мидия

существительное

Значение слова мидия

Библейская энциклопедия арх. Никифора

мидия

(с Санскритского, средина земли) (Быт 10:2, Ис 21:2 и др.) — эта страна, заимствовавшая по всей вероятности свое название от Мадая, сына Иафета, занимала в древности известную часть царства Персидского и граничила к с. Каспийским морем и Армениею, к ю. собственно Персиею, а к з. Ассириею. Мидия считалась плодоноснейшею и возделанною страною и разделялась на Великую и Малую Мидию. Нин, царь ассирийский, присоединил Мидию к своему царству и Ассирия владела ею до времен Сеннахерима, когда она отпала от Ассирии, и один из потомков Нина снова сделался царем Мидийским (за 700 лет до Р. Х.) В 556 г. она была завоевана Киром Великим, который вполне присоединил Мидию к Персии и образовал Мидо-Персидское царство. Посему-то с означенного времени законы и хронология Мидян и Персов в кн. Есфирь и Даниила всегда упоминаются нераздельно. Господь употребил Мидян для наказания Вавилонян. «Грозное видение показано мне, — восклицает пр. Исаия, — грабитель грабит, опустошитель опустошает. — восходи Елам, осаждай Мид! Всем стенаниям я положу конец» (21:2). Но и самим Мидянам пришлось испить чашу гнева Божия от руки Дария Нотуса (Ис 13:17-18, Иер 25:25). Мидяне были искусными стрелками и храбрыми воинами и делали большие успехи в искусствах. Язык Мидийский несомненно имел некоторые особенности и отличия от Персидского (Деян 2:9). Их религиозное учение и обряды, по-видимому, были совершенно тождественны с Персидскими. У жителей Адер-бейхана (или Атронатина) существует предание, что Зороастр был уроженец Орумии; кроме сего у них существует много и других преданий, несомненно, очень древних. Народонаселение в настоящее время состоит большею частью из Мусульман, но есть и христиане (Несторианской секты), существующие здесь более чем 1 200 лет. Они говорят по сирийски и их нередко называют «протестантами Азии».

Библейский Словарь к русской канонической Библии

мидия

М’идия (4Цар.17:6 ; 4Цар.18:11 ; Езд.6:2 ; Есф.1:3,14,18,19; Есф.10:2 ; Ис.13:7 ; Иер.25:25 ; Иер.51:11 ; Дан.5:28 ; Дан.6:8,12,15; Дан.8:20 ; Деян.2:9) — обширная страна в гористой, но плодородной местности на юго-восток от Каспийского моря с главным городом Екбатана, населенная потомками Мадая, сына Иафета. В древности мидийцы поклонялись единому Богу (под именем Ормузд — Премудрый Господь), но представляли его в виде света и огня. В 6 ·в. ·до-РХ Зороастр утвердил и упорядочил это огнепоклонение. Основой его учения была борьба добра и зла (света и тьмы), которые Зороастр считал существующими изначала. Остатки этого учения еще сильны в умонастроении многих людей.

Мидия долгое время была под владычеством Ассирии, на некоторое время обрела независимость, но в 556(536) г. ·до-РХ была покорена Киром, царем персидским, и стала составной частью могучего Мидо-Персидского царства. В 330 ·г. ·до-РХ была покорена Александром Великим. В Ис.21:2 названа Мид. (см. тж Персия)

Энциклопедический словарь

мидия

историческая область в северо-западной части Иранского нагорья. В 70-х гг. 7 - сер. 6 вв. до н. э. царство со столицей в Экбатане. Расцвет при Киаксаре. В 550/549 завоевана персами. Возродившееся в последней четверти 4 в. до н. э. мидийское царство занимало часть территории Мидии - южный Азербайджан, который позже был назван Мидией (или Малой Мидией, Мидийской Атропатеной, Атропатеной).

Словарь Ожегова

мидия

МИДИЯ, и, ж. Съедобный двустворчатый морской моллюск.

Словарь Ефремовой

мидия

ж.
Беспозвоночное мягкотелое животное, заключенное в раковину; двустворчатый
моллюск.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

