать необходимые условия существования цивилизованного человеческого общежития (организация транспорта, связи, просвещения, здравоохранения и т. п.). В этой связи К. Маркс выделял в деятельности Г. «...выполнение общих дел, вытекающих из природы всякого общества, и специфические функции, вытекающие из противоположности между правительством и народными массами» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 25, ч. 1, с. 422). Однако главное в деятельности эксплуататорского Г. определяется именно этой противоположностью: «Государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы» (Ленин В. И., Полное собрание соч., 5 изд., т. 39, с. 75). Лишь в 20 в. в результате победы Великой Октябрьской социалистической революции в России возникает совершенно новый тип Г. ≈ социалистическое Г., представляющее собой политическую власть трудящегося большинства, а затем и всего народа (общенародное Г.) и открывающее перспективу перехода, с ликвидацией классов, к безгосударственным формам управления обществом.

    Добуржуазная социально-политическая мысль выдвинула различного рода религиозно-теократические представления о Г., а также т. н. «патриархальную теорию», рассматривавшую Г. как продолжение отцовской власти в семье. Однако она, как правило, не различала общество и Г. Буржуазная наука также не дала удовлетворительного ответа на вопрос о сущности Г. В. И. Ленин отметил, что «...едва ли найдется другой вопрос, столь запутанный умышленно и неумышленно представителями буржуазной науки... как вопрос о государстве» (там же, с. 66). Основное в подходе буржуазной науки к Г. ≈ неприятие тезиса о Г. как орудии классового господства вообще, как орудии классового господства капитала. Широко распространённое в буржуазной литературе определение Г. как сочетания власти, населения и территории является поверхностным, формальным и неполным именно потому, что оно игнорирует классовое господство как конструктивный фактор, объединяющий эти три признака в понятие Г. Представители органической теории государства изображают Г. в виде особого живого организма, переносят на него биологические законы, оправдывая тем самым как естественные явления, с одной стороны, угнетение масс эксплуататорским Г., а с другой ≈ экспансионистские устремления Г. Другое направление ≈ т. н. юридическая школа ≈ скрывает социально-экономическую основу Г. за его юридической трактовкой, рассматривая Г. исключительно как правовое явление («юридическое олицетворение нации», «персонификация правового порядка» и т. п.). Неоднократно предпринимались откровенно идеалистические попытки трактовать Г. как порождение особых духовных начал, «идею Г.». В современной буржуазной политической науке преобладает психологическая концепция Г., объясняющая Г. наличием в человеческой психике стремлений ≈ «импульсов» ≈ власти и подчинения.

    Подлинно научное учение о Г. было создано К. Марксом, Ф. Энгельсом и В. И. Лениным. Его создание позволило раскрыть сущность Г. как социального явления, установить его внутренние, коренные, качественные черты, основные цели и функции, его роль в классовом обществе, отражение сущности Г. в различных формах и политических режимах. Марксистское учение о Г., вскрывающее закономерности развития Г. в ходе смены общественно-исторических формаций, ≈ важный исходный пункт теории социалистической революции и путей коммунистического преобразования общества.

    Исторические типы Г. Каждой классовой общественно-экономической формации соответствует определенный исторический тип Г. Смена исторических типов Г. ≈ закономерный процесс ликвидации устаревших форм государственной организации общества, сковывающих его развитие, и замены их новой государственностью, способствующей складыванию и упрочению более развитого социального строя. Поэтому функции каждого последующего типа Г., методы их осуществления и его политические формы богаче и сложнее, чем организация политической власти предшествующих формаций.

    Первым в истории Г. было рабовладельческое Г. ≈ диктатура класса рабовладельцев. Сущность этого Г. отражала первое крупное классовое деление общества ≈ на рабов и рабовладельцев. Возникновение рабовладельческого Г. относится к 4≈3-му тыс. до н. э., когда происходило формирование Г. в Древнем Египте, Древнем Китае и на территории Двуречья. В рамках этого типа Г. можно выделить государства Древнего Востока (Древний Египет, Вавилон, Ассирия и др.), в которых сохранялись пережитки первобытнообщинного строя. Особенности развития производительных сил (в частности, необходимость строительства и поддержания ирригационных сооружений) обусловили довольно значительную экономическую роль Г. в этих странах, где характерной формой правления являлась деспотия , деспотическая монархия. Наиболее полного развития система рабовладельческого Г. достигла в античных государствах Древней Греции и Древнего Рима. В Г. развитого рабовладения существовали различные формы правления: монархия (Римская империя), аристократическая республика (Спарта) или демократическая республика (Афины). Однако при этом разнообразии форм правления любое Г. древности «...было государством рабовладельческим все равно ≈ была ли это монархия или республика аристократическая или демократическая» (Ленин В. И., там же, т. 39, с. 7

  4. .

