гуманизм
существительное

Значение слова гуманизм

Словарь Ушакова

гуманизм

гуманизм, гуманизма, мн. нет, муж. (от лат. humanus - человеческий) (книж.).

1. Идейное движение эпохи Возрождения, направленное к освобождению человеческой личности и мысли от оков феодализма и католицизма (ист.).

2. Просвещенное человеколюбие (устар.).

Средневековый мир в терминах, именах и названиях

гуманизм

(от лат. humanus — человеческий, человечный) — мировоззрение эпохи Возрождения, идейное содержание ренессансной культуры, выразившееся в научных, литературных, филос, педагогич. и др. взглядах, которые ставили в центр мира человека. Родина г. — Италия. В первой пол. XV в. ит. ученый и писатель Леонардо Бруни назвал новую светскую науку о человеке, его месте в мире и поведении в обществе термином «humanitas» (человеческая природа, духовная культура). В Италии XV— XVI вв. термин «humanitas» означал светскую образованность. Светские науки (studia humana) были противопоставлены науке церковной (studia divina). В противовес studia divinitatis — познанию божественного — гуманисты выдвинули новый комплекс гуманитарных знаний — studia humanitatis, куда входили грамматика, филология, риторика, история, педагогика и этика, ставшая стержнем всего этого комплекса. От термина «studia humanitatis» ведут начало термины «гуманист» (знаток и приверженец studia humanitatis) и «г.». Впервые слово «гуманист» встречается в 1490 г. В сер. XVI в. оно прочно вошло в обиход ученых. Так стали называть знатоков и преподавателей философии, риторики, истории, поэзии. В Италии раньше всего выработалось представление о гуманисте как об образованном человеке, владеющем древними языками, знающем историю, древнюю лит., философию, поэзию и т.д.

Программа становления новой гуманистич. культуры в главных чертах была намечена Петраркой, а ее разработку завершили его друзья и последователи — Боккаччо, Салютати и др.

Ит. г. охватывает 3 столетия — с XIV до нач. XVII в. В Германии, Франции, Англии и др. странах Зап. Европы г. развивался в конце XV— XVI в. Г. носил светский, антиклерикальный характер, способствовал раскрытию творч. возможностей человека, его разума, признавал право человека на счастье, понимаемое как гармония души и тела, чувств и разума. Гуманисты провозгласили разрыв с официальной церковно-схоластич. культурой Средневековья, бросили вызов схоластике, ее претендующему на универсальность формальнологич. методу познания, выступали против религ. этики, монополии церкви в интеллектуальной сфере, подвергали критике католич. духовенство, пороки монашества. Однако большинство гуманистов не порвало с религией и отводило Богу роль творца.

Главными проблемами гуманистич. философии (в которой ведущее место принадлежит этике) были человек и природа, человек и общество. Гуманистич. этика к достоинствам человеч. личности относила свободу воли, разум, знание, труд, деятельность на благо общества. Гуманисты признавали высокую нравственную роль труда и именно в нем, в деяниях самой личности, а не в знатности происхождения видели основу ее благородства и достоинства. Особую роль гуманисты отводили худож. слову, в котором видели ключ к постижению мира и человека; они всемерно возвышали поэзию, уравнивая ее в правах с теологией. Источником мудрости для них была греч. и лат. лит. античности, а также творчество «новых поэтов», особенно Данте. Актуализация ант. наследия была подчинена задачам, выдвинутым их собственной эпохой с ее бурным расцветом гор. экономики и зародившимися раннекапиталистич. отношениями. Эта эпоха требовала расширения границ науч. знания, основанного на светеки-рационалистич. принципах. В 40—90-е гг. XV в. г. становится мощным идеологич. движением, укрепляются его позиции в области образования. Чтение университетских курсов становится важной стороной деятельности многих гуманистов, которые в этот период представляли собой, по сути, новую прослойку светской интеллигенции. Они выступали и в сфере гос. власти — в роли канцлеров, секретарей, придворных, дипломатов; определенного воздействия г. не избежала и католич. церковь. Гуманистов, прекрасно владевших лат. языком и риторикой, охотно приглашали на службу в папскую курию, наделяли церк. пребендами.

Крупными центрами г. в Италии были Флоренция, Милан, Рим, Неаполь, Венеция, Феррара, Мантуя, Болонья и др. В ит. г. существовало несколько направлений: гражданский г., флорентийский неоплатонизм, направления, опиравшиеся на эпикурейскую этику Баллы и учение о человеке Альберти. Крупнейшими гуманистами эпохи Возрождения были Франческо Петрарка, Данте Алигьери, Джованни Боккаччо, Леонардо Бруни, Леон Баггиста Альберти, Эразм Роттердамский, Ульрих фон Гуттен, Франсуа Рабле и мн. др.

Лит.: Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. М., 1978; Баткин ЛМ. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М., 1989; Баткин Л.М. Итальянское Возрождение. Проблемы и люди. М., 1995; Брагина Л.М. Итальянский гуманизм. Этические учения XIV—XV веков. М., 1977; Горфункель А.Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения. М., 1977; Корелин М.С. Ранний итальянский гуманизм и его историография. Вып. 1. СПб., 1892; Немилов А.Н. Немецкие гуманисты XV в. Л., 1979; Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения / Под. ред. Л. М. Братина. М., 1985.