мидия

— западная часть Ирана, к востоку от Загра и к северу от Сузианы. До Каспийского моря М. не достигала, будучи отделена от него племенами кадусеев, амардов и др. Страна делилась на собственную или Великую М. (теперь Иракаджеми) и Атропатену (Адербейджан). Жители, арийцы, распадались, по Геродоту, на 6 племен. Страна гориста и холодна, но богата плодородными долинами; славилась лошадьми, солью и смарагдами. Главная река Амард (Сефид-руд). Источники сведений о М. — летописи ассирийских и надписи вавилонских царей (Набонида), Библия и классики, особенно Геродот, Берос, Страбон и Ктесия. Если исключить основанное на недоразумении известие Бероса о покорении Мидией Вавилона в III тысячелетии до Р. Х. и основании там Мидийской династии, то первые достоверные известия о Мидии относятся к IX в. до Р. Х. Ассирийский царь Рамманнирари III упоминает в своих надписях, в числе покоренных народов, Мадаи. Полудикие горцы и номады впервые пришли тогда в соприкосновение с культурным миром; царствование Рамманнирари и его матери (?), вавилонской царевны Саммурамат, навсегда оставило следы в их воспоминаниях; оно было окружено ореолом чудесных легенд, и Саммурамат превратилась в основательницу царства и культуры Семирамиду, рассказы о которой Ктесия, очевидно, заимствовал из мидийских источников. Тиглатпалассар III (745—727) говорит о получении им дани с мидийских князей "до горы Бикни" (вероятно — Демавенда), восточного предела его царства. Затем из 4-й книги Царств (17, 6) мы узнаем, что в горах М. были поселены Салманассаром израильские пленники. Чтобы удерживать М. в повиновении, Саргон (722—704) выстроил крепость Карг-Саргон. Но ассирийским царям было вообще трудно справляться с М. "Отдаленные" — постоянный эпитет мидян в ассирийских летописях, несмотря на то что они жили почти рядом с Ассирией и были гораздо ближе Палестины и Египта; это объясняется недоступностью горной страны. Храбрость жителей стяжала им эпитет "могучие"; вообще ассирийцы, кажется, видели в них опасного соперника. Уже Саргону пришлось не раз усмирять восстания в М.; походы туда продолжались и при Синахерибе и Ассаргаддоне. При последнем ассирийское владычество сделало, кажется, новые успехи; к нему являлись мидийские князья и просили его защиты против враждебных единоплеменников; это дало повод к вмешательству Ассирии во внутренние дела М. Ассурбанипал в начале царствования упоминает о подавлении восстания мидийских вождей, но во время всеобщего восстания и войны с Шамашшумукином М. удалось, кажется, освободиться; по крайней мере, о ней больше не слышно в ассирийских источниках. История самостоятельного мидийского государства изложена у Геродота, по-видимому, довольно близко к истине. Объединение разрозненных племен и деревень приписывается Дейоку (см.), равно как и основание Экбатаны (см.) и введение царской власти (в начале VII в.). Это обуславливалось, вероятно, необходимостью организованного отпора ассирийским завоеваниям. По Геродоту, царство существовало 150 лет, при 4 царях; Ктесия же приводит их 10. При преемнике Дейока, Фраорте (Фравартис), М. вступила на путь завоеваний: была покорена Персия и даже осаждена Ниневия, но на этот раз неудачно и Фраорт погиб. Преемник его Киаксар (Хувахшатара, 634— 585) был наиболее могущественным и популярным мидийским царем; при нем М. была первой страной Азии. Он упорядочил войско и опять пошел на Ниневию, но и на этот раз она была спасена, благодаря нашествию скифов из нынешней южной России, через восточную часть Кавказа; они завладели М., и Киаксар отделался от них лишь через 28 лет, перебив на пиру их вождей. Теперь наконец пала Ниневия, под ударами мидян и их союзников халдеев, царь которых, Набопалассар, женил своего сына Навуходоносора на дочери Киаксара. Победители поделили наследство: юг достался халдеям, север с Ассирией, Арменией, Киликией и Каппадокией до реки Галис — мидянам. Вся эта область с этих пор стала называться М. в широком смысле; Ксенофонт уже не помнит об ассирийцах и все развалины древних городов приписывает мидянам, которые, по его мнению, были первоначальными обитателями страны. Желание распространить владычество свое за Галис вовлекло Киаксара в войну с Аллиатом лидийским; она длилась пять лет, до 585 г., и окончилась миром, при посредничестве Сиеннесия киликийского и Навуходоносора. В том же году умер Киаксар и на престол вступил Астиаг. О нем долго ничего не было известно, кроме печальной судьбы его: при нем мидийское царство заменено персидским, в лице Кира. Клинообразные надписи Набонида пролили новый свет на это событие. Если полагаться на точность выражений надписей, то с Киаксаром кончилась национальная династия и снова водворилось господство скифов. Но оно длилось недолго; надпись продолжает: "Мардук сказал мне: Умманманда (царь скифов) и цари, его союзники, не существуют больше: в 3-й год боги положили им конец. Кир, царь Ансана, его незначительный вассал, рассыпал со своими малочисленными войсками полчища Умманманды". По известию Вавилонской клинообразной хроники, против Астиага восстали приближенные люди и выдали его Киру, который явился в Экбатану и взял оттуда богатую добычу (550 г.). Во время всеобщего восстания провинций против Дария в Мидии также появился претендент, некто Фраорт, назвавшийся потомком Киаксара и привлекший на свою сторону парфян и гирканов. После неудачных попыток царских полководцев Дарий сам разбил его при Кудуре (Кирманшах), а после новой битвы, у Раг, он был взят в плен и казнен. При Дарии М. вошла в состав 2-й персидской сатрапии, платившей 500 талантов. Здесь, на пути из Вавилона к Каспийским воротам, паслось 50000 царских коней. Персы заимствовали от мидян многие элементы культуры, так что впоследствии трудно было различить, что принадлежит собственно им. Страбон считает персидскую одежду мидийской, так как тюрбаны, войлочные шляпы, хитоны с рукавами и обувь годились скорее для холодного горного севера. Александр Великий отдал М. Пармениону; после его смерти здесь водворился Пифон. Экбатана продолжала быть летней столицей. Сделавшись затем частью монархии Селевкидов, М. в 152 г. отнята у нее парфянами, хотя Атропатена, удачно противившаяся македонскому завоеванию, и при парфянах была почти независима. В последний раз М. играла самостоятельную роль в конце I в. до Р. Х.: Антоний воевал с эфемерным царем М. Артаваздом. Римлянам принадлежала только Атропатена, которая и носила у них имя М.; остальная часть оставалась во власти парфян. С этих пор имя Мидия существует только как географический термин (новоперсид. Маи?).