    Феодальное Г. возникло в связи с зарождением феодальных производственных отношений. Его возникновение в Европе относится к 5≈11 вв. Основу феодального общества составляла собственность феодала на землю, а феодальное Г. являлось диктатурой класса феодалов. Основной формой правления феодального Г. является монархия в различных её вариантах. Для периода феодальной раздробленности характерна раннефеодальная монархия, когда при наличии слабой центральной власти в Г. имелось множество самостоятельных или полусамостоятельных Г. (княжеств, сеньорий и т. п.). В процессе централизации государственной власти сложилась сословно-представительская монархия. Одной из опор центральной власти в этом процессе являлись зажиточные слои городов; в результате возникли органы сословного представительства ( земские соборы в России, генеральные штаты во Франции, парламент в Англии и т. п.). Исторически последней формой феодального Г. была абсолютная монархия (см. Абсолютизм ), развившаяся в период окончательного преодоления феодальной раздробленности и завершения процесса образования централизованного Г. При абсолютной монархии верховная власть самодержавно и неограниченно принадлежит одному лицу ≈ монарху, без всякого участия народа в законодательстве и в контроле за управлением. В эпоху феодализма существовали своеобразные Г. ≈ т. н. города-Г., в которых устанавливалась республиканская форма правления (Новгород, Псков, Венеция, Генуя, Флоренция и др.). Власть в городах-Г. принадлежала богатой верхушке населения (городской аристократии, патрициату), её представители образовывали городской совет (сенат), избирали высших должностных лиц. Города-Г. возникали, как правило, на важнейших торговых путях, в них наиболее широко развивались ремёсла и торговля, раньше всего складывались капиталистические отношения. Для всех Г. феодального типа характерна огромная роль церкви как политической и идеологической силы феодального общества, способствовавшей обеспечению и укреплению господства феодалов над массой эксплуатируемого населения.

    Буржуазное Г. возникло в результате буржуазных революций, направленных против феодально-абсолютистской монархии и феодальных отношений. Там, где буржуазия в холе этих революций шла на компромиссы с дворянством (например, Великобритания), буржуазное Г. приняло форму конституционной монархии; там же, где буржуазия добивалась более или менее полного господства, оно выступало в форме демократической республики. Множественность форм правления буржуазного Г. осталась и в последующем характерной чертой буржуазного типа Г., хотя различие этих форм существенно сгладилось. «Формы буржуазных государств чрезвычайно разнообразны, но суть их одна: все эти государства являются так или иначе, но в последнем счете обязательно диктатурой буржуазии» (Ленин В. И., там же, т. 33, с. 3

  5. .

    Буржуазное Г. периода домонополистического капитализма присущи следующие черты: 1) цензовый характер, т. е. отстранение с помощью имуществ, и иных цензов широких слоев населения от участия в формировании органов государственной власти. Будучи значительным шагом вперёд по сравнению с феодальными порядками, буржуазная демократия и её основные институты ( парламентаризм , принцип равноправия и др.) носили формальный, урезанный, классовый характер; 2) сосредоточение основных усилий Г. преимущественно на функции политической, в том числе на военно-полицейской охране интересов господствующих классов внутри и вне страны. Г. этого периода рассматривалось как «полицейский» или «ночной сторож», охраняющий капиталистическую систему, но не вмешивающийся непосредственно в её функционирование; 3) сохранение в механизме Г. значительных позиций дворянско-помещичьих сил. Буржуазная революция, как правило, не ломает старый государственный механизм, который постепенно приспосабливается к потребностям капиталистической системы.

    В эпоху империализма и особенно общего кризиса капитализма происходит огромный рост аппарата буржуазного Г. Воздействие Г. на основные сферы общественной жизни возрастает, функции его расширяются. Эти процессы связаны прежде всего с обострением классовых противоречий. Рост сознательности и организованности рабочего класса и др. трудовых слоев населения, широкое распространение коммунистических идей приводят, с одной стороны, к повышению уровня классовой борьбы, расширению антимонополистического и демократического движений, а с другой ≈ к последовательному сужению социальной базы политического господства капитала. В этих условиях монополии всемерно укрепляют основное орудие своего господства ≈ Г. и его военно-полицейский аппарат. Усиление роли Г. связано с милитаризмом и развитием государственно-монополистического капитализма .