Этимологический Словарь Русского Языка

гуманизм

Французское – humanisme.

Латинское – humanitas (человеколюбие).

В русском языке слово «гуманизм» и однокоренные слова («гуманитарий», «гуманист», «гуманность») появились в XIX в. и были широко употребительными уже в 40-х гг., особенно в литературных, светских кругах. Самые ранние примеры частого применения этого слова находятся в статьях Белинского.

Примечательно, что в русском обиходе слово появилось гораздо раньше, чем в западноевропейских языках (известно, что французский язык узнал это слово только в 70-х гг. XIX в., оно было заимствовано из немецкого, где известно с 50-х гг.). Прилагательное же «гуманный» появилось в русском позже и пришло из французского (от humain – «человечный»).

Первоисточником являются два латинских слова: humanus (человеческий, свойственный человеку) и humus (земля), слияние которых образовало понятие humanitas – «человеческая природа», «человеколюбие», «образованность», «духовная культура».

Производные: гуманный, гуманист.

Культурология. Словарь-справочник

гуманизм

(от лат. humanus – человечный)

признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. В узком значении светская философия эпохи Возрождения, противостоящая религиозной схоластике средних веков.

совокупность идей и взглядов, утверждающих ценность человека независимо от его общественного положения и право личности на свободное развитие своих творческих сил, провозглашающих принципы равенства, справедливости, человечности отношений между людьми; гуманизм эпохи Возрождения (Ренессанса, XIV-XVI вв.) – общественное и литературное движение, противостоявшее схоластике и духовному господству церкви, стремившееся к возрождению античного идеала красоты и человечности; гуманизм реальный – мера человечности общественных отношений.

исторически изменяющаяся система воззрений, признающая самоценность человеческой личности, право человека на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей. Система взглядов гуманизма впервые формируется в эпоху Возрождения, выступая как широкое течение общественной мысли, стремившееся к восстановлению античного идеала человечности и красоты.

Гуманизм в узком смысле – социокультурное и литературное движение эпохи Возрождения.

Педагогический терминологический словарь

гуманизм

(от лат. humanus - человеческий, человечный)

признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. В более узком смысле - светское вольномыслие эпохи Возрождения, противостоявшее схоластике, связано с изучением вновь открытых произведений античности.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 58)

направление мышления и деятельности, ориентированное на благо всех людей как высшую ценность и высший смысл жизни при безусловном уважени и свободы каждой личности.

(Педагогика. Под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. С. 415)

Этнографический Словарь

гуманизм

(от лат. humanus - человеческий, человечный) - признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений.

(Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь. М.1999)

Словарь антонимов русского языка

гуманизм

жестокость

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

гуманизм

 Гуманизм

 ♦ Humanisme

Исторически гуманизм возник как одно из философских учений эпохи Возрождения (его деятелей, таких, как Петрарка (***), Пико де ла Мирандола (***), Эразм Роттердамский, Бюде (***), и других мы называем гуманистами). Оно основывалось на изучении древнегреческого и древнеримского культурного наследия и пришло к идее ценности индивидуального человека. В философии, однако, слово «гуманизм» употребляется в гораздо более широком значении. Быть гуманистом означает рассматривать человечество как ценность и даже как высшую ценность. Остается выяснить, является ли эта ценность абсолютом, который мы можем познавать, отличать от других, созерцать, или она относительна к нашей истории, к нашим желаниям, к тому или иному обществу или той или иной культуре. В первом случае мы говорим о теоретическом гуманизме, который может быть метафизическим или трансцендентным, но всегда тяготеет к превращению в религию человека (см. «Человек-Бог» Люка Ферри (***)). Во втором речь идет о практическом гуманизме, который не претендует ни на какой абсолют, ни на какую религию и ни на какую трансцендентность; это не более чем мораль и руководство к действию. Первое – это вера; второе – верность. Первое возводит человечество в принцип, сущность и абсолют; второе видит в нем лишь результат, историю, свод требований. На самом деле вопрос сводится к тому, чтобы определить, нужно ли верить в человека, чтобы желать для людей добра (теоретический гуманизм), или можно продолжать желать для них этого добра, даже не питая никаких иллюзий на их счет (практический гуманизм). Именно таким был гуманизм Монтеня, которому посвящен другой мой труд («Ценность и истина»). Таков и гуманизм Ламетри (***): «Я оплакиваю судьбу человечества, – пишет он, – которое, так сказать, попало в столь дурные руки, как его собственные». Но это еще не причина, чтобы бросать его на произвол судьбы, ведь руки, что ни говори, наши. Истинный материалист, Ламетри видит в человеческих существах чистый продукт материи и истории (пресловутый тезис о человеке-машине, на котором основан теоретический антигуманизм). Однако это не помешало ему, врачу по профессии, продолжать лечить людей, как не помешало ему как философу стремиться понять их и простить. «Знаете ли вы, почему я все же до некоторой степени ценю людей? – вопрошал он. И отвечал: – Потому что я серьезно считаю их машинами. Если предположить обратное, мало найдется таких, чье общество показалось бы мне достойным уважения. Материализм – это антипод мизантропии». Вот гуманизм, лишенный иллюзий, он же – охранительный гуманизм. Уважение, которое мы должны проявлять к людям, основано вовсе не на их ценности; люди ценны именно благодаря этому уважению. Людей надо любить не потому, что они добры – просто доброты не бывает без любви.

