жизнь

существительное

Значение слова жизнь

Словарь Ушакова

жизнь

жизнь, жизни, жен.

1. только ед. Существование вообще, бытие в движении и развитии. Жизнь мира. Законы жизни.

2. только ед. Состояние организма в стадии роста, развития и разрушения. Жизнь человека. Жизнь растений.

| Физиологическое существование человека и животного. Жизнь его была в опасности. Рисковать жизнью. Положить жизнь за кого-что-нибудь (см. положить). Спасти кому-нибудь жизнь. Лишить жизни кого-нибудь (убить). Дать жизнь кому-нибудь (родить).

3. Время от рождения до смерти человека или животного. «Жизнь коротка, сказал не помню какой-то философ.» Гончаров. В течение всей жизни. «Раз в жизни притворюсь.» Грибоедов. «Таких две жизни за одну... я променял бы, если б мог.» Лермонтов.

4. только ед. Развитие чего-нибудь; события, происходящие с чем-нибудь существующим. Переломный момент в жизни государства.

5. только ед. Совокупность всего сделанного и пережитого человеком. Жизнь Ленина - неустанная, кипучая работа. О жизни Гете многие говорят, как о его самом великолепном художественном произведении. Жизнь моя сложилась неудачно.

| То же, что биография (устар.). «Баратынский собирается написать жизнь Дельвига.» Пушкин.

6. только ед. Деятельность общества и человека во всей совокупности ее проявлений, или в ее отдельных проявлениях, и ее внутреннее содержание. Общественная жизнь. Семейная жизнь. Литературная жизнь. Научная жизнь. Жизнь партии. Хозяйственная жизнь страны. Наконец-то для меня начинается настоящая жизнь. «Чтоб закипела жизнь вокруг, работай, друг!» Д.Бедный. Богатая внутренняя жизнь. Напряженная духовная жизнь.

7. только ед. Реальная действительность во всей совокупности ее проявлений. Бояться жизни. Жизнь есть борьба и труд. Нужно жить не воображением, а действительной жизнью.

| Реальная действительность в ее отдельных внешних проявлениях. Повесть из дореволюционной жизни. Писатель хорошо изобразил городскую жизнь. Изучать жизнь средневековья.

8. *****

внешнее движение, оживление. Улицы полны жизни. Жизнь у нас в доме начинается рано.

10. только ед. Энергия, внутренняя бодрость, полнота духовных и нравственных сил. Жизнь так и кипит в нем. «В чертах у Ольги жизни нет.» Пушкин.

11. только ед. Самое дорогое для человека, источник радости, счастья (книж.). Наука была его жизнью.

12. в знач. сказуемого. О существовании без нужды и забот, а также полном содержания, деятельности. «Ох ты, брат, не жизнь, а горе.» Д.Бедный. Не жизнь, а прозябание.

13. Отдельное живое существо, человек (устар.). Загубил не мало.

Подруга жизни (ритор. и шутл.) - жена, супруга. По гроб жизни - см. гроб. По жизнь (канц. устар.) - до конца жизни, до смерти. Ни в жизнь (разг. фам.) - никогда, ни за что. Вопрос жизни и смерти (книж.) - крайне важный, имеющий решающее значение. Прожигать жизнь - бесцельно и бесполезно проводить время в шумных удовольствиях, губительных для здоровья и материального существования. На всю жизнь - навсегда. Между жизнью и смертью - в очень опасном для жизни положении. Не на жизнь, а на смерть - самым решительным образом, до решительного исхода. Право жизни и смерти (книж.) - право миловать и казнить. Линия жизни (спец.) - линия на ладони, по которой хироманты определяют продолжительность жизни человека. Жизнь моя! (разг.) - ласковое обращение в знач. дорогой мой, дорогая моя. Жизни не рад (разг.) - очень беспокоен, расстроен, огорчен чем-нибудь.

Начала Современного Естествознания. Тезаурус

жизнь

комплексное, многозначное явление и понятие.

1. В естественнонаучном (биологическом) смысле понятие жизни тождественно понятию органического явления, согласно Э. Расселу, характеризующемуся своей направленностью, в частности:

1) прекращением действия с достижением цели;

2) продолжением действия, если цель не достигнута;

3) возможностью варьирования методов или способностью их комбинирования при неудаче; при этом стереотипное поведение ориентировано на нормальное, обычное, а приспособленное — на непривычное;

4) ограничением, но не определением, направленного поведения внешними условиями (например, деление клеток или размножение несмотря на недостаток вещества или питания). Такое поведение необъяснимо и невозможно с причинно-механистической (детерминистской) точки зрения; указания границы между органической и неорганической материей также недостаточно (например, неясно, являются ли вирусы низкоорганизованными организмами или их надо рассматривать как химические вещества особой сложности). С указанных позиций жизнь можно определить как самоподдержание, самовоспроизведение и саморазвитие больших систем, элементарно состоящих из сложных органических молекул (ДНК, РНК, белков и др.), происходящее в результате обмена веществ внутри этих молекул и между ними, а одновременно с внешней средой на основе затраты получаемой извне энергии и информации.

2. Жизнь в метафизическом смысле — основной мотив созерцающего мир мышления как содержанке переживания человека, жизненная судьба вообще. В таком варианте понятия жизни ставятся вопросы о смысле, ценности и цели жизни, а ответы даются на основе того или иного существующего в обществе мировоззрения. 3. Психологическая жизнь характеризуется своей естественной упорядоченностью, не оставляющей место хаосу. 4. С историко-культурной точки зрения жизнь в смысле «духовного, или духовной жизни», означает наличие на протяжении всей мировой истории действия идей, идейное содержание мыслей и.поступков. Особенную важность имеет здесь использование естественнонаучного понятия жизни для объяснения духовно-исторических явлений (пример — теория пас-сионарности Л. Гумилева в этногенезе). 5. С биографической точки зрения «жизнь одного человека» есть все его телесно-душевно-духовное становление, поведение и судьба в мире, от рождения до смерти.

Фразеологический словарь русского языка

жизнь

Жизни не рад - очень огорчен, расстроен чем-либо

Жизнь не по молодости, смерть не по старости -

1) и в молодые годы умирают

2) не в молодости счастье

Между жизнью и смертью - в крайне опасном для жизни положении, состоянии

Не жизнь, а малина - о беззаботной, праздной жизни

Не на жизнь, а на смерть - о бескомпромиссной, яростной борьбе

Не от хорошей жизни - использовать что-то в связи с определенными трудностями

Ни в жизнь - никогда, ни за что

Подруга жизни шутл. - жена

Право жизни и смерти - право казнить и миловать

Прожигать жизнь - вести беспорядочный, губительный для здоровья образ жизни, предаваясь удовольствиям, развлечениям и т. п.

Словарь антонимов русского языка

жизнь

мертвечина

смерть

Фразеологический словарь (Волкова)

жизнь

  Подруга жизни (ритор., и шутл.) - жена, супруга.

