лампада

существительное

Значение слова лампада

Словарь Ушакова

лампада

лампада, лампады, жен. (греч. lampas).

1. Небольшой сосуд с фитилем, наполняемый маслом и зажигаемый перед иконами (церк.). «Перед кивотом... Теплилась золотая лампада.» Пушкин.

2. Светильник (поэт.). «Близок день, лампада догорает.» Пушкин. «Лампаду честного труда дыханье смерти погасило.» Фет.

Архитектурный словарь

лампада

Подвешенный перед иконой небольшой сосуд с фитилем и горючим маслом.

(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)

Православие. Словарь-справочник

лампада

(греч. «светильник»)

масляный светильник, зажигаемый перед иконами, на престоле и семисвечнике. Пламя лампады означает, что сердца молящихся пламенеют любовью к Богу.

Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

лампада

, ы, ж.

1. Небольшой сосуд с фитилем, наполненный деревянным маслом и зажигаемый перед иконой.

* Он в церкви, верно, не последний; Стоит все время не крестясь. Лучом краснеющей лампады Его лицо озарено. // Лермонтов. Тамбовская казначейша //; [Катерина:] А то, бывало, девушка, ночью встану - а у нас уже везде лампады горели - да где-нибудь в уголке и молюсь до утра. // Островский. Гроза // *

ЛАМПАДКА.

2. Светильник, лампа (поэт.).

* Татьяна взором умиленным Вокруг себя на все глядит, И все ей кажется бесценным. Все душу томную живит Полумучительной отрадой: И стол с померкшею лампадой, И груда книг. // Пушкин. Евгений Онегин // *

Библейский Словарь к русской канонической Библии

лампада

ламп’ада — крошечный светильник, вешаемый перед иконами. Нужно признать, что во всех местах русской Библии это неудачный перевод. Семь чаш золотого светильника, установленного в скинии без окон, должны были ярко гореть, чтобы освещать все внутреннее пространство. В Иез.1:13 в других переводах стоит: «яркий факел», а в Дан.5:5 : «большой светильник». И действительно, в царской зале во время пира вряд ли ставилась когда-либо скромная лампада, известная нам по православным храмам.

Православный энциклопедический словарь

лампада

(греч. - светильник) - масляный светильник, зажигаемый перед иконами.

Словарь церковных терминов

лампада

(греч. светильник) - масляный светильник, зажигаемый перед иконами, на престоле и семисвечнике.

Православная энциклопедия

лампада

в настоящее время представляет собой масляный светильник, возжигаемый перед иконами, в семисвечнике и на престоле.

Толковый словарь русского языка (Алабугина)

лампада

, -ы, ж.

1. Сосуд с фитилём, наполненный деревянным маслом, зажигаемый перед иконой

* Лучом краснеющей лампады его лицо озарено (М. Лермонтов). *

|| прил. лампадный, -ая, -ое.

* Лампадное масло. *

Энциклопедический словарь

лампада

(от греч. lampas, род. п. lampados), светильник перед иконами у православных и католиков.

Словарь Ожегова

лампада

ЛАМПАДА, ы и ЛАМПАДКА, и, ж. Небольшой сосуд с фитилём, наполняемый деревянным маслом и зажигаемый перед иконой, перед божницей.

| прил. лампадный, ая, ое. Лампадное масло.

Словарь Ефремовой

лампада
  1. ж.
    1. Небольшой сосуд с фитилем на поплавке, наполняемый деревянным маслом и зажигаемый перед иконами у православных и католиков.
    2. устар. Лампа, светильник.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