И воспитывать их надо не потому, что они свободны, а потому, что благодаря воспитанию у них появляется шанс стать свободными. Именно это я и называю практическим гуманизмом, который имеет значение лишь постольку, поскольку подвигает нас к конкретным действиям. Гуманизм это не вера, а воля. Не религия, а мораль. А как же быть с верой в человека? Я не очень понимаю смысл этого выражения, ведь существование человека можно считать доказанным. При чем же здесь вера? Чтобы желать людям блага и стремиться к прогрессу человечества, нет нужды в вере. Впрочем, мы взяли столь низкий старт, что, пожалуй, должна существовать какая-нибудь возможность немножечко нас возвысить. Этим и занимается гуманизм в первом значении термина, побуждающий нас к интеллектуальному труду, развитию культуры, внимательному и честному изучению прошлой истории человечества. Это единственный путь к будущему, если мы хотим, чтобы оно складывалось приемлемым для нас образом. Человек – не Бог. Так давайте хотя бы жить и действовать так, чтобы он оставался человечным.

***

Франческо Петрарка (1304–1374) – итальянский поэт, родоначальник гуманистической культуры Возрождения. Автор сонетов, канцон, секстин, баллад, мадригалов на жизнь и смерть Лауры, проникнутых ощущением противоречия между аскетическим средневековым мироощущением и новым видением мира.

Джованни Пико делла Мирандола (1463–1494) – итальянский мыслитель эпохи Возрождения, представитель раннего гуманизма. В труде, озаглавленном «900 тезисов», стремился к всеобщему «примирению философов», полагая, что все религии и философские школы суть частные проявления единой истины.

Гийом Бюде (1467–1540) – французский ученый и гуманист, специалист по древнегреческому языку. Служил библиотекарем при дворе Франциска I. Один из основателей парижского «Коллеж де Франс» – центра изучения латыни, греческого и древнееврейского языков.

Люк Ферри (род. в 1951 г.) – французский философ, в 2002–2004 гг. – министр образования Франции. Автор книг «Мысль-68: эссе о современном антигуманизме» (в соавторстве с Аленом Рено), «Homo aestheticus. Открытие вкуса в век демократии», «Человек-Бог, или Смысл жизни» и других. Активно выступает в прессе и на телевидении.

Жюльен Офре де Ламетри (1709–1751) – французский философ, врач; первым во Франции дал последовательное изложение системы механистического материализма и сенсуализма.

Античность от А до Я. Словарь-справочник

гуманизм

римское понятие, обозначавшее пропагандировавшийся Цицероном идеал образования знатных римлян, содержанием которого было воспитание людей через образование по греческому образцу (от лат. humanĭtas - человечность, человечество). Слово «гуманизм» применялось Цицероном, в частности, в значении «духовная культура».

Вестминстерский словарь теологических терминов

гуманизм

 ♦ (ENG humanism)

философская или религиозная точка зрения, подчеркивающая человеческие ценности, достоинство и достижения. Иногда его противопоставляют теологическому представлению, придающему высшую ценность Богу.

Тезаурус русской деловой лексики

гуманизм

Syn: см. гуманность

Энциклопедический словарь

гуманизм

(от лат. humanus - человеческий, человечный), признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. В более узком смысле - светское вольномыслие эпохи Возрождения, противостоявшее схоластике и духовному господству церкви, связано с изучением вновь открытых произведений классической древности.

Словарь Ожегова

гуманизм

ГУМАНИЗМ, а, м.

1. Гуманность, человечность в общественной деятельности, в отношении к людям.

2. Прогрессивное движение эпохи Возрождения, направленное к освобождению человека от идейного закрепощения времён феодализма.

| прил. гуманистический, ая, ое.

Словарь Ефремовой

гуманизм
  1. м.
    1. Исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки общественных отношений.
    2. То же, что: гуманность.
  2. м. Идейно-культурное движение эпохи Возрождения, противопоставлявшее схоластике и духовному господству церкви принцип свободного всестороннего развития человеческой личности.
Добавить свое значение
Предложите свой вариант значения к слову гуманизм

Значения слов синонимов к слову гуманизм

Синонимы к слову гуманизм

  • гуманность
  • идеология
  • мировоззрение
  • общество
  • филантропия
  • философия
  • человеколюбие
  • человечество
  • человечность

Однокоренные слова к слову гуманизм

  • гуманизация
  • гуманист
  • гуманистический
  • гуманистичный
  • гуманный
  • гуманистка
  • гуманистика
Показать комментарии
Добавьте комментарий первым!