игнатий

существительное

Значение слова игнатий

Православный именослов. Справочник по именам и именинам

игнатий

(Игнат)

Огненный (лат.).

2 января (20 декабря) – священномученик Игнатий, Богоносец.

10 января (28 декабря) – преподобный Игнатий Ломский, Ярославский (Рус.).

11 февраля (29 января) – священномученик Игнатий Богоносец (перенесение мощей).

13 мая (30 апреля) – святитель Игнатий (Брянчанинов), епископ Ставропольский (Рус.).

14 (1) мая – преподобномученик Игнатий Афонский.

1 июня (19 мая) – благоверный князь Иоанн Угличский, в иночестве Игнатий (Рус.).

5 июня (23 мая) – святитель Игнатий, епископ Ростовский и благоверный князь Иоанн Угличский, в иночестве Игнатий (Рус.).

10 июня (28 мая) – святитель Игнатий, епископ Ростовский (Рус.).

8 августа (26 июля) – преподобный Игнатий Стиронит.

12 сентября (30 августа) – преподобный Игнатий Островский (Рус.).

10 октября (27 сентября) – преподобный Игнатий.

27 (14) октября – священномученик Игнатий, епископ Мефимнский.

5 ноября (23 октября) – святитель Игнатий, патриарх Константинопольский.

20 (7) декабря – преподобный Игнатий.

Русская Философия. Энциклопедия

игнатий

(в миру Дмитрий Александрович Брянчанинов)

(5(17).02.1807, с. Покровское Грязовецкого у. Вологодской губ. - 30.04(12.05).1867, Николо-Бабаевский монастырь Костромской губ.)

церковный деятель, богослов, религиозный писатель. В 1988 г. причислен к лику святых Рус. православной церковью. Еще с отрочества полюбил читать духовные книги и в 15 лет мечтал о монашестве. Учился в Главном инженерном училище, где разуверился в духовной пользе наук. В Александро-Невской лавре познакомился с о. Леонидом (Наголкиным) - в будущем основателем оптинского старчества. После непродолжительной службы в Динабургской крепости добился отставки в чине поручика в 1827 г. и вместе со своим другом М. В. Чихачевым начал странствия по монастырям. В 1831 г. принял монашество, в 1833 г. возведен в сан игумена строящегося Пелыпемского монастыря Вологодской губ. В 1834 г. по указанию Николая I становится настоятелем Троице-Сергиевой пустыни под Санкт-Петербургом, возводится в сан архимандрита. Он возрождает эту обитель, проведя в ней 23 года и создав там большую часть своих произв., в т. ч. Отечник (Избр. изречения святых иноков и повести из жизни их… 3-е изд. Спб., 1891) - свод рассказов из жизни монахов и их поучений. В 1857 г. становится епископом Кавказским и Черноморским, а в 1861 г. уходит на покой в Николо-Бабаевский монастырь. Большая часть духовно-учительной прозы И. собрана в 2-х т. Аскетических опытов (Спб., 1865). Особенно ярко писательский талант И. проявился в поэтически-созерцательных миниатюрах Житейское море, О слезах, О чистоте, Кладбище, Совесть и др. Опираясь на творения святых отцов, И. развивает православное учение о человеке. В учении о спасении уделяет большое внимание идее духовно-нравственного возрождения человека, объективным условием к-рого полагает искупительный подвиг Христа, а субъективными условиями - свободное произволение, совесть, веру и пожизненное крестоношение. Совесть оценивается как показатель духовной свободы человека и его нравственного состояния, сравнивается с книгой самопознания. По своей природе она есть чувство человеческого духа, различающее добро от зла яснее, чем ум, естественный закон, руководивший человеком до закона письменного. Известно письмо И. о кн. Гоголя Выбранные места из переписки с друзьями, сохранившееся в копии оптинского старца Макария: Виден человек, обратившийся к Богу с горячностью сердца. Но для религии этого мало… Она (книга) издает из себя и свет и тьму. Религиозные его понятия не определены, движутся по направлению сердечного вдохновения, телесного, безотчетного, душевного, а не духовного. Философское значение имеет богословское соч. И. Слово о смерти (1863) и Прибавление к Слову о смерти. Высказанная там со ссылкой на Макария Египетского и др. отцов церкви мысль о наличии у ангелов души и духов особого эфирного тела, признание бестелесности лишь за бесконечным Богом вызвали оживленную полемику (см., напр., рец. свящ. П. Матвеевского на Слово о смерти // Странник, 1863. Сент. Отд. III. С. 26–36). Свое утверждение И. основывал на критике учения Декарта о дуализме материи и духа: Декарт не видит никакой связи, никакого сродства - употребляем техническое выражение химии - между духом и веществом. Зап. богословы и рус. критики усваивают, по мнению И., мнение Декарта. Флоровский обращает внимание на проблематичность понимания И. воскресения: ведь если душа сохраняет после смерти эфирное тело, то зачем ей возвращаться в более грубое? И. выступал за союз богословия с положительными науками, выше всего ставя среди них математику и химию, обращался к математической теории о бесконечном, объясняя отношение твари к Творцу. Он рассматривал Вселенную и ее составные части как числа. Все, что существует в природе, подвержено изменению, как и числа, неизменным является лишь бесконечное, представляющее собой единственное существо, в отличие от многообразных явлений видимого мира. И. видит истинную философию в синтезе знаний положительных наук и подвижничества православной Церкви. Говоря о необходимости знания математики для философа, он ссылался на авторитет Платона (см.: Соч. Спб., 1905. Т. 3. С. 122–125). Автор исповедально-автобиографического соч. Плач мой (Спб., 1865).