    В условиях государственно-монополистического капитализма, при усложнении технико-производственной стороны жизни общества как следствия научно-технической революции, наряду с расширением функции принуждения значительных масштабов достигают экономическая функция буржуазного Г., а также его идеологическая активность внутри и вне страны. Государственно-монополистический капитализм соединяет силу монополий с силой Г. в единый механизм в целях спасения капиталистического строя, обогащения монополий, подавления рабочего движения и национально-освободительной борьбы, развязывания агрессивных войн. Монополистический капитал уже не делит ни с кем политическую власть, а буржуазное Г. выступает как орган по управлению делами монополистической буржуазии. Достигает апогея процесс сращивания монополий с верхушкой государственного аппарата.

    На политический режим, устанавливаемый буржуазным Г., на его формы правления существенное воздействие оказывает поворот монополистического капитала от буржуазной демократии к реакции как следствие сужения социальной базы Г. и использования рабочим классом и др. трудовыми слоями институтов буржуазной демократии. Наиболее ярким выражением этого поворота является установление фашистской тоталитарной государственности (классическим примером такого Г. была нацистская Германия). Однако и при сохранении буржуазно-демократических форм правления проявляются авторитарные тенденции к правлению «сильной личности», возрастает роль правительства и его аппарата за счёт умаления полномочий выборного парламента, ведётся наступление на демократические права и свободы граждан и организаций. Но авторитарный курс монополистической буржуазии наталкивается на противодействие широких народных масс во главе с рабочим классом, выступающих в защиту своих демократических завоеваний, за их расширение, что вызывает обострение классовых противоречий буржуазного общества.

    Для внешней функции империалистического Г. характерно стремление к экспансии. Эта тенденция монополистического капитала дважды в 20 в. ввергла человечество в опустошительные мировые войны. Империалистические Г. ведут подрывную деятельность, в том числе и идеологическую, против социалистических стран, ищут новые формы неоколониалистской эксплуатации государств Азии, Африки и Латинской Америки, вставших на путь независимости.

    Расширение экономической деятельности империалистических Г. изображается буржуазными идеологами как якобы коренная трансформация и превращение его в «государство всеобщего благоденствия», а усложнение политической структуры современного капитализма (рост роли политических партий, профессиональных и иных союзов и организаций) ≈ как процесс «диффузии власти» (см. «Государства всеобщего благоденствия теория» , «Диффузии власти» теория ). В действительности империалистическое Г. было и остаётся основным орудием классового господства империалистической буржуазии, оно выступает как сила, пытающаяся задержать социальный прогресс, увековечить изжившие себя капиталистические общественные отношения.

    В эпоху крушения колониализма образовалось множество независимых Г. в Азии, Африке и Латинской Америке, а колониальные и полуколониальные страны ведут борьбу за национальную независимость. Значительная часть молодых независимых Г. по экономическим и социальным чертам (многоукладность экономики и др.) не может быть отнесена ни к одному из основных типов Г. Некоторые из этих Г. встали на некапиталистический путь развития, ориентируясь в перспективе на строительство социалистического общества. В этих Г. социалистические ориентации осуществляются серьёзные экономические и социальные преобразования: проведение демократических аграрных реформ, создание государственного сектора в экономике, национализация собственности иностранных монополий и т. д.

    Социалистическое Г. В результате социалистической революции, влекущей за собой слом эксплуататорского аппарата Г., возникает принципиально новый тип Г. ≈ социалистическое Г. Прообразом Г. социалистического типа, первой организацией государственной власти трудящихся во главе с рабочим классом была Парижская Коммуна 1871 . В результате победы Великой Октябрьской социалистической революции в 1917 возникло Советское государство ≈ первое в мире государство трудящихся, установилась диктатура пролетариата . В 1924 встала на путь социалистического развития Монгольская Народная Республика. Разгром германского и итальянского фашизма, а также японского милитаризма во 2-й мировой войне 1939≈45, вызвавший бурный рост революционного и национально-освободительного движения во всех регионах мира, привёл к победе народно-демократической революции в ряде стран Европы и Азии, к возникновению Г. народной демократии. Образование этих государств означало, что социализм превратился в мировую систему. В 1959 в эту систему вошла Куба ≈ первое социалистическое Г. на американском континенте.

