ламаизм

существительное

Значение слова ламаизм

Словарь Ушакова

ламаизм

ламаизм, ламаизма, мн. нет, муж. (рел.). Особый вид буддизма, возникший в Тибете и Монголии.

Словарь-Энциклопедия по Буддизму и Тибету

ламаизм

региональная форма сев. буддизма, основанная на сочетании черт махаянм и ваджраяны. Формирование Л. началось с 7 в. — времени проникновения буддизма в Тибет. Между учеными разных стран не существует четкой договоренности, что следует понимать под Л.: тиб., монг., а также бур., тув., калм. буддизм в целом со всеми его школами, возникавшими с 8 в. и в осн. сохранившимися до наших дней, или только школу гелугпа (она же "закон добродетели", желтошапочный Л.), основанную тибетцем Цзонхавой на рубеже 14-15 вв. Не бесспорен и термин Л. Его последователи свою религию так не называют. В Тибете учение Будды вообще называется "путь" или "закон", но каждая секта обозначает себя по-своему: кадампа, кагьюдпа, сакьяпа, ньингмапа, гелугпа. И тем не менее европ. наука полтора века назад стала использовать термин "Л.", восходящий к тиб. "лама" (в переводе дословно — "высший") — учитель-наставник в глубочайшем смысле этого слова, применявший его к тиб.-монг. разновидности буддизма в целом С 60-х гг. 20 в. европ. наука отказалась от термина Л. вообще. Причина в следующем: начиная с 1959 притеснения и репрессии, против монастырей и монахов в Тибете кит. власти мотивировали тем, что тиб. Л. — не настоящий буддизм, а его извращенная деградировавшая форма, а потому не может претендовать на защиту и сохранность как явление культуры. В связи с этим Далай-лама XIV предложил своим последователям и ученым-буддологам отказаться от понятия Л. и отныне говорить отдельно о тиб., монг, бур., калм., тув. нац. разновидностях буддизма. В Л., как и прочих формах буддизма, представлены его осн. концепции: сансара и нирвана (их противостояние и тождество), жизнь как форма страдания, путь к спасению и просветление, калачакра, бхавачакра (см. "Колесо жизни"), мандала, психотренинг по системе йога, практика медитации, передача эзотерич. знаний непосредственно от учителя к ученику путем личного контакта и многое другое. Однако при этом кое-что в них акцентируется особо. Свят. тексты Л. — Ганджур и Данджур. Однако не все они равнозначны для последователей Л. Особый упор в Л. делается на тексты тантры — их 2606. Путь к просветлению, предлагаемый тантрой, в Л. считается наиболее перспективным. филос. идеи тантры в Л. недейственны без тантрич. практики — эзотерич. психотренинга, основанного на системе древнеинд. йоги, сочетающейся с эротич. и магич. практикой. В выборе правильного пути может помочь только наставник, к-рый, изучив психофизиологич. структуру своего ученика и подвергнув его ряду испытаний, укажет, каким видом практики ему заняться. Тантрич. эзотерич. техника и практика передавались в основном в устной форме от учителя к ученику. Носители ее прекрасно понимали, что неправильное применение и толкование эротич. практики может привести к компрометации учения. Очевидно, подобные случаи имели место в истории Л., ибо не раз в сочинениях апологетов ваджраяны проскальзывают высказывания, что нельзя судить о тантре по ее деградировавшим формам. Тренировка по определенной психологич. и физиологич. программе имела наивысшей конечной целью достижение индивидом просветления, однако побочные эффекты, к-рые давал психотренинг, немаловажны сами по себе с т. зр. понимания сущности и возможностей ламаистской практики. Уже в инд. религ. традиции возникло представление о том, что полное овладение теорией, практикой и техникой йоги позволяет достичь такого состояния, при к-ром возможно видеть и слышать все, что происходит во Вселенной, становиться невидимым, ходить по воде, летать по воздуху, принимать любые обличья и т. д. В лит-ре разных жанров не раз описывались парапсихологич. способности тантриков: способность передвигаться по воздуху на большие расстояния в состоянии транса, вызывать "внутренний огонь" (см. Туммо), достаточный не только для того, чтобы согреться самому на любом морозе, но и растопить снег и лед вокруг себя, согреть любое другое существо, к-рое окажется в этой зоне, умение отложить собств. смерть на какое-то время до заранее намеченного дня и часа, оживить человека после наступления клинич. смерти и т. д. Во всем этом, кажущемся мистикой и фантастикой, несомненно, имеется и рац. зерно, пока отвергаемое совр. наукой, но возможности человека она еще далеко не постигла. Усиленный акцент в филос. и нравств. учении Л. сделан на "колесо жизни" (бхавачакра), в практике медитации — на роль мандала, в мифологии — на образ страны всеобщего благоденствия и счастья Шамбалы. Именно в Л. родился отсутствующий в иных формах буддизма ин-т "живых богов" — концепция перерождения и воплощения богов пантеона в тела реальных земных людей (см. Тулку, Хубилган, Гэгэн, Хутухта). Однако подлинную специфику национальным вариантам Л. в Тибете, Монголии, Бурятии, Калмыкии, Туве обеспечил его контакт с добудд. культовой практикой народов, проживающих на этих территориях. Она представляла собой в осн. культы природы и предков, шаманизм, религию бон (у тибетцев). Следствием этого явилось формирование синкретич. культовой практики, в к-рой будд. филос. идеи на высоком уровне не мешали и не противоречили многовековой народной религии, ее отдельные аспекты прошли легкую адаптацию буддизмом на низшем уровне. Будд. пантеон (его национально-локальные варианты) существенно пополнился за счет персонажей народной мифологии тибетцев, монголов и бурят. Практически каждый более или менее крупный шаманский дух или ландшафтное божество добавили к своим мифологич. биографиям очередную страницу, из к-рой явствовало, как, когда и почему они "обратились" в буддизм, кто им в этом помог (чаще всего это встреча с самим Буддой или Далай-ламой) и в чем теперь заключается их будд. функции. Так, Цаган эбуген — Белый старик, божество общемонг. пантеона, покровитель долголетия, богатства, плодородия "встретил" на прогулке Будду с учениками. Будда, увидев белобородого благообразного старца в окружении животных, побеседовал с ним, убедился в его мудрости, зачислил его в "святые" и теперь Цаган эбуген имеет свою икону, выполненную в стиле традиц. будд. изображений персонажей такого ранга. Один из самых грозных шаманских духов Сев. Монголии Даян Дерхе, известный как патрон шаманских инициаций, согласно ламаистской версии его биографии, был укрощен будд. святым и отправлен им "на службу" в Монголию, где превзошел самого Далай-ламу в искусстве отнимать у смерти ее жертвы. В этом своем качестве он изображается в виде всадника на сером коне в одежде священнослужителя и с типично ламаистскими атрибутами в руках. Ламаизировались не только мифологич., но и реальные историч. лица. "Золотой род" монг. каганов, правителей страны, был возведен к мифич. царю Индии Маха Самади, потомком к-рого был объявлен Чингисхан. Что касается повседневной обрядовой практики Л, то провести грань между нею и шаманством порою невозможно. В ряде случаев фигура ламы подменила собой шамана, а сам обряд остался неизменным. Л. сегодня продолжает оставаться религией части тибетцев, монголов, бурит, калмыков, тувинцев. О состоянии Л. в Тибете имеются лишь отрывочные сведения. С 1959 живет в эмиграции Далай-лама XIV. Его нынешняя резиденция — город Дхармасала в Сев. Индии. Вместе с ним проживают там неск. десятков тысяч тибетцев, сохранивших, насколько это возможно в условиях другой страны, свою религию и культуру. Тибетцы, живущие компактными группами в Европе и США, также сохраняют свое вероисповедание, создавая культовые центры при эмигрантских общинах.

