догма
существительное

Значение слова догма

Словарь Ушакова

догма

догма, догмы, жен. (греч. dogma) (книж.).

1. Система основных положений какого-нибудь учения или научного направления. Догма материализма. Догма римского права.

2. Положение, утверждение, не допускающее возражений.

Политическая наука: Словарь-справочник

догма

(от греч. dogma мнение, учение, постановление)

положение, принимаемое на веру за непреложную истину, неизменную при всех обстоятельствах.

Начала Современного Естествознания. Тезаурус

догма

(Догмат)

(от греч. мнение, учение, постановление) — положение, принимаемое за непреложную истину, признаваемое бесспорным и неизменным без доказательства и при любых условиях; философский тезис, истинность которого вследствие этого кладется в основу той или иной философской системы (см. также аксиома, принцип).

Альтернативная культура. Энциклопедия

догма

точнее ДОГМА-95

киноманифест группы западных авторов (основатели — датчане Т. Винтерберг, Л. фон Триер — на данный момент оба работают в совершенно противоположной эстетике), на некоторое время обусловивший альтернативную общепринятой творческую практику в кинематографе.

Д. — попытка противостояния европейского кино 1990-х годов всевластию технологии,грязная перчатка, брошенная не знающему пределов индивидуализму. Парадокс Д. в том, что алкая ограничений, она зрит искомый идеал в формах откровенно растрепанных, неряшливых, на первый взгляд, неаппетитных. «Обет целомудрия » из десяти правил предусматривает, в частности, отрицание грима,декораций, искусственного освещения, спецтрюков, вообще иллюзии, наложенной музыки, а также от участия кинозвезд (впрочем, все правила постоянно и понемногу нарушаются). Нетронутыми остаются цвет и широкий формат. «Догматики» используют ручную цифровую камеру, синхронную звукозапись, и, как советские художники-бойчукисты 1920-х годов, практикуют безымянность, — хотя личность каждого из авторов обнародуется по мере прохождения ленты в прокат; зато каждый из фильмов Д. получает порядковый номер. Отсюда — определение Д. как «коллективной, очень дисциплинирующей акции, в которой есть что-то милитаристское» (Триер). Также «суть Д. — в перфекционизме, стремлении к совершенству... делать свою работу лучше, если над тобой висят четкие правила » (Лоне Шерфиг, участница Д., автор «Итальянского языка для начинающих», 2001).

Ни один из этих пунктов не является исключительно догматическим, ближайшие предшественники — итальянский неореализм и французская «новая волна». Многие из находок Триера и компании сегодня растиражированы или творчески переосмыслены авторами, в целом чуждыми принципам Д. Обычный прием фильмов Д. — пограничная ситуация, преломившаяся в ячейке разномастных отщепенцев (эмигранты, умственно отсталые, просто неудачники по жизни), что заставляет вспомнить о романах Достоевского. Частым является мотив имитации-мутации («Последняя песнь Мифунэ» К. Г. Якобсена, 1999 — скандинавский вариант «жизни с дураком»), шутовского обличения «на грани нервного срыва», истерического поступка, почти не влекущего за собою последствий, «стриптиза человеческой натуры» («Король жив» К. Леринга, 2000). Герои Д., — как и их создатели — стремятся внести раскол в чопорное буржуазное общество, где, по выражению одного из героев «Торжества » Винтерберга, полы в доме моются ежедневно на протяжении 50 лет, — что не страхует его обитателей от унизительного инцеста. Настрой фильмов Д. камерен, почти интимен, ведь площадка действия — чаще всего семейная крепость, куда врывается праздник хаоса.

Постсоветское кино было и остается догматическим — в традиционном смысле слова; страна «святой простоты» остается чужда живительному процессу опрощения. Неудивительно, что единственный работавший в СССР режиссер, чьи произведения во многом предвещают идеи Д., Отар Иоселиани, нынче прекрасно вписался в контекст западного кино. Сами о том не догадываясь, продолжателями дела Д. — еще и в силу цензуры и ограниченности средств — являются иранские кинематографисты («Цвет черешни» А. Кьяростами).

И хотя Д. вдохновляются столь разные режиссеры, как П. Морисси, М. Фиггис, X. Корин, а Д.-фильмы стали практически статьей датского экспорта, западное кино все же движется по пути возрастающей искусственности и технической оснащенности — от европейской «Амели » до американской «Матрицы ». Д. была кратким антрактом, передышкой перед последующим наращиванием скоростей. Тем не менее, пользуясь словами персонажа фильма Леринга, «пока есть дерьмо — есть надежда».

О. Сидор-Гибелинда

СМ.: Артхаус, Некрореализм, Параллельное Кино.

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

догма

 Догма

 ♦ Dogme

Истина, в непогрешимость которой мы верим и пытаемся навязать эту веру окружающим. Догма отличается от очевидности (в которую не надо верить) и критичности (предполагающей сомнение). Тем самым догма дважды уязвима, вернее, дважды отрицательна. Любая догма – глупость, и оглупляет как ничто иное.

Вестминстерский словарь теологических терминов

догма

 ♦ (ENG dogma)

 (греч. dogma - то, что кажется; мнение)

учение или доктрина, получившая в церкви официальный статус истины. В римско-католической церкви имеет статус определяющего и непогрешимого учения.

Энциклопедический словарь

догма

(от греч. dogma - мнение, учение, постановление), положение, принимаемое на веру за непреложную истину, неизменную при всех обстоятельствах.

Словарь Ожегова

догма

ДОГМА, ы, ж. Положение, принимаемое на веру за непреложную истину, неизменную при всех обстоятельствах. Схоластические догмы.

Словарь Ефремовой

догма

ж.
Положение, принимаемое на веру за непреложную истину, неизменную при любых
обстоятельствах.

Добавить свое значение
Предложите свой вариант значения к слову догма

Значения слов синонимов к слову догма

Цитаты со словом догма

  • Библия — это литература, а не догма.. Джордж Сантаяна

Синонимы к слову догма

  • аксиома
  • теизм
  • учение
Показать комментарии
Добавьте комментарий первым!