Где ваша подруга жизни?

  По гроб жизни - до самой смерти.

Я ему по гроб жизни обязан.

  Ни в жизнь (разг. фам.) - никогда, ни за что.

Ни в жизнь не поверю, что так и было.

  Вопрос жизни и смерти (книжн.) - крайне важный, имеющий решающее значение.

Отыскать этого человека - вопрос жизни и смерти.

  Прожигать жизнь - бесцельно и бесполезно проводить время в шумных удовольствиях, губительных для здоровья и материального существования.

Долго будешь жизнь прожигать?

  На всю жизнь - навсегда.

На всю жизнь я запомнил эти слова.

  Между жизнью и смертью - в очень опасном для жизни положении.

Раненый несколько дней находился между жизнью и смертью.

  Не жилец (на свете, на земле; о мужчине и о женщине;разг.) - человек, к-рый долго не проживет; обреченный на смерть.

Видно, она уме не жилец на белом свете.

  Не на жизнь, a на смерть - самым решительным образом, до решительного исхода.

Драка будет не на жизнь, а на смерть.

Гаспаров. Записи и выписки

жизнь

♦ Анекдот: разговаривают два близнеца в утробе: "Знаешь, как-то страшно рождаться, ведь оттуда еще никто не возвращался".

♦ "Не доживу".

Мать Алкмеона Эрифила, подкупленная, послала своего мужа, царя-пророка Амфиарая, в поход Семерых против Фив. Амфиарай, зная, что погибнет, завещал сыну отомстить за него, когда он вырастет. Алкмеон вырос и приходит, чтобы убить родную мать (а потом мучиться от Эринний, искупать грех и т. д.). Здесь начинается "Fragment of a Greek Tragedy" — пародия, сочиненная молодым А. Э. Хаусменом.

Alcmaeon, Chorus

С. — О suitably-attired-in-leather-boots

Head of a traveller! Wherefore seeking whom

Whence by what way how purposed art thou come

To this well-nightingaled vicinity?

My object of inquiring is to know,

But if you happen to be deaf and dumb

And do not understand a word I say,

Then wave your hand to signify as much.

A. — I journeyed hither a Boeotian road.

C. — Sailing on horseback, or with feet for oars?

A - Plying with speed my partnership of legs.

C. — Beneath a shining or a rainy Zeus?

A. — Mud's sister, not himself, adorns my shoes.

C. — To learn your name would not displease me much.

A. — Not all that men desire do they obtain.

C. — Might I then hear at what your presence shoots?

A - A shepherd's questioned mouth informed me that

C. — What? for I know not yet what you will say.

A. — Nor will you ever if you interrupt.

C. — Proceed, and I will hold my speechless tongue.

A - This house was Eriphile's, no one's else.

C. — Nor did he shame his throat wit hateful lies.

A. — May I then enter, passing through the door?

C. — Go, chase into the house a lucky foot!

And, О my son, be, on the one hand, good,

And do not, on the other hand, be bad,

For that is very much the safest plan.

A - I go into the house with heels and speed.

Chorus

Str.

In speculation

I would not willingly acquire a name

For ill-digested thought;

But after pondering much

To this conclusion I at last have come:

Life is uncertain.

This truth I have written deep

In my reflective midriff

On tablets not of wax,

Nor with a pen did I inscribe it there,

For many reasons: Life, I say, is not

A stranger to uncertainty.

Not from the flight of omen-yelling fowls 359

This fact I have discovered,

Nor did the Delphic tripod bare it out,

Nor yet Dodona.

Its native ingenuity sufficed

My self-taught diaphragm.

Первый адрес пародии — Эсхил, который был любимым поэтом Хаусмена. Второй — его английские переводы. Не поэтические переводы, которые были бледными, вольными и настолько привычными, что вызывали не смех, а скуку, но буквальные учебные переводы, естественно рождающиеся при всяком школьном чтении трудного автора на малознакомом языке. Устно они естественны, в печатных подстрочниках для ленивых комичны, под пером самовлюбленного филолога досадны. Поколение спустя после Хаусмена эти "профессорские переводы" дали Эзре Паунду толчок для авангардистского "Оммажа Сексту Проперцию". Когда в 1959 г. отмечалось столетие со дня рождения Хаусмена, то веселые английские филологи напечатали в журнале "Greece and Rome" упражнение в благородном старом стиле: обратный перевод "Отрывка из греческой трагедии" стихами на древнегреческий язык, с комментарием. Оказалось, что комизм непривычности при такой операции сразу снимается, и текст звучит иногда вычурно, но нимало не смешно:

О eu podendutoisi dermasin prepon

kara planetou, pros ti, kai zeton tina,

pothen, ti mellon, pe te pros toutous ebes

aedoneious anchigeitonas topous;

Tad' eromen men hos saph' eidenai pothon,

ei d' on aphonos tynchaneis kophos homou,

prosphthegmath' hoste tama me sunienai,

tod' europaltoi cheiri semenon torosи т. д.

Передать в переводе буквализм и прозаизм оказалось самым легким: учебные подстрочные переводы одинаковы повсюду. Передать второй адрес пародии оказалось труднее: пришлось вдвинуть между читателем и "греческим трагиком" об раз традиционного высокохудожественного перевода — конечно, Вяч. Иванова. Так пародия из двухадресной стала трехадресной: сюжетные и структурные натяжки в ней — от Эсхила, ритмическая вычурность (особенно в хоре) — от Иванова, буквализмы и прозаизмы — от учебного перевода. Хочется думать, что от обыгрывания также и ритмики она сделалась интересней,

Алкмеон, Хор

Х. — О ты, прекраснокожанообутая

Глава пришельца! Как, какие поиски,

Кого, зачем, отколь тебя доставили

В пределы наши славносоловьиные?

Я, вопрошая, жажду услыхать ответ, —

Но ежели случишься ты и глух и нем

И не поймешь ни слова из речей моих,

То возвести об этом мановением.

А - Я беотийской тек сюда дорогою.

X - На веслах ног или под гривой паруса?

А - Сгибая в такт чету моих конечностей.

X. — Под омраченным Зевсом или солнечным?

А - Не грязью блещет обувь, но сестрой ее.

X. — Узнать твое мне имя будет радостно.

А - Не каждому даруется желанное.

X - Во что, скажи, разит твое присутствие?

А - Язык пастуший, спрошенный, поведал мне-

X - О чем? Того не знаю, что не сказано.

А - И не узнаешь, если перебьешь опять.

X. — Вещай: сдержу я речь мою безмолвную!

А - Что дом сей - Эрифилы, а не чей-нибудь.

X. — Не посрамил он горла мерзкой ложию.

А - Войду ль в чертог, раскрыв перед собою дверь?

X - Ступи на сей порог стопой удачливой!

И, о мой сын, во-первых, помни: добрым будь,

А во-вторых, о сын мой, помни: злым не будь,

Затем, что это лучше, чем обратное.

А - Гряду в сей дом стопами и поспешностью!