Н. Л. Жуковская

Религии народов современной России

ламаизм

форма позднего сев. варианта буддизма (махаяны), господствующая в Тибете, в Монголии и отд. р-нах Индии, КНР, в Бутане, Ладакхе и Непале. В России исповедуется калмыками, бурятами и тувинцами. Утвердился Л. в Тибете в кон. 7 в., а в 15 в. получил нынешнюю форму в виде церк. гос-ва. Первосвященником ламаистской церкви является Далай-лама, ему подчиняются тулки, к-рые считаются земными образами Будды, и многочисленные священнослужители - ламы (т. е. верховные, главные). Ламе (Учителю, духовному наставнику) в Л. отводится важная роль. Учителем вовсе не обязательно должен быть монах, но человек, к-рому доверяют, верят, с чьим мнением всегда так или иначе считаются, к-рый учит добру, состраданию, радости жизни. Он становится «четвертой драгоценностью», дополняющей главные «три драгоценности» учения Будду, дхарму (учение) и сангху (монашескую общину). В Л. значительное развитие получили общебуддийские учения о нирване и сансаре.

Б.У. Китинов

Энциклопедический словарь

ламаизм

тибето-монгольская форма буддизма. Возник в Тибете в 8 в. Распространен в автономных районах Тибет и Внутренняя Монголия (Китай), в Монголии, а также в отдельных районах Непала и Индии. В Российской Федерации имеет последователей, главным образом в Бурятии, Калмыкии и Туве. С 1970-х гг. термин "ламаизм" выходит из употребления в европейской науке.

