кабир
существительное

Значение слова кабир

Татарские мужские имена. Словарь значений

кабир

Большой, старший, великий; имеющий важное значение

О словаре

Словарь значений татарских мужских имен — справочный словарь, содержащий толкование татарских мужских имен, в том числе традиционных, заимствованных из других языков, религиозных. В словаре приведено значение и происхождение каждого имени, сложносоставные имена переведены по частям, например, Айнур — Ай (луна, месяц) + нур (луч, свет).

Написание имен осуществляется на русском языке, в соответствии с общепринятыми правилами написания татарских имен. Транскрипция на татарский и другие языки не приводится.

Словарь будет полезен всем интересующимся татарской культурой и языком.

Энциклопедический словарь

кабир

(ок. 1440 - ок. 1518), индийский поэт. Писал на хинди. По профессии ткач. Один из проповедников учения бхакти. Выступал против кастового строя.

О словаре

Энциклопедический словарь — справочный словарь, статьи которого содержат более полное, в сравнении с обычным словарем, описание данного термина или определения.

Энциклопедический словарь может быть общим или специализированным, освещающим определенную дисциплину или область знаний, например, медицину, искусство, астрономию, историю. Сведения в словаре могут быть сосредоточены вокруг конкретной этнической, культурной или академической перспективы, например, Военно-исторический энциклопедический словарь России, Словарь наук и так далее.

Энциклопедические словари, как правило, содержат в себе иллюстрации, карты и другой наглядный материал.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

кабир

— знаменитый индусский религиозный реформатор, вероятно, начала XV в. О жизни его известно немного, так что даже существование его подвергалось сомнению. Вероятно, что он родился в Бенаресе в касте ткачей (одна из презренных, низших каст), был одним из проповедников секты Рамананда (см.), по преданию даже его непосредственным учеником (легенда дает ему 300 лет жизни, от 1149 до 1449 г.). К. не оставил письменных памятников своей деятельности, но его последователи имеют все-таки довольно много сборников (на языке хинди), составленных будто бы его непосредственными учениками. В них сохранены собственные изречения и учения К., заключающиеся в довольно иногда объемистых стихотворных отрывках, а также в диалогах, в которых он является главным собеседником. В диалогах К. оспаривает все индусские суеверия и традиции. Он отвергает и осмеивает Шастры и Пураны обличает надменность и лицемерие брахманов, отрицает все различия каст, религий и сект. Все любящие Бога и делающие добро — индусы или мусульмане, безразлично, — братья. Идолопоклонство и все отзывающееся им строго осуждается К.: храм должен быть только местом молитвы. К. не дозволяет своим ученикам ни бросающихся в глаза обрядов, ни таких же особенностей в костюме, которые, по его мнению, только отчуждают людей друг от друга и разделяют их. Чтобы не вызывать соблазна и излишней вражды в окружающих, К. предписывает своим последователям согласоваться с ними в неважных и безразличных вещах. Он советует самоотречение и созерцательную жизнь, но выше всего ставить нравственную чистоту, не связывая ее с тем или другим специальным образом жизни. Авторитет в вопросах веры и нравственности принадлежит учителям секты — гуру, но послушание им не должно быть слепо, и совесть верующего сохраняет свою свободу. Общий характер учения К. напоминает мусульманский квиетизм. Это сходство замечено было и в Индии, так что магометане считают К. одним из своих учителей, а индусы, в свою очередь, сложили предание, что К. был мусульманином, обратившимся в индуизм. Очевидной целью К. было создать индусско-мусульманскую унию, и потому он с одинаковой силой нападает как на нетерпимость Корана и фанатизм мусульманского духовенства, так и на суеверия и предрассудки своих земляков. Монотеизм ислама, чуждый всякой чувственности строгий культ его, широкое братство (в пределах мусульманской церкви) и практическая мораль произвели на К. сильное впечатление, но только в общих чертах. Он не знает хорошо мусульманского богословия: его Бог взят из Веданты, а не из Корана; в формуле посвящения новичков в его секту упоминается Рама, а монотеизм уживается с признанием большинства олицетворений индуизма. Последователи К. — Кабир-Пантхи (идущие по пути К.) — образуют теперь 12 главных подразделений, которые поддерживают взаимную связь, несмотря на некоторые различия в учении и культе. Центр их — Бенарес, но они встречаются и в Бенгалии, Гуджерате, центральной Индии и даже в Декане. Число их должно быть довольно значительно, хотя и не поддается точному определению, ввиду их стараний не отличаться по обычаям от среды, в которой они находятся. В конце прошлого века на одном из религиозных сборищ в Бенаресе их присутствовало 35000. К. почитается за святого большинством вишнуитов; многие другие реформаторские секты индусов прямо признают его авторитет, а влияние его заметно на всех. В связи с учением К. находится и самая замечательная из новых индусских сект — сикхи, или сейки (см.).

Ср. H. Wilson, "Select Works" (т. I, стр. 69,153).

С. Булич.

О словаре

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона — универсальный русскоязычный энциклопедический словарь, изданный в период 1890-1907 годов.

Словарные статьи охватывают широкий круг вопросов, от истории России и ее науки, которым отведено два полутома словаря, до юриспруденции.

Манера изложения словаря лишена привычной стилизации и некоторые статьи изложены художественным языком. В составлении словаря принимали участие именитые ученые того времени, в том числе Д.И. Менделеев.

Словарь будет интересен широкому кругу читателей и полезен тем, кто хочет познакомиться с представлениями о науке и культурными особенностями России того времени.

Добавить свое значение
Предложите свой вариант значения к слову кабир

Значения слов синонимов к слову кабир

Синонимы к слову кабир

  • божество
  • демон
  • дух
  • существо
  • вымышленное существо
  • духов
Показать комментарии
Добавьте комментарий первым!