Хор

Строфа

В тяжком пытанье

Из худо переваренных умом дум

Трудно рождалось слово;

Взвесив его стократно,

Я смог, наконец, все рассудив, решить так:

ЖИЗНЬ НЕНАДЕЖНА!

Эту высокую истину я начертал

На размыслительном воске

Не восковых скрижалей

И не пером ее запечатлев!

Я повторяю: В ЖИЗНИ, говорю я,

ЕСТЬ НЕНАДЕЖНОСТЬ!

Не полеты вещающих крыл

Раскрыли мне тайну,

Не дельфийский треножник ее изрыгнул,

Ни Додона:

Своим умом, утробою своей

До всего дошел я.

Антистрофа

Надо ли вспомнить

О той, кого любил отец богов, Зевс,

Той, кому злые боги

В странной заботе дали

Две пары копыт, пару рогов и один хвост, —

Дар нежеланный!

И отослали в далекие страны затем,

Чтобы она училась,

Как пережевывать жвачку.

И вот, в зеленых аргосских полях

Она, бродя по травке и крапиве,

Ими кормилась!

Пусть питательна эта еда,

Но мне не по вкусу!

Пусть Киприда не выберет троном своим

Мою печень!

Зачем я вспомнил Ио? почему?

Хоть убей, не знаю.

Эпод

Но вещее сердце мое

Уже заводит само

Напев, не зовущий в пляс;

Но вот предстает дворец

Обоим моим глазам

(Вот правый, и левый вот) —

Бойнею, так сказать,

Где столько шерстистых смертей

И кораблекрушений коров.

И веду я плач на Киссийский лад,

И на громкий стук,

На моей груди разрывающий лен,

Отвечает в такт

Головы моей бедной биенье.

Голос Эрифилы, Хор

Э. — О! челюсть топора в меня вгрызается,

Язвя меня не в шутку, а доподлинно.

X. — Мне кажется, я слышу из покоев крик,

Не схожий с криком тех, кто скачет в радости.

Э. — Ах! он опять хватил меня по черепу:

Никак, меня убить он хочет до смерти.

X. — Пусть не винят меня в поспешномыслии,

Но я скажу: кому-то там невесело.

Э. — О! о! еще удар доводит счет до трех,

Хотя об этом вовсе не просила я.

X. — Коль это так - твое здоровье бедственно,

Зато непогрешима арифметика.

♦ "Мы никогда не жили, а только стояли в очереди за жизнью" (ОГ 15. 3. 96). Три четверти человечества делали то же, но мы почему-то считаем себя вправе сравниваться с четвертой четвертью.

♦ Л. Я. Гинзбург: "Жить по Достоевскому интереснее, а по Толстому важнее".

♦ Жить тихо — от людей лихо, жить моторно — от людей укорно. (Посл., изд. Симони, 102).

Уж ты торна, маторна моя,

Фигурна, мигурна моя,

Пришпахтирна, натуральненькая.

(Соболевский, ГУ, 185-186)

♦ Сталинградский солдат сказал корреспонденту: "Жить нельзя, но находиться можно" (М. Соболь).

♦ Родился мал, рос глуп, вырос пьян, помер стар, ничего не знаю (отзыв запорожца на том свете; ответ: "Иди, душа, в рай"). — Даль.

♦ "Жизнь ушла на то, чтоб жизнь прожить" (из письма С).

♦ Из разговора

"Жизнь — усилие, достойное лучшего применения". — Карл Краус.

♦ "А пребывание наше здесь — не жизнь, не житие, а только именно пребывание —…" (Лесков, письмо 2309.1892).

♦ "Не могу же я относиться к этому, как к литературе, — только как к жизни, то есть бесчувственно. Или хотя бы: бессловесно".

♦ Увайсу предложили денег, он отказался: "Не надо, у меня есть одна монета". — Надолго ли? — "Поручитесь, что я проживу дольше, и я приму ваш подарок". Суфийская притча.

♦ Комс. правда от 15 дек 1990: в Чите организовано общество "За выживание" в помощь бедствующей советской медицине. Можно было бы расширить смысл названия и вступать в него поголовно.

♦ Воспоминания Н. Ге (младшего): гуляя вечером по Хамовникам, Толстой остановился у неплотно прикрытого ставня, постоял, подсматривая, сказал: "Как интересна жизнь" — и пошел дальше (СЗ 64).

♦ Рассказ в НЖ 3 (1942): записка самоубийцы: "В жизни моей прошу никого не винить".

♦ Записи Л. Гинзбург. Она сказала Олейникову, что Брики страстно стремятся доказать, что они живы: Маяковский умер, а они живы. Олейников задумчиво ответил: "А ведь, в сущности, это так и есть…"

♦ И. Эренбург, "Виза времени", 245, закарпатские вывески: "Великое похоронное предприятие". "Продажа виктуалов". "Торговля жизненными потребностями и прочим мешаным обходом".

♦ Он же, там же, о последнем цадике. Рай — это память о добрых делах, а ад — это стыд. Всюду солдат учат по-своему, но всюду "раз-два"; но плох солдат, который в войну не забывает "раз-два". А что вся жизнь, как не война?

Библейский Словарь к русской канонической Библии

жизнь

— одна из величайших тайн Божиих, ибо жизнь не есть свойство материи (тела, плоти), но дается ей (Быт.2:7 ; Быт.6:17 ; Быт.7:21). Жизнь человека — в его крови (Быт.9:5) и эту жизнь Священное Писание называет душой (Лев.17:11 ; Втор.12:23). Люди всегда сознавали, что эта жизнь есть что-то очень непрочное, временное, как дуновение ветра (Рим.7:7) или как клуб легкого пара (Иак.4:14), и что есть другая — истинная, вечная жизнь, в которой нет никакой опасности порчи и исчезновения. Мудрые люди искали источник этой жизни в сердце (Прит.4:23), в правдивых устах (Прит.10:11), в страхе Господнем (Прит.14:27), в разуме (Прит.16:22), а пророки прямо указывали — он в Боге (Пс.35:10 ; Пс.132:3 ; Ис.38:16 -20). Жизнь — в Иисусе Христе, явившем Собой эту жизнь и даровавшем ее верующим в Него (Иоан.3:36 ; Иоан.14:6 ; 1Иоан.5:12 ; Кол.3:4). (см. воскресение)

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

жизнь

 Жизнь

 ♦ Vie

Самое красивое из определений жизни принадлежит, на мой взгляд, Биша (***): «Жизнь – это совокупность функций, противостоящих смерти» («Физиологические исследования», I, 1). Это одно из проявлений conatus’а, но весьма специфическое. Это определенный способ, каким данное существо продолжает свое бытие, включающий развитие (рост), восстановление (обмен с окружающей средой посредством питания, дыхания, фотосинтеза и т. д.), адаптацию и стремление к воспроизведению (размножение). Жить значит предпринимать жизненные усилия. Твердое желание продолжаться – вот что такое подлинный вкус к жизни и, как показал Спиноза, принцип всякой добродетели («Этика», IV, теорема 21, 22 и королларий).