С о ч.: Соч. епископа Игнатия Брянчанинова. Спб., 1865–1867. Т. 1–4; 3-е изд. Спб., 1905. Т. 1–5 (репринтное изд. М., 1991); Отечник, составленный епископом Игнатием (Брянчани-новым). 3-е изд. Спб., 1891 (репринтное изд. М., 1992).

Л и т.: Еп. Феофан (Говоров). Душа и ангел не тело, а дух. М., 1891; Афанасьев В., Воропаев В. Святитель Игнатий Брян-чанинов и его творения // Литературная учеба. 1991. № 4 (с публикацией фрагментов из "Аскетических опытов"); Соколов Л. Епископ Игнатий. Его жизнь, личность и морально-аскетические воззрения. Киев, 1915. Ч. 1–2 с приложением. Флоровский Г Пути русского богословия. Париж, 1937; Вильнюс, 1991. С. 393–396.

А. П. Козырев

Уральская Историческая Энциклопедия

игнатий

(до пострижения, по одной из версий, Иван Степанович, по другой - Илья Александрович Римский-Корсаков) (ок. 1639 - 13.05.1701, Москва), митрополит Тобольский и Сибирский, писатель и публицист, видный предст. "старомосковской" партии. Происходил из старинного и знатного дворянского рода, будучи уже стольником, принял не позднее 1667 монашеский постриг в нижегородской Костомаровской пустыни, через десять лет перешел в Соловецкий мон., где занимал должность экклесиарха (уставщика). В 1680 И. вступил в управление Моргуловской пустынью мон. и переехал на Соловецкое подворье в Москве. В 1683-84 он являлся архимандритом Спасо-Ярославского, а с 1685 - моск. Новоспасского мон. Был близок к патриарху Иоакиму, полемизировал с "западниками", занимался "увещанием" раскольников Костромского и Кинешемского у., являлся ведущим идеологом внешнеполит. курса пр-ва Софьи, направленного на расширение юж. границ. В 1693 И. назначили главой Сибирской епархии, но в нач. 1700 из-за острого конфликта с тобольскими воеводами А.Ф. и А.А. Нарышкиными, возникшего в связи с громким "делом" сибирских десятильников, был отозван в Москву. Здесь И. поссорился с патриархом Адрианом, был объявлен сумасшедшим и вскоре ум. в темнице Симонова мон. И. изв. как автор ряда лит., ист. и публ. соч., ч. к-рых была написана им в Тобольске. В числе последних особое место занимают три его окружных послания 1696, посв. обличению ур.-сибирского раскола (среди главных вождей местного староверия, на к-рых он обрушивал свой полемический гнев, были Авраамий Венгерский, Иван Кондинский, Яков Лепихин, Иосиф Астомен и др.), послание 1697 в Красноярск, призывавшее восставших горожан подчиниться властям, а также Житие Симеона Верхотурского с тропарем на обретение мощей и описанием чудес от них, к-рое было написано в 1695 как результат канонизации Симеона во время "путного шествия" И. "ис Тоболска на Тюмень, в Туринск, на Верхотурье... для исправления духовных дохматов и во обличение церковных раскольников и мятежников, не покоряющихся истинному учению".

Лит.: Труды Института русской литературы (Пушкинского Дома) АН СССР. Л., 1985. Т.40; Чистякова Е.В., Богданов А.П. "Да будет потомкам явлено..." (Очерки о русских историках второй половины XVII в. и их трудах). М., 1988; Шашков А.Т. Сибирский митрополит Игнатий и "дело" Иосифа Астомена // Власть, право и народ на Урале в эпоху феодализма. Свердловск, 1991; Памятники литературы и письменности крестьян Зауралья / Сост. А.Т.Шашков, В.И.Байдин. Свердловск, 1991. Т.1. Вып.1, 2.

Шашков А.Т.

Энциклопедический словарь

игнатий
  1. (? - ок. 1640), русский патриарх в 1605-06 (назначен Лжедмитрием I) и в 1611-12 (восстановлен польскими интервентами), грек. С 1593 в России. С 1612 в Литве, принял унию.
  2. (в миру Брянчанинов Дмитрий Александрович) (1807 - 67), российский православный епископ, духовный писатель, богослов. В книге "Аскетические опыты" (1865) - назидательно-аскетическое эссе, религиозные медитации (своеобразные стихотворения в прозе), символико-мистические образы природы. В богословских трудах тяготел к древнему исихазму. Переводил отцов церкви. Канонизирован Русской православной церковью.
Добавить свое значение
Предложите свой вариант значения к слову игнатий

Значения слов синонимов к слову игнатий

Синонимы к слову игнатий

  • игнат
  • имя
Показать комментарии
Добавьте комментарий первым!