    Принципиально новая сущность социалистического Г. в сравнении с эксплуататорскими типами Г. не могла не вызвать к жизни новых организаций государственной власти. Первой формой социалистического Г. явилась открытая В. И. Лениным республика Советов. Построенная по принципу демократического централизма система выборных (снизу доверху) Советов, облечённых всей полнотой государственной власти, явилась в конкретных исторических условиях политической организацией, объединявшей всех без исключения трудящихся и представлявшей наилучшие возможности для государственного руководства массами со стороны рабочего класса и его партии. В странах народной демократии формы политической организации имели ряд особенностей в сравнении с Советами (например, наличие таких общественно-политических организаций, как Народный, или Отечественный, фронт, двух или нескольких партий), что было обусловлено историческими особенностями становления в этих странах Г. диктатуры пролетариата. Многообразие форм социалистических Г. подтверждает ленинское положение: «Все нации придут к социализму, это неизбежно, но все придут не совсем одинаково, каждая внесет своеобразие в ту или иную форму демократии, в ту или иную разновидность диктатуры пролетариата, в тот или иной темп социалистических преобразований разных сторон общественной жизни» (Ленин В. И., там же, т. 30, с. 123).

    Социалистическое преобразование общества ставит перед Г. диктатуры пролетариата разнообразные задачи, с учётом уровня развития экономики и культуры, социальной структуры, национальных особенностей и традиций каждой страны. Но независимо от специфических условий той или иной страны в переходный от капитализма к социализму период перед каждым Г. диктатуры пролетариата встают задачи, вытекающие из самой сущности этого периода: подавление сопротивления свергнутых эксплуататорских классов, ликвидация частной собственности на основные средства производства, создание экономической основы социализма (социалистическая индустриализация, социалистическое преобразование сельского хозяйства, создание социалистической системы хозяйства), формирование социалистической культуры, воспитание нового человека, обеспечение обороноспособности страны. В соответствии с этими задачами Г. осуществляет ряд функций (внешних и внутренних): хозяйственно-организаторскую, культурно-воспитательную, контроля за мерой труда и мерой потребления, защиты социалистического правопорядка и социалистической собственности, обороны страны от нападения извне и борьбы за мирное сосуществование государств с различными социальными системами, функции социалистического Г. расширяются и изменяются с развитием социально-экономической структуры общества, успехами социалистического строительства. Так, в результате ликвидации эксплуататорских классов в СССР утратила своё значение функция Г. по подавлению сопротивления этих классов. Осуществляя свои функции, социалистическое Г. выступает как главное орудие построения социализма и коммунизма, представляет собой политическую организацию подавляющего большинства населения. В процессе развития социалистического Г. его социальная база постоянно расширяется, оно все более становится представителем интересов всего народа.

    После полной и окончательной победы социализма диктатура пролетариата, выполнив свою историческую миссию, с точки зрения внутреннего развития страны перестаёт быть необходимой, а пролетарское Г. закономерно превращается в орган выражения интересов и воли всего народа ≈ общенародное Г. (см. Программа КПСС, 1971, С. 101). Такой стадии развития социалистическое Г. достигло в Советском Союзе, где оно выступает как политическая организация всего народа при руководящей роли рабочего класса во главе с его авангардом ≈ Коммунистической партией. Социальная роль Советского общенародного социалистического Г. неуклонно возрастает. В решениях 24-го съезда (1971) подчеркивается роль Советского Г. в решении внутренних и внешних задач, стоящих перед советским обществом на современном этапе строительства коммунизма. Значительно расширяются такие функции социалистического Г., как хозяйственно-организаторская, культурно-воспитательная и др. (содержание этих функций на современном этапе конкретизировано Директивами 24-го съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1971≈75). Современные ревизионисты подвергают критике марксистско-ленинское учение о социалистическом Г., выдвигая тезис о необходимости отмирания Г. сразу после завоевания политической власти. Эта концепция объективно направлена на ослабление социалистических государств. В то же время лево-ревизионистские элементы ратуют за сверхцентрализацию, бюрократизацию всей государственной жизни. В условиях коммунистического строительства постоянно совершенствуется вся политическая система СССР. Пролетарская демократия превращается во всенародную демократию, развертывание которой характеризуется в Программе КПСС как главное направление развития социалистической государственности. Один из ведущих принципов деятельности социалистического Г. ≈ широкое привлечение трудящихся к работе государственных органов, К. Маркс и Ф. Энгельс раскрыли историческую перспективу пролетарского Г. Они утверждали, что при коммунизме надобность в Г. отпадёт, поэтому пролетарское Г. постепенно само отмирает, хотя это и не означает отмирания всякой общественной власти вообще. Под отмиранием Г. они понимали устранение специального аппарата принуждения, публичной политической власти. Экономической предпосылкой отмирания государства Маркс и Энгельс считали такой уровень развития производительнх сил, при котором возможно осуществление принципа коммунизма «от каждого по его способностям, каждому по его потребностям», Ленин подчёркивал коренное отличие Г. диктатуры пролетариата, являющегося диктатурой большинства населения, от государств эксплуататорского типа, называя пролетарское Г. «полугосударством» (см. Полное собрание соч., 5 изд., т. 33, с. 231, 167). Он связывал вопрос постепенного отмирания Г. с отмиранием некоторых функций социалистического Г., например функции подавления побежденных эксплуататорских классов в связи с ликвидацией таких классов в СССР. Однако «для полного отмирания государства, ≈ писал В. И. Ленин, ≈ нужен полный коммунизм» (там же, т. 33, с. 95). Социалистическое общенародное Г. является как бы переходной ступенью к безгосударственной организации общества при коммунизме, когда утвердится общественное коммунистическое самоуправление ≈ негосударственная форма управления экономическими, социальными и культурными процессами бесклассового общества,

    Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф. , Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3, с. 333: Маркс К., К критике политической экономии. Предисловие, там же, т. 13, с. 6; его же, Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта, там же, т. 8,с.206; его же, Гражданская война во Франции, там же, т. 17 с. 317; его же. Капитал, т. 3, там же, т. 25, ч. 1, с. 422, т. 25, ч. II, с. 354; его же. Критика Готской программы, там же, т. 19, с. 16≈20 и 28≈29: Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, там же, т. 21, с. 156≈177; Ленин В. И., Уроки Коммуны, Полн. собр.соч.,5 изд., т.16, с. 451≈454; его же, Марксизм о государстве, там же, т. 33, с. 123≈307; его же, Государство и революция, т. 33, с. 3≈123; его же. Пролетарская революция ренегат Каутский, там же, т. 37, с. 237≈259; его же, О государстве, там же, т. 39, с.66-84; его же, Тезисы и доклад о буржуазной демократии и диктатуре проле- тариата 4 марта 1919, там же, т. 37, с. 491≈509; его же, Детская болезнь «левизны» и коммунизме, там же, т. 41, с. 1≈104; Программа Коммунистической партии Советского Союза, М., 1971;Международное Совещание коммунистических и рабочих партий. Документы и материалы, М., 1969; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971; Брежнев Л. И., Дело Ленина живет и побеждает, М., 1970: его же, 50 лет великих побед социализма, М., 1967; Аржанов М. А., Государство и право в их соотношении, М., 1960; Бурлацкий Ф.М. Ленин, государство, политика, М., 1970; Гулиев В. Е., Империалистическое государство, М., 1965; Современные буржуазные учения о капиталистическом государстве, М., 1967; Денисов А. И., Сущность и формы государства, М., 1960; его же, Советское государство, М., 1967; Керимов Д. А., Чехарин Е. М., Социалистическая демократия и современная идеологическая борьба, М., 1970; Косицын А. П., Социалистическое государство, М., 1970; Ленинское учение о диктатуре пролетариата, М., 1970;Петров В. С. Тип и формы государства, Л., 1967; Фарберов Н. П., Государство и демократия в период строительства коммунизма, М., 1968; Чиркин В. Е., Формы государства переходного к социалистическому типу, М., 1966; Чхиквадзе В. М., Государство, демократия, законность, М., 1967; Общая теория государства и права, т. 1. Общая теория государства, Л., 1968; Марксистско-ленинская общая теория государства и права. Основные институты и понятия, М., 1970, с. 194≈342; Ф. Энгельс о государстве и праве, М., [1970], с. 48≈136: Мамут Л. С., К. Маркс о государстве как политической организации общества «Вопросы философии», 1968, ╧ 7, с. 29≈35.

    Г. Н. Манов

Добавить свое значение
Предложите свой вариант значения к слову государство

Ассоциации к слову государство

Цитаты со словом государство

  • Уж больно много воровать стали. И кто богаче, тот и крадет больше. Признак опасный! Недаром в древнем Китае мудрецы говорили: государство разрушается изнутри, а внешние силы лишь завершают его поражение.... Валентин Пикуль, "Честь имею"
  • Мужчина может спасти государство от гибели, править миром и стяжать бессмертную славу своей мудростью, но в глазах жены он остается безмозглым идиотом.. Торнтон Уайлдер, "Мартовские иды"
  • Тут вопрос вот в чем: быть России великой державой или нет. А страна у нас такая, что если у нее величие отобрать, то и России не останется. Прах один. Мы — не государство, мы идея.. Борис Акунин, "Странный человек"

Синонимы к слову государство

  • алания
  • анклав
  • ватикан
  • ведомство
  • византия
  • владение
  • владычество
  • власть
  • гегемония
  • граница
  • держава
  • земли
  • земля
  • империя
  • княжество
Показать комментарии
Добавьте комментарий первым!