Словарь Ожегова

ламаизм

ЛАМАИЗМ, а, м. Возникшая в 1415 вв. н. э. и распространённая в Тибете, Монголии и нек-рых других странах разновидность буддизма, характеризующаяся множеством бытовых обрядов, магических приёмов и заклинаний.

| прил. ламаистский, ая, ое. Ламаистская церковь.

Словарь Ефремовой

ламаизм

м.
Форма буддизма, возникшая в Тибете в VII-VIII вв., а в XVI-XVIII вв. получившая
распространение в Монголии.

Большая Советская Энциклопедия

ламаизм

одно из течений в буддизме ; распространено в автономных районах Тибет и Внутренняя Монголия (КНР), МНР, а также в отдельных районах Непала и Индии. В СССР Л. имеет некоторое число последователей в Бурятской АССР, Калмыцкой АССР и Тувинской АССР, Усть-Ордынском и Агинском Бурятских национальных округах.

Процесс складывания Л. начался в Тибете, куда буддизм в форме Махаяны проник из Индии в 7 в., одновременно с созданием там первого единого государства (7≈9 вв.). К концу 8 в. буддизм стал господствующей религией Тибета, здесь был построен первый монастырь Самье, появились монахи-тибетцы, возникло монастырское землевладение. В нач. 9 в. сложилась духовная иерархия. Завершение процесса складывания Л. связано с так называемым поздним распространением буддизма в Тибете, начавшимся во 2-й половине 10 в. Наступившая в этот период феодальная раздробленность способствовала возникновению множества ламаистских сект, среди которых наиболее значительными были Кадампа (основан в середине II в.), Сакьяпа (II в.), Каджупа (II в.), Кармана (12 в.) и др. В конце 14 ≈ начале 15 вв. в Тибете образовалась наиболее крупная ламаистская секта Гэлуг-ба (так называемые желтошапошники), основанная Цзонкабой (1357≈1419). С 16 в. главы секты Гэлуг-ба стали носить титул Далай-ламы . К середине 17 в. 5-му Далай-ламе Агванлобсан-джамцо (1617≈82) и верхушке духовенства удалось подчинить своей власти (духовной и светской) все основные районы Тибета, который таким образом превратился в теократическое государство. При 5-м Далай-ламе возник институт Панчен-лам ≈ вторых (после Далай-лам) иерархов ламаистской церкви. В 16≈17 вв. Л. стал господствующей религией в Монголии, куда он проник из Тибета; тогда же он был воспринят калмыками, переселившимися в 17 в. в район Поволжья. В 16≈17 вв. Л. распространился в Туве, с конца 17 в. начал распространяться в Бурятии.

Теоретические основы Л. изложены в двух основных канонах, составленных к 14 в.: Канджуре и Танджуре (комментарии на тексты, включенные в Канджур), а также в произведениях наиболее известных лам. Канджур и Танджур переведены с тибетского на монгольский язык.

Кроме черт, присущих махаянистскому направлению буддизма в целом, Л. обладает рядом особенностей. Как религия Л. чрезвычайно эклектичен. Наряду с уходом от мирской жизни и созерцанием, в Л. большое место занимают магия и вера в многочисленные местные божества. Для Л. характерна развитая ритуальность и полное подчинение ученика учителю-ламе. Особая роль придаётся бодхисатвам не только как наставникам на пути «освобождения», но и как божествам, помогающим в конкретных мирских делах. Среди бодхисатв выделяется Авалокитешвара ≈ «милосердный», подобную роль играют и некоторые будды, например Майтрея ≈ будда «грядущего». В Л. на основе концепции перерождений была создана теория воплощений будд, бодхисатв, божеств в определённых лиц, называемых трулку (по-тибетски) или хулбиганами (по-монгольски). В области философии Л. ограничивался комментированием переводных текстов.

Экономическую основу господства Л. составляло крупное монастырское землевладение. Л. являлся значительным тормозом на пути экономического, социального и культурного развития народов, среди которых он был распространён. В настоящее время ламаистское духовенство в основных районах распространения Л. утратило свои былые экономические и политические позиции.

Лит.: Позднеев А. М., Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии, СПБ. 1887; Пубаев Р. Е., Семичов Б. В., Происхождение и сущность буддизма ≈ ламаизма, Улан-Удэ. 1960; Богословский В. А., Очерк истории тибетского народа, М., 1962; W addell L. A., The Buddhism of Tibet or Lamaism, Camb., 1934; Stein R. A., La civilisation tibеtaine, P., 1962.

В. А. Богословский.

Добавить свое значение
Предложите свой вариант значения к слову ламаизм
Показать комментарии
Добавьте комментарий первым!