Словом «жизнь» обозначают также и продолжительность этого усилия – тот временной промежуток, который отделяет зачатие от смерти. Однако ценность жизни определяется не столько в зависимости от величины этого промежутка, сколько от того, чем этот промежуток заполнен. Во всяком случае, это справедливо по отношению к большинству людей. Цель их жизни – счастье, а не долгожительство, норма их жизни – человечность, а не здоровье. Здесь Биша с его биологией нам больше не помощник, и мы обратимся к Монтеню и к философии: «Смерть действительно конец, однако не венец жизни. Это ее последняя грань, ее предел, но не в этом же смысл жизни, которая должна ставить себе свои собственные цели, свои особые задачи. В жизни надо учиться тому, как упорядочить ее, должным образом прожить, стойко перенося все жизненные невзгоды» («Опыты», книга III, глава 12). Нужно ли учиться умирать? А зачем, если так или иначе все равно с этим справишься? Нужно ли учиться жить? Вот это другое дело, и этому учит философия.

***

Мари Франсуа Ксавье Биша (1771–1802) – французский врач, один из основоположников патологоанатомии и гистологии. Основатель научной школы.

Энциклопедия «Биология»

жизнь

, см. уровни организации живого.

Библия: Тематический словарь

жизнь

А. Прокомментированные темы

1. ЖИЗНЬ как тема:

Евангелия от Иоанна:

Ин 3:16

первого послания Иоанна:

1Ин 5:20

2. ЦЕЛЬ ЖИЗНИ как тема Екклесиаста:

Еккл 12:13

Б. Бог и жизнь

Бог есть Живой Бог:

Втор 5:26; Пс 41:3; 1Фес 1:9

Он имеет жизнь в Самом Себе:

Ин 5:26

Иисус жив во веки веков:

Откр 1:18

Иисус есть жизнь:

Ин 11:25; Ин 14:6; 1Ин 1:1,2

Иисус имеет жизнь в Самом Себе:

Ин 1:4

Дух жизни:

Рим 8:2

В. Физическая жизнь

1. Растений и животных

созданы Богом:

Быт 1:11,12,20–25; Пс 103:24,25,30

оберегаются Богом:

Пс 103:21,24–29; Пс 144:15,16; Пс 146:8,9

2. Человека

ее источник — Господь:

Быт 2:7; Иов 33:4; Ис 42:5; Деян 17:26,28

Бог оберегает ее:

Иов 12:10; Пс 137:7

Бог забирает ее в наказание за грех:

Быт 3:19; Рим 5:12

человеческая жизнь должна воспроизводиться:

Быт 1:28; Быт 9:1,7

жизнь человеческая быстротечна и преходяща:

Иов 20:4-11; Пс 89:3-10; Пс 102:14-16

Царство Божие важнее земной жизни:

Мф 6:25–34; Мф 10:38,39; Ин 12:25

лишать человека жизни запрещено:

Быт 9:5,6; Исх 20:13; Рим 13:9,10

Г. Духовная жизнь

1. Источник духовной жизни

Бог, Отец:

Еф 2:4,5; Кол 2:13

Иисус Христос, Сын Божий:

Ин 1:4; Ин 10:10; Деян 3:15

Святой Дух:

Иез 37:14; Ин 3:5,6; Рим 8:2,11

Слово Божие:

Иак 1:18; 1Пет 1:23

2. Слова, описывающие духовную жизнь

родиться свыше:

Ин 3:3-8

быть распятым со Христом:

Гал 2:20; Рим 6:8-10

воскреснуть со Христом:

Рим 6:4; Кол 3:1-3

стать новой тварью:

2Кор 5:17

жить по духу:

Гал 5:16,25

быть записанным в книгу жизни:

Лк 10:20; Флп 4:3

иметь уже жизнь вечную:

Ин 3:36; Ин 6:47; 1Ин 5:11-13

смерть вторая уже не имеет власти:

Откр 20:6

3. Как достичь духовной жизни

выбрать ее:

Втор 30:19,20

слышать Слово Божие:

Деян 16:14; Рим 10:13,14

быть призванными Богом:

2Фес 2:13,14

раскаяться в наших грехах:

Деян 2:38

верить в Иисуса:

Ин 3:15,16; Ин 20:31

4. Ступени духовной жизни

рождение:

Ин 3:3–8; 1Пет 1:23

младенчество во Христе:

1Кор 3:1; 1Пет 2:2

возрастание во Христе:

Еф 4:14–16; Кол 1:10; 1Пет 2:2

зрелость в христианской жизни:

1Кор 2:6; Еф 4:13; Евр 5:14-6:1; Иак 1:4

нельзя отступать (стремление к почести высшего звания во Христе Иисусе),

Флп 3:13–16; Евр 5:12-14

см. также рост

Д. Вечная жизнь

1. Как мы можем получить жизнь вечную

предоставлением к ней Богом:

Деян 13:48

призванием к ней:

1Тим 6:12

чтением Священного Писания:

Ин 5:39

принятием ее как дара от Господа:

Рим 6:23

принятием ее как дара от Иисуса:

Ин 5:40; Ин 10:28

желанием держаться ее:

1Тим 6:12,19

пониманием, что Иисус — жизнь вечная:

1Ин 1:2; 1Ин 5:20

верой в Иисуса:

Ин 3:15,16

доверием Иисусу:

Ин 14:1-3

питием воды жизни Иисуса:

Ин 4:13,14

питанием хлебом жизни Иисуса:

Ин 6:48-51

питанием от дерева жизни:

Быт 3:22; Откр 2:7

смертью с Иисусом:

2Тим 2:11

знанием Бога:

Ин 17:3

праведностью:

Мф 25:46

повиновением заповедям Божиим:

Ин 12:50

житием жизнью Духа:

Гал 6:8

2. Жизнь вечная начинается сейчас

мы имеем ее:

Ин 3:36; Ин 5:24

уже со Христом на небесах:

Еф 2:6; Кол 3:3

3. Вечная жизнь еще в будущем

дано обетование:

1Тим 4:8

есть надежда:

Тит 1:2; Тит 3:7

воскреснем, чтобы получить ее:

Ин 5:28,29

получим ее как венец:

1Пет 5:4

наследуем ее:

Мф 19:29

пожнем ее:

Гал 6:8

будем царствовать в ней:

Рим 5:17

Иисус приведет к ней:

Иуд 21

будем в раю однажды:

Лк 23:43; Откр 2:7

Вестминстерский словарь теологических терминов

жизнь

 ♦ (ENG life)

состояние живого бытия, используемое в Священном Писании как в смысле физической жизни, так и в смысле качества отношений индивида с Богом и другими (духовной жизни).

Тезаурус русской деловой лексики

жизнь

Syn: существование, бытие (кн.)

