коллектив
существительное

Значение слова коллектив

Словарь Ушакова

коллектив

коллектив [оле], коллектива, муж. (от лат. collectivus - сборный). Группа людей, объединенных общими делами, общей работой. Весь коллектив единогласно протестовал.

| Групповое объединение в пределах какого-нибудь целого; ячейка (неол.). Крепко спаянный коллектив. Коллектив безработных. Партийный коллектив.

Политическая наука: Словарь-справочник

коллектив

(от лат. collectivus собирательный)

относительно компактная социальная группа, объединяющая людей, занятых решением конкретной общественной задачи (коллектив трудовой, учебный, военный, спортивный и др.).

Современный экономический словарь. 1999

коллектив

(от лат. collectivus - собирательный)

группа, совокупность людей, работающих в одной организации, на одном предприятии, в более широком смысле - люди, объединенные общими идеями, интересами. Коллектив работников одного предприятия иногда называют трудовым коллективом.

Педагогический терминологический словарь

коллектив

(от лат. collectivus - собирательный)

социальная общность людей, объединённая на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения. Важнейшей категорией педагогики является вос- питательный К., который состоит из двух взаимосвязанных, относительно самостоятельных К. - воспитанников (учащихся) и воспитателей (педагогический коллектив). В 20-е гг. 20 в. в отечественной теории воспитания К. понимался как цель воспитательных усилий педагогов (Е.А. Аркин, П.П. Блонский, Н.И. Иорданский, Н.К. Крупская, А.П. Пинкевич, М.М. Пистрак). Эти идеи воплотились в практике детских учреждений С.Т. Шацкого, С.М. Ривеса, Н.М. Шульмана, В.Н. Сорока-Росинского и особенно А.С. Макаренко, который сформулировал осн. принципы и методы управления К. Идеи Макаренко развивали Ф.Ф. Брюховецкий, Т.Е. Конникова, В.А. Сухомлинский и др. В середине 60-х гг. детский К. был охарактеризован как социально-педагогическая система (А.Т. Куракин, Х. Лийметц, Л.И. Новикова). В 80-е гг. сформировалось представление о воспитательном К. как дифференцированном единстве разнотипных коллективов детей и взрослых. В 90-е гг. теория К. дополнилась понятием воспитательной системы.

Детский К. складывается и развивается в процессе совместной деятельности и общения своих членов, между которыми возникает система межличностных, деловых и эмоционально-психологических отношений. Эти отношения образуют своеобразное поле К., проявляющееся в общественном мнении, ценностных ориентациях, нравственных принципах, психологическом климате. Дети занимают в К. определённое место в зависимости от своих природных данных, уровня развития и социального опыта. В К. образуются неформальные группы в соответствии с интересами воспитанников. В результате взаимодействия ребёнка с К. происходят взаимосвязанные процессы: идентификация, самоотождествление с К. и обособление его в К. Существует большое число классификаций К. Выделяют К.: длительно существующие, временные, ситуативные (кратковременные); учебно-познавательные, трудовые и клубные, К. детских организаций; первичные (класса, группы) и вторичные (школы) и др.

Воспитательный К. в своём развитии проходит несколько стадий: на первой он выступает как цель воспитательной деятельности педагогов; на второй - как инструмент воспитания и формирования социально значимых качеств личности; на третьей - как инструмент индивидуального развития воспитанников. На каждой последующей стадии К. позволяет решать всё более сложные задачи воспитания. Педагоги задают и совершенствуют организационную структуру К., развивают самоуправление ученическое. Развитие К. связано с преодолением противоречий: между К. и его членами или группами, опережающими К. в своём развитии либо, наоборот, отстающими; между перспективами К. и отдельных воспитанников; между отдельными группами детей и др. К. испытывает влияние как внутренней среды, окружающей его в учебном заведении, так и внешней социальной среды.

Проблема детского К. - это, в конечном счёте, проблема управления им как инструментом воспитания. Управление К. представляет собой совокупность трёх взаимосвязанных процессов: педагогического руководства, самоуправления и саморегуляции.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 122-123)

Ч421.314

Словарь экономических терминов

коллектив

(от лат. collectivus - собирательный)

группа, совокупность людей, работающих в одной организации, на одном предприятии, в более широком смысле - люди, объединенные общими идеями, интересами. Коллектив работников одного предприятия иногда называют трудовым коллективом.

Энциклопедический словарь

коллектив

(от лат. collectivus - собирательный), относительно компактная социальная группа, объединяющая людей, занятых решением конкретной общественной задачи (коллектив трудовой, учебный, военный, спортивный и др.).

Словарь Ожегова

коллектив

КОЛЛЕКТИВ, а, м. Группа лиц, объединённых общей работой, учёбой, общими интересами. Трудовой к. Научный, студенческий к. К. завода.

Словарь Ефремовой

коллектив

м.
Группа людей, объединенных общей трудовой деятельностью, общими интересами.

Добавить свое значение
Предложите свой вариант значения к слову коллектив

Синонимы к слову коллектив

  • агитколлектив
  • ансамбль
  • аппарат
  • артель
  • банда
  • братство
  • виа
  • втк
  • выбор
  • группа
  • группешник
  • звено
  • землячество
  • кибуц
  • команда

Однокоренные слова к слову коллектив

  • агитколлектив
  • коллективизация
  • коллективизм
  • коллективно
  • коллективность
  • коллективный
  • педколлектив
  • коллективизироваться
  • коллективист
  • Коллективизировать
  • Коллективистка
  • Коллективистский
  • коллективчик
Показать комментарии
Добавьте комментарий первым!