О мидийской культуре нам очень мало известно, так как до сих пор не производилось в М. систематических раскопок. Несомненна ее тесная связь с ассиро-вавилонской; геродотово описание Экбатаны указывает на развитие астрологии и поклонение светилам, но вообще о религии М. мы ничего не знаем, если не считать признаваемой многими учеными связи между одним из мидийских племен, магами, и коллегией жрецов этого имени — связи, делающей из М. родину магии. Страбон говорит о распространенном в М. многоженстве. М. пользовалась в древности большой славой; имя ее пережило ее политическое существование и у греков часто отождествлялось с именем Персии. При Селевкидах началась эллинизация М. Раги переименованы в Еврон; выстроены Лаодикея, Анамея, Ираклея. Парфяне переименовали Раги в Арсакий.

Ср. Spiegel, "Eranische Alterthumskunde" (Лейпциг, 1873); N öldeke, "Aufsä tze zur Persischen Geschichte" (Лейпциг, 1887), Justi, "Geschichte des alten Persiens" (сборник Онкена); Lenormant, "Sur la monarchie des M èdes" (1871); Delattre, "Le peuple et l'empire des Mè des" (Брюссель, 1883); Winckler, "Zur medischen und altpersischen Geschichte" ("Untersuchungen", 1889); его же, "Die Meder und d. Fall Ninives" ("Forschungen", 1894); Robion, "L' état religieux de la Grèce et d'Orient au Siècle d'Alexandre. II. Les ré gions Syro-Babyloniennes et l'Eran" (П., 1895).

Б. Т.

Большая Советская Энциклопедия

мидия

историческая область, затем царство в северо-западных областях Иранского нагорья. Впервые мидяне упоминаются в ассирийских летописях во 2-й половине 9 в. до н. э. Уже в 9≈8 вв. до н. э. в М. появился ираноязычный элемент, позднее возобладавший. 9≈8 вв. до н. э. в М., по-видимому, ≈ переходный период от военной демократии к раннерабовладельческому строю. В это время мидяне вели борьбу с Ассирией, захватившей часть их земель. Судя по ассирийским источникам, царство М. возникло в 70-х гг. 7 в. до н. э.; столицей стала Экбатана. При царе Киаксаре (правил в 625/624≈584 до н. э.) М. превратилась в великую державу Древнего Востока. За короткое время мидяне завладели Маной, в союзе с Вавилонией разгромили Ассирийскую державу, завоевали Урарту и др. территории. В 550/549 до н. э. М. была завоёвана персами и включена в качестве сатрапии в Ахеменидскую державу. Самостоятельное мидийское государство было восстановлено лишь в последней четверти 4 в. до н. э., но занимало только часть территории прежней М. ≈ в южном Азербайджане, который позже назывался М. (или Малой М., Мидийской Атропатеной, Атропатеной ).

М. занимает видное место в политической, экономической и культурной истории древности. На территории М. широкое распространение получил зороастризм . В Малой М. (Атропатене) была, по-видимому, в 4 в. н. э. кодифицирована Авеста. Часть мидян, смешавшись с автохтонными племенами Атропатены, сыграла значительную роль в этногенезе азербайджанцев .

Лит.: Дьяконов И, М., История Мидии от древнейших времен до конца IV века до н. э., М. ≈ Л., 1956; Алиев И., История Мидии, Баку, 1960; Грантовский Э. А., Ранняя история иранских племен Передней Азии, М., 1970; Cameron G. G., History of early Iran, Chi., 1936.

Добавить свое значение
Предложите свой вариант значения к слову мидия

Значения слов синонимов к слову мидия

Ассоциации к слову мидия

Синонимы к слову мидия

  • моллюск
  • страна
  • моллюски

Однокоренные слова к слову мидия

  • мидиевый
Показать комментарии
Добавьте комментарий первым!