Ant: смерть

Энциклопедический словарь

жизнь

литературно-политический журнал, издававшийся в Санкт-Петербурге в 1897-1901, в Лондоне и Женеве в 1902. С 1898 орган "легальных марксистов".

Словарь Ожегова

жизнь

ЖИЗНЬ, и, ж.

1. Совокупность явлений, происходящих в организмах, особая форма существования материи. Возникновение жизни на Земле. Ж. Вселенной. Законы жизни.

2. Физиологическое существование человека, животного, всего живого. Дать ж. комун. (родить; высок.; также перен.). Ж. растения. Даровать ж. комун. (помиловать осуждённого; высок.). Рисковать жизнью. Спасти комун. ж. Вопрос жизни и смерти (наиважнейший). Между жизнью и смертью (в очень опасном для жизни положении). Отдать ж. за кого-чтон. (пожертвовать собой). Положить (класть) ж. за кого-чтон. (умереть, умирать за кого-чтон.).

3. Время такого существования от его возникновения до конца, а также в какойн. его период. Короткая, долгая ж. В начале, в конце жизни. Под конец жизни (в её конце). Прервалась чьян. ж. Ж. прожить не поле перейти (посл.). Моя ж. в деревне.

4. Деятельность общества и человека в тех или иных её проявлениях. Общественная ж. Семейная ж. Духовная ж. Кипучая ж.

5. Реальная действительность. Провести решение в ж. Войти в ж. (осуществиться).

6. Оживление, проявление деятельности, энергии. Улицы полны жизни. Больше жизни! (призыв действовать энергичнее, живее; разг.).

Не на жизнь, а на смерть (бороться, биться) (разг.) до последней возможности, не жалея жизни.

Как жизнь? (разг.) как поживаете?

Ни в жизнь (прост.) никогда, на за что.

Не от хорошей жизни (разг.) поневоле, вынужденно, под давлением обстоятельств.

Дать жизни кому (прост.) устроить чтон. неприятное.

Весёлую жизнь устроить кому (разг. шутл.) причинить неприятности.

| прил. жизненный, ая, ое (к 1, 2, 3 и 4 знач.).

Словарь Ефремовой

жизнь
  1. ж.
    1. Особая форма существования материи, возникшая на определенной ступени ее развития, главным признаком которой и отличием от неживых объектов является обмен веществ.
    2. Состояние организма в стадии роста, развития и разрушения.
    3. :
      1. Время от рождения до смерти человека или животного.
      2. перен. Срок существования чего-л.
    4. :
      1. Развитие чего-л.
      2. События, происходящие с чем-л. существующим.
    5. Совокупность всего сделанного и пережитого человеком.
    6. устар. То же, что: биография.
    7. Деятельность общества и человека во всей совокупности ее проявлений.
    8. :
      1. Реальная действительность во всей совокупности ее проявлений.
      2. Реальная действительность в ее отдельных внешних проявлениях.
    9. Уклад, способ существования, времяпровождение.
    10. :
      1. Движение, оживление, вызываемые действиями живых существ.
      2. Существование в развитии, движении (о природе).
    11. перен. Энергия, внутренняя бодрость, полнота духовных и нравственных сил.
    12. перен. Самое дорогое для человека; источник радости, счастья.
    13. :
      1. перен. Существование без нужды, забот.
      2. Полнота проявления физических и духовных сил.
      3. Выражение полноты физических и духовных сил, душевного подъема, воодушевления, одухотворенности.
    14. устар. Живое существо.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

жизнь

— Ж. в философском смысле — такой способ существования, в котором множественность частей и различие форм данного целого связываются целесообразно известным единством, находящимся в самом этом целом, а не полагаемым извне. Целесообразная связь и движение частей еще не составляют Ж. (например, часовой механизм); также недостаточно для нее и самого устойчивого единства или целости (например, мумия). Сущность Ж. требует непременно, чтобы и единство частей, и целесообразность движений имели внутреннее основание в самом живущем, так что внешние воздействия могут только возбуждать Ж. или способствовать ее проявлению, но не создавать ее. Об отношении Ж. к психическому субъекту или душе — см. Психология. Можно ли приписывать Ж. в собственном смысле таким собирательным целым, как народ, человечество, земля, вселенная — см. Мир, Мировая душа.

Вл. С.

Жизнь трудно поддается какому-либо категорическому определению, несмотря на многочисленные попытки, сделанные в этом направлении представителями как школы анимистов, так и материалистов. Анимисты большей частью стремились вникнуть в сущность Ж. и вдавались в метафизические соображения, имевшие мало общего с биологическими основами Ж. С другой стороны, материалисты в своих попытках свести Ж. на простую механическую игру атомов живого тела и своим стремлением к упрощению доводили дело до смешного, до вопиющего противоречия с реальными явлениями Ж. Что могут значить определения вроде того, например, что "Ж. есть питание, рост и одряхление, причиной которых принцип, имеющий цель в самом себе, Энтелехия" (Аристотель), или, что "Ж. есть душа мира, уравнение вселенной" (Бурдах), или, что "Ж. есть внутренний принцип действия, по-видимому, независимый от внешних условий", что Ж. есть совокупность отправлений, которые сопротивляются смерти (Биша) и т. д. Все определения подобного рода, нося спиритуалистический характер, проводят тот взгляд, что жизненные явления производятся действием особого жизненного принципа или жизненной силы; но говорить, что Ж. происходит от жизненного принципа, есть то же, что сказать Ж. есть Ж., т. е. вводить определяемое в самое определение. Старейшие материалисты Демокрит и Эпикур учили, что в основе жизненных явлений лежит механический принцип соединения и разъединения атомов и что душа состоит из круглых и гладких атомов, подобно огню, и проникает повсюду, производя теплоту и жизненные явления. Каждому понятна неудовлетворительность и этого определения, повторявшегося на разные лады и позднейшими материалистическими школами, ибо хотя Ж. и связана с движением атомов, определяющим физико-химические явления, протекающие в живом организме, тем не менее условиями этими никоим образом не объясняется группировка, стройность и течение жизненных явлений в порядке, свойственном живым организмам.