лампада

— На языке богослужебных книг православной церкви настоящего времени это название, в тесном смысле, служит для обозначения больших переносных подсвечников, предшествующих священнику и дьякону при малом и великом выходах на литургии, а также подсвечника несколько меньшей величины, предносимого архиерею, при его входе в храм, особым лампадчиком (в греческой церкви примикирий, πριμμικήριος, primicerius, от κηρύς воск или cera свеча). В более обширном смысле Л. назыв. в церковном уставе всякий сосуд с елеем (маслом), зажигаемым во время богослужения перед иконами, и этим названием светильники с горящим елеем отличаются от светильников с восковыми свечами — кандил (см.). Нет достаточных оснований объяснять употребление Л. и других светильников при христианских молитвенных собраниях заимствованием от язычества или иудейства, как это делали еще недавно многие археологи. Не говоря уже о необходимости освещать места молитвенных собраний, когда они происходили в темных местах — криптах и катакомбах, и особенно ночью, как это было в первые три века существования христианства, — свет, по учению христианства, имеет особенное символическое значение. Название света, просвещающего мир своим учением, усвояется самому основателю христианства (см. Иоанн. VIII, 12; V, 35; Деян. XX, 7—8 и др.). Пламя светильника, возжигаемого при богослужении, по толкованию древних христианских писателей, означает, что сердца молящихся пламенеют любовью к Богу. Вообще обилие света Л. при богослужении знаменует духовную радость: чем торжественнее праздник церковный, тем больше возжигается в храме Л. и свечей. Правило апостольское третье особенно одобряет обычай христиан, собираясь в храме, приносить с собой елей для Л. Кроме мест богослужебных собраний, Л. в древней церкви составляли обычную принадлежность христианских могил, в особенности мучеников и святых. При раскопках в Риме христианских катакомб и усыпальниц найдено немало каменных столбиков, с углублением в верхнем конце. Думают, что эти столбики были не чем иным, как постаментами для Л. Иногда вместо столбиков постаментами для Л. служили треножники или канделябры. Л. над могилами были эмблемами вечного света радости и благодати, которым будут наслаждаться праведники в обителях вечного блаженства; это выражают многие надписи на могилах, напр. Luce nova fraeris, lux tibi Christus adest. Многие из Л. в катакомбах и усыпальницах не имели, впрочем, эмблематического значения, а существовали просто для освещения коридоров катакомб. Для домашнего употребления Л., как и в катакомбах, или подвешивались на потолке, или ставились на канделябрах или столиках. Росси думает, что Л. с христианской орнаментикой служили и при совершении крещения оглашенных, которое на языке церкви известно также под именем просвещения (светом веры Христовой). Л., подвешенные к потолку церквей, сначала не имели вида нынешнего паникадила (= большой люстры, висящей под главным куполом церкви), а составляли обруч, уставленный Л. или свечами. Такие короны-Л. или Л.-стелларии (velut stellae in coelo) употребляются и доселе в Греции, под названием κώρος. (круг). В первобытной церкви Л. делались из глины (преимущественно красной), из терракоты, позже — из бронзы. Признаками христианского происхождения Л., находимых при раскопках (вне крипт и христианских катакомб), кроме христианских эмблем и символов, считается их форма, представляющая большее или меньшее подобие корабля (navicella), главного символа церкви в эпоху язычества. Со времени торжества христианства в римской империи церковные Л. часто были в высшей степени художественны и богаты. Лучшим произведением этого рода считается подвесная лампа, находящаяся ныне во владении потомков бывшего великого герцога тосканского. Замечательна также Л., найденная в могиле Марии, дочери имп. Гонория, жены Стиликона. Некоторые древние Л. имеют вид других фигур церковной символики: пальмы, голубя, агнца, короны, монограммы И. Христа, буквы ω. Начиная с VI в. Л. часто имеют форму равноконечного (четырехконечного) креста, изредка — "доброго пастыря", окруженного овцами, или круга с поясными по краям изображениями 12 апостолов; однажды встречается Л. в фигуре петуха, однажды — оленя, однажды — зайца. На одной древней африканской Л. имеется изображение двух агнцев, стоящих на двух четырехконечных крестах (символ Христа распятого, указывающий на происхождение Л. ранее V в.). Все эти фигуры встречаются почти исключительно на Л. глиняных и терракотовых. Рисунки церковных Л. см. у Мартиньи. "Dictionnaire des antiquit és chré tiennes" (П., 1889).

Н. Б — в.

Добавить свое значение
Предложите свой вариант значения к слову лампада
Показать комментарии
Добавьте комментарий первым!