Более удовлетворительные характеристики Ж. начали появляться с момента, когда мыслители, отказавшись от определения сущности Ж., задались скромной целью уловить характеристические особенности жизненных явлений, которыми мир живых организмов отличается от неодушевленной природы. Тут уже начали появляться определения вроде следующих: "Ж. есть организация в действии" (Беклар), "Ж. есть совокупность явлений следующих одно за другим в организованных телах в течение ограниченного времени" (Ришеран), "есть состояние вещей, дающее возможность органического движения под влиянием возбудителей" (Ламарк), "есть вихрь с постоянным направлением, и в этом вихре материя менее существенна, чем форма" (Кювье), есть "форма, которой служит материя" (Флуранс) и, наконец, она "есть определенная комбинация разнородных изменений одновременных и последовательных в соответствии с внешними сосуществованиями и последствиями, т. е. Ж. есть постоянное приспособление внутренних отношений к внешним", как это выражено было Гербертом Спенсером. Все эти определения, как видно, стремятся дать лишь внешнюю описательную характеристику Ж., вовсе не касаясь сущности ее. Дальнейшие определения проникают уже глубже в этот вопрос. Ж., по Бленвилю, есть двоякое внутреннее движение соединения и разложения — общее и непрерывное, а по Клоду Бернару — Ж. характеризуется явлениями двоякого порядка: созидания, или организующего синтеза, и смерти, или органического разрушения. Ж. вырастает на почве этих явлений организации и дезорганизации, и так как органический синтез является исключительным достоянием живых образований, то Клод Бернар прибавляет, что Ж. есть созидание, есть творение. Созидание выражается в накоплении запасов в теле, в росте и развитии тканей и органов и в ремонте разрушающихся во время Ж. элементов тела; а разрушение лежит в основе развития живых сил в организме и продуктов утилизируемых им, т. е. в основе разнообразных функций организма. Жизненные функций вырастают таким образом на смерти живого вещества и, следовательно, в известном смысле в основе Ж. лежит смерть. Для возможности поддержания функций требуется восстановление разрушенного живого вещества. Этим заняты созидательные силы организма. Созидание и разрушение являются, таким образом, основными условиями Ж. Без разрушения — не было бы отправлений, не было бы жизненных функций; без созидания Ж. длилась бы мгновение. Сказанное применимо к Ж. как простейших, так и самых сложных животных и растительных организмов. Это прижизненное разрушение органов тела доказано особенно при деятельности активных органов, как-то: мышц, желез и центральной нервной системы; признание рядом с этим идущих в них процессов созидания является уже прямой необходимостью, так как без них органы эти, истощившись, перестали бы скоро действовать. Митчерлих, касаясь химической характеристики жизненных явлений, указывал на то, что Ж. есть гниение, и это мнение разделяется Гоппе-Зейлером, говорящим, что жизненные явления не имеют других более близких и полных аналогий, как процессы гниения, а так как последние относятся к категории бродильных процессов, то Клод Бернар справедливо заключает, что все процессы прижизненного разрушения живого вещества элементов тканей и органов сводятся в результате к брожению, т. е. к разложению сложных органических соединений, а не к прямому окислению или сгоранию их, как это допускалось раньше. Действительно, в настоящее время успешнее всего можно защищать, с точки зрения биологии, положение, что Ж. есть брожение, а не горение. Носителем Ж. является клеточное вещество, из коего выстроены ткани и органы тела, крайне нестойкое и способное, наподобие взрывчатых веществ, разлагаться на простейшие соединения с образованием углекислоты, воды и азотистых соединений под влиянием внутренних и внешних возбудителей (Пфлюгер). Этот жизненный порох, служащий при разложении источником развития живых сил, утилизируемых организмом, дан самой клеточной протоплазмой и он способен к взрывчатым прижизненным разложениям вне доступа свободного кислорода; это доказывается, между прочим, тем, что холоднокровные животные могут, например, в атмосфере чистого воздуха или азота продолжать развивать в течение ряда часов углекислоту, воду и азотистые продукты разложения и проявлять жизненные функции, пока длится это взрывчатое разложение (Спалланцани, Пфлюгер). В ядерном веществе тех же клеток, по-видимому, преимущественно локализируются свойства созидать разрушающийся во время Ж. жизненный порох, по крайней мере в пользу этого имеется немало фактических указаний. Таким образом, для двух главных характеристических течений Ж. — разрушения и созидания живого вещества, имеются два физических субстрата.

Агентами обоих этих течений — разрушения и созидания — являются, по-видимому, особые бродила или ферменты, вырабатываемые клетками организма. По крайней мере, большинство процессов превращения и разрушения веществ в живом теле совершается по типу брожения. Начиная с пищеварительного канала, где воспринятые вещества подвергаются пищеварительным ферментам для переведения их в удобовсасываемое состояние и переходя к прижизненному превращению уже отложенных в тканях веществ, легко видеть, что и эти последние превращаются по типу бродильному. В одних случаях ферменты этих превращений открыты в клетках различных органов, в других же о присутствии их заключают по характеру разрушения веществ: если характерная сторона этих химических изменений не объясняется процессами прямого окисления или восстановления, то они являются последствием бродильных процессов, в которых сами живые клетки организма играют роль организованных ферментов. Анализируя химические явления в организме с этой точки зрения, исследователям пришлось убедиться, что углеводистые, жировые и белковые вещества, входящие в состав живых тканей, превращаются и разрушаются везде или по типу просто брожений, или брожений путем окислений, причем бродилами являются или растворимые неорганизованные ферменты или организованные, т. е. сами клетки, действующие при содействии свободного кислорода или без его участия. Вследствие этого и является близкая аналогия между конечными продуктами разнообразных брожений и продуктами разрушения веществ в сложных животных организмах. Имеются, кроме того, намеки, что и агенты синтеза веществ, т. е. созидания, относятся к ряду тел, действующих наподобие ферментов. По крайней мере, решаются уже говорить о ферментах, обуславливающих органопластику, т. е. восстановление живой протоплазмы (Данилевский); о химозине, превращающем пептоны в белок-альбумин, необходимый для питания и роста тканей, и весьма распространенном в теле, о фибринопластине, производящем то же, что и химозин, только в щелочной среде, и о регулировании действия обоих этих ферментов двумя другими ферментами: стимулином — усиливающим и депримином — задерживающим деятельность органопластических ферментов. Таким образом два основных химических течения Ж. — разрушение и созидание живого клеточного вещества, скорее всего могут быть подведены под тип брожения. Неудивительно, что и многие другие общие явления Ж. носят характер бродильных процессов. Так, процесс возникновения Ж. в яйце, вследствие внедрения в него микроскопического по величине семенного живчика и вызывающего между тем громадные последствия в развитии, росте плода и т. д. с развитием при этом газообмена в яйце, тепла и т. д., представляет большие аналогии с бродильными процессами и дает повод думать, что Ж. в ее первом источнике обязана действию на яйцо одного или многих сложных и могучих бродил, носителями которых являются семенные живчики и яйца. Циклообразность явлений Ж., т. е. периодически повторяющиеся промежутки между работой и отдыхом, между бодрствованием и сном, также легче всего объясняются с точки зрения развиваемой аналогии между Ж. и брожением. Как Ж., так и брожение ослабляются, замедляются благодаря накоплению в среде, где действуют клеточные элементы, продуктов прижизненного разрушения или превращения веществ. По удалении их вновь наступает бодрствование, вновь появляется брожение. Спирт, хлороформ, эфир, цианистый потассий прекращают ферментативную деятельность бродильной дрожжевой клетки и аналогично с этим деятельность элементов животного тела и в особенности нервных центров, деятельность которых по преимуществу носит характер ферментативный. Они направляют ко всем почти органам нервные импульсы, т. е. молекулярное движение, подобно тому как это делают (по Либиху и Негели) ферменты по отношению к разлагаемым ими веществам, которое, будучи крайне слабым по силе, вызывает, однако, огромные взрывы, частые разложения в сфере мышц, желез и т. д. Но и миру психических явлений, как он ни далек он от материальных физико-химических процессов, лежащих в основе их, тоже присуща характеристическая особенность бродильных процессов; и как минимальные дозы бродильного вещества, попав в подходящую вещественную среду, могут обусловить ряд обширных и продолжительных изменений и разложений, так и невесомые, незначительные с виду чувство или мысль, запав со словом в сознание человека, могут служить импульсом к обширным переворотам в области духовной и телесной жизни как отдельного человека, так и народов. Пока нет аналогии более плодотворной и верной чем та, которая проводится между явлениями Ж. и ферментативными процессами, и поэтому вернее всего будет выразиться с точки зрения биолого-химической, что Ж. есть брожение. Чем отличаются живые существа от мира неодушевленных предметов? Со стороны бросается в глаза то, что все живое состоит из клетки или клеточных образований, снабженных в большинстве случаев протоплазмой, оболочкой и внутри ядром. Клетки эти дифференцируются, складываются в разнообразные ткани и органы, взаимно связанные между собой как путем кровеносных сосудов, так и нервов. При всем дифференцировании сложных животных тел на ткани и органы с различными функциями, с целью более совершенного выполнения их, все части тела все же солидарно связаны между собой кровью и нервной системой в видах объединения их совокупной деятельности, направленной к сохранению анатомической и физиологической целости организма. При этом форма, взаимное расположение и сложение как отдельных органов, так и всего тела, в общем, представляют для животных одного и того же рода один и тот же в основных чертах постоянный тип. Относительно химического состава живых образований следует указать, что они выстроены из сложных углеродистых органических соединений, состоящих из 3-4-5 и даже более простых элементов, среди которых азотистые соединения занимают первое место; в общем в состав животных тел входит всего только 12 простых элементов: углерод, кислород, водород, азот, сера, фосфор, хлор, калий, натрий, кальций, магний и железо. К ним следует прибавить в самых небольших количествах еще кремний, фтор, йод и бром, в особенности в растительных организмах. Таким образом, постоянной составной частью живых образований служит всего 1/5 всех известных нам пока простых элементов, которых насчитывается более 60 [Всех простых тел в 1889 г. Менделеев приводит 66. Менее были известны в то время еще 11.]. Эти 12 элементов представляют, следовательно, характерные особенности. Многие из них представляются в газообразном виде и способны давать газообразные соединения вроде углекислоты, аммиака, сероводорода и т. д. Все обладают более легким удельным весом и, следовательно, большей подвижностью атомов; соединения их легко растворимы в воде; все — плохие проводники тепла и электричества и обладают высоким запасом теплоты. Этими перечисленными особенностями данных элементов обуславливаются многие типические черты жизненных функций, как-то: обмен веществ, основанный на подвижности, нестойкости сложных органических соединений, легкое выведение продуктов обмена, сохранение животной теплоты и т. д. Все разнообразие органических соединений, встречающихся в живых образованиях, сводится к разнообразнейшему сочетанию этих элементов по 3-4-5 и в различных пайных количествах. Со стороны своего состава, как видели раньше, живые существа беспрерывно меняются, живая протоплазма беспрерывно разрушается, в особенности во время функций, и вновь созидается. Продукты обмена выводятся наружу (выделения), новые вещества вводятся и усваиваются (питание). Среди поглощаемых живыми образованиями веществ извне поглощение кислорода, необходимого для жизни, стоит на первом месте и вместе с выделением углекислоты обособляется в особую важную функцию дыхания. Кислород нужен не для прямых окислений, а для восстановления разрушенных частиц протоплазмы; он переходит в интрамолекулярный кислород, который тратится при взрывчатом разложении вещества в живом теле в форме углекислоты. Пфлюгер считает, что этот фиксируемый тканями кислород как бы заводит часы Ж. Вечный обмен веществ, поддерживаемый во время Ж. между живым существом и окружающей его средой, является главным отличием между живыми и безжизненными образованиями. Что касается деятельности, то живые тела отличаются тем, что поводы или толчки к деятельности кроются как бы в них самих, что выражается способностью к самовозбуждению, к самодеятельности и произвольности. Они развиваются путем превращения клеточных образований по плану, как бы данному внутри самого организма, они размножаются, давая из себя отпрыски или почки, развивая семя и яйца; они заключают в себе внутреннюю питательную среду, пропитывающую их (растения и низшие организмы) или циркулирующую в особых сосудах кровеносных и лимфатических (кровь и лимфа). Лимфа и кровь составляют внутреннюю среду, в которой живут тканевые элементы и гарантирующую им на время независимость от окружающей среды. Они обладают чувствительностью, многие — способностью к передвижениям непроизвольным и произвольным. Все живые существа проходят через известный цикл различных стадий превращений, через различные возрасты для того, чтобы под конец погибнуть. Все рожденное уже приговорено с момента первой зари Ж. — к смерти. Таков неумолимый закон Ж. После смерти все живое подвергается разрушительному действию физико-химических сил природы и подвергается гниению и тлению, переводящим составные части животного или растительного трупа в элементы неорганической мертвой природы. В противоположность всему этому безжизненные тела бывают или аморфны, или кристаллической формы, большей частью ограниченными прямолинейными поверхностями. По составу бывают большей частью двухэлементными или 2+2 и т. д. В них протекают процессы разрушения, выветривания под влиянием внешних условий, но нет вовсе противоположных процессов созидания, размножения; растут они не под влиянием внутренних им присущих сил развития, а наложения снаружи химически подобных им частиц вещества, как, например, кристаллы льда, застывающие на окнах; они не обладают никакими органами, а следовательно, не размножаются, лишены кровообращения, чувствительности, движения и т. д. Что касается отличия между Ж. животных и растений, то оно касается только некоторых функциональных сторон Ж., но не подрывает общих основ жизненных функций, о коих речь была выше. Растения суть по преимуществу живые механизмы синтеза веществ, созидания и в несравненно более слабой степени орудия разложения или анализа; вследствие этого они развивают во время Ж. малое количество живых сил, т. е. образуют лишь самую ничтожную степень тепла, представляют почти полное отсутствие активных движений, отсутствие сознательной чувствительности и всяких проблесков психической деятельности; понятно, что вещества, усваиваемые ими из почвы и воздуха, должны, накопляясь в растениях и превращаясь созидающими силами их клеток в живое клеточное вещество, идти беспрерывно на рост их и на размножение. Характеристичной особенностью растений и служит беспрерывный рост их во время Ж., периодически задерживаемый и усиливаемый сообразно с временами года, с периодическими сменами холода и тепла. Единственным актом в Ж. растений, во время которого деятельно развиваются живые силы, это акт размножения, т. е. цветения и образования плодов, который и сопровождается усиленным газообменом и произведением тепла. В этом как раз периоде происходят особенно деятельно в растениях и процессы взрывчатого разложения, разрушения клеточного вещества, служащие источником развития живых сил, необходимых для осуществления высшего назначения растения — его размножения. Прорастание семян, как акт в высшей степени деятельный в Ж. растений, также сопровождается деятельным обменом не только в синтетическом направлении, но и в аналитическом, вследствие чего он и сопровождается, как известно, сильным развитием тепла. Таким образом в растениях мы встречаемся с более или менее резко выраженными превращениями и разложениями клеточной протоплазмы только в наиболее деятельных фазах Ж. Вот почему акт цветения истощает большинство растений, замедляет в них вегетативные процессы и служит нередко финалом их Ж. Если аналитические функции растительной протоплазмы крайне слабы сравнительно с таковыми же функциями животной клеточной протоплазмы, то дело как раз стоит наоборот относительно синтетических свойств ее. Эти последние изумительны в растительной протоплазме, так как она из простейших неорганических соединений, забираемых ею извне, т. е. углекислоты воздуха, азотных солей почвы и т. д., рождает живую клеточную протоплазму, не имеющую ничего общего с ними, тогда как животная протоплазма способна создавать себе подобное вещество только из готовых, сложных органических соединений, стоящих со стороны своего элементарного состава очень близко к веществам, из которых выстроены сами живые клетки. С общей точки зрения для теории Ж. несравненно больший интерес представляет синтетическая деятельность растительных клеток, представляющая одну из величайших тайн. И в Ж. животных организмов различают так называемые растительные процессы, или явления растительной Ж., от процессов животных, или явлений животной Ж. К первым относят процессы питания, дыхания, обмена веществ, роста и размножения, общие как растительным, так и животным индивидуумам; ко вторым же — явления преимущественно свойственные животным, каковы — область движений, чувств, психических отправлений с венцом их — сознанием и волей. Хотя и среди растений мы встречаем такие, которые обнаруживают видимую чувствительность к внешним раздражениям и способность к движению (например, мимоза, мухоловка и т. д.), но ближайшее знакомство с предметом показало, что явления эти не имеют ничего общего с нервными животными актами. Таким образом, растительной Ж. организмов поддерживается их анатомическая и физиологическая целость, а также гарантируется и продолжение рода, тогда как животная Ж. лежит в основе отношений организмов как между собой, так и со всей остальной окружающей их средой. Впрочем, это подразделение Ж. животных на растительную и собственно животную Ж. не выдерживает строгой критики, так как в сложных, более совершенных организмах чувствующие и двигательные акты принимают самое деятельное участие в явлениях питания, обмена веществ и размножения, и последние немыслимы без первых.

Кроме того, различают три формы Ж.: форму скрытую, колеблющуюся и постоянную. В первой отсутствуют все жизненные проявления, но элементы еще жизнеспособны и, попадая в соответственные условия света, тепла, влажности и т. д., начинают жить нормальной Ж. Сюда относится мир многих низших организмов — коловраток, колпод, тардиград, многих бактерий, кокков, и, наконец, растительные семена. В сухом виде, в сухой среде они могут хранить в себе Ж. в скрытой форме многие годы и не терять жизнеспособности. Принимали даже, что зерна хлебные, пролежавшие в египетских гробницах в течение 2-3 тысячелетий, не теряют способности к произрастанию. Во всяком случае, живучесть некоторых сохраняется десятками, а иногда и сотнями лет. Форма Ж. колеблющаяся есть та, образцом которой может служить лучше всего Ж. растительного царства — всем известно в какой резкой зависимости находится она от внешних условий, в особенности t°, влажности, света и т. д. Каждому известно, как все растительное царство замирает в течение холодных осенних и зимних месяцев и развертывается с первыми теплыми лучами весеннего солнца. Многие животные, склонные к зимней спячке, во время которой резко ослабляются все жизненные функции, например сурки, медведи, летучие мыши, лягушки и т. д., служат также образцом этой зависимости Ж. от внешних условий. Все эти факты как скрытой, так и колеблющейся формы Ж. ясно доказывают, что Ж. является частным выражением круговращения материи и сил природы в условиях, данных живыми организмами, имеющими свой modus faciendi в деле переработки и превращения как сил, так и материи. Форма Ж. постоянная, как бы независимая от колебаний в окружающих организм условиях и к которой принадлежат все высшие классы животного царства, с человеком во главе, обуславливается существованием внутри организмов внутренней питательной и согревающей среды крови и лимфы и внутренних регуляторных нервных механизмов, отстаивающих status quo организма в течение более или менее долгого времени, вопреки резким колебаниям окружающих условий. По истощении этой внутренней среды и расстройстве нервных регуляций, форма постоянной Ж. исчезает и зависимость Ж. от окружающих условий начинает резко выплывать. Заканчивая этот очерк, можно сказать, что Ж. есть продукт взаимодействия внешних условий среды и внутренних условий, данных самим организмом.

Ср. Тревиранус, " Biologie " (1802-22); Шульц-Шульценштейн, " Die Verjungung d. menschlichen Lebens " (1850); Молешотт, " Der Kreislauf des Lebens " (1875); Фихте, " Anweisung zu einem seligen Leben " (1806); Краузе, " Die reine Lebenslehre zur Begründung der Lebenskunstwissenschaft " (1843); Юнг, " Das Geheimniss der Lebenskunst " (1858); Прейер, " Ueber die Erforschung d. Lebens " (1873); Л. Попов (Эльпе), "Ж. как движение"; Тарханов, "Жизнь как брожение" ("Вестник Европы", 1886); его же, "Долголетие животных, растений и людей" ("Вестник Европы", 1890-91); Клод Бернар, "Общая физиология. Явления общие животным и растениям" и статьи Пфлюгера по общей физиологии.

И. Тарханов.

Добавить свое значение
Предложите свой вариант значения к слову жизнь

Ассоциации к слову жизнь

Цитаты со словом жизнь

  • Стоит только иначе взглянуть на вещи, и жизнь потечёт в ином направлении.. Юкио Мисима, "Жажда любви"
  • Она испытывала боль в сердце просто потому, что вокруг кипела жизнь.. Юкио Мисима, "Жажда любви"
  • Сама жизнь подкидывает немало вещественных доказательств, уличающих жизнь в бессмысленности.. Юкио Мисима, "Жажда любви"

Синонимы к слову жизнь

  • биографии
  • биография
  • брюхо
  • брюшко
  • быт
  • бытие
  • бытование
  • бытье
  • век
  • веки
  • веко
  • векованье
  • вечность
  • воскресение
  • воскрешение

Однокоренные слова к слову жизнь

  • безжизненно
  • безжизненность
  • безжизненный
  • вживание
  • вживление
  • вжиться
  • выживание
  • выживать
  • выживший
  • выжить
  • доживание
  • доживать
  • дожитие
  • дожить
  • долгожитель
Показать комментарии
Добавьте комментарий первым!