наука

существительное

Значение слова наука

Словарь Ушакова

наука

наука, науки, жен.

1. только ед. Система знаний о закономерностях в развитии природы, общества и мышления и о способах планомерного воздействия на окружающий мир. «Наука потому и называется наукой, что она не признает фетишей, не боится поднять руку на отживающее, старое и чутко прислушивается к голосу опыта, практики.» Сталин. «Партия не может быть нейтральна в отношении религии, и она ведет антирелигиозную пропаганду против всех и всяких религиозных предрассудков, потому что она стоит за науку, а религиозные предрассудки идут против науки, ибо всякая религия есть нечто противоположное науке.» Сталин.

| ед. и Математические науки. Филологические науки. Наука об обществе. «В науки он вперит ум, алчущий познанья.» Грибоедов. Пройти курс наук.

2. только ед. Работа в той или иной области человеческих знаний, как род занятий, профессия. Отдаваться науке. Заниматься наукой.

3. только ед. Обучение (прост.). Отдать в науку.

4. только ед. Урок, извлекаемый из жизненного опыта (разг.). «- Это, щука, тебе наука - вперед умнее быть и за мышами не ходить.» Крылов. «Его пример другим наука.» Пушкин.

Этимологический Словарь Русского Языка

наука

Древнерусское – укъ (учение).

Слово «наука», означающее «определенную область знаний», является русским – исконным – по происхождению. В других славянских языках существуют также слова с тем же значением и похожим звучанием.

Родственными являются:

Украинское – наука.

Белорусское – навука.

Производные: научный, учение, учить.

Начала Современного Естествознания. Тезаурус

наука

(греч. episteme, лат. scientia) — в широком смысле слова наука, во-первых, форма общественного сознания, во-вторых, сфера человеческой деятельности, в-третьих, система институтов. Ее основная функция — выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; ее результат — сумма знаний, лежащих в основе научной картины мира; наука — «система гипотез» (Карл Поппер). Цели науки — описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности на основе открываемых ею законов. Система наук условно делится на естественные, общественные, гуманитарные и технические. Стиль мышления в науке со времен Бэкона и Декарта характеризуется: опорой на эксперимент и господством аналитического подхода, направляющего мышление на поиски простейших первоэлементов, принципов реальности. Ныне существующая наука — это своеобразный тип западноевропейской культуры (с началом во времена древнегреческой натурфилософии), соединивший в себе чувственность с рациональностью. Итак, наука есть особый рациональный способ познания мира, основанный на эмпирической проверке или математическом доказательстве.

Культурология. Словарь-справочник

наука

- сфера человеческой деятельности, в которой выражаются объективные знания о действительности и закрепляются в систематизированной форме. Базируется на абстрактном мышлении. Наука это абстрактное, теоретическое моделирование действительности.

- область культуры, связанная со специализированной деятельностью по созданию системы знания о природе, обществе и человеке.

- сфера человеческой деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении и включающая в себя все условия и моменты этого производства: ученых с их знаниями и способностями, квалификацией и опытом, с разделением и кооперацией научного труда; научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование; методы научно-исследовательской работы, понятийный и категориальный аппарат, систему научной информации, а также всю сумму научных знаний, выступающих в качестве либо предпосылки, либо средства, либо результата научного производства.

............

☼ область культуры, связанная со специализированной деятельностью по созданию системы знания о природе, об-ве и человеке. Совр. научное знание представлено совокупностью естеств., обществ. и гуманитарных дисциплин. Каждая из них объективирует опр. сегмент жизненного мира, говорит о нем присущими ей способами. Немалый вклад в выявление специфики научного знания, его социокультурной обусловленности внесли представители логич. позитивизма, постпозитивизма, неорационализма, Структурализма и иных направлений зап. философии науки 20 в. Отличит. чертами научного дискурса являются: претензия на интерсубъективную значимость — "объективность", системность, логич. доказательность, использование специализированного искусств. языка, теоретичность. Научное знание реализует функции описания, объяснения и предсказания относительно исследуемых явлений. Развитие научного знания связано с постановкой и разрешением проблем. Проблема — итог эволюции познават. представлений в данной области Н., своеобразное знание о незнании. Она "объективно" вызревает в поле научного знания, обретая своих выразителей в кругу ученых, способных сформулировать ее содержание. К. Поппер полагал, что проблемные ситуации в Н. относительно независимы от индивидов, к-рые делают их достоянием общественности. Вместе с тем, не следует недооценивать и роль субъекта — носителя понимания, предлагающего свою интерпретацию знания о незнании. "Объективный" — интерсубъективно значимый и субъективный компоненты проблемной ситуации нерасторжимы, что говорит о ее герменевтич. природе. Разрешение проблем стимулирует рост эмпирич. базиса Н., эволюцию теор. представлений. Эмпирич. уровень научного познания так или иначе ориентирован на создание фактуального базиса теор. построений. Для этого ученые прибегают к наблюдению, измерению, эксперименту, модельному воспроизведению и т.д. изучаемых явлений, процессов. Собирание и обобщение фактов — не самоцель для ученого, ибо под покровом феноменально данного раскрывается нечто общее, повторяющееся и потому заслуживающее возведения в ранг существенного, закономерного. Эмпирич. слой научного дискурса тяготеет к теор. завершению, и первый шаг на этом пути — выдвижение гипотезы, вероятностного предположения о возможной связи между явлениями в данной предметной области, о наличии в ней закономерного порядка. Гипотеза, получающая достаточно полное дедуктивное развертывание и претерпевающая проверку своих осн. следствий на базе эмпирич. материала обретает статус лидирующей теории. Теория претендует на достоверное описание, объяснение и предсказание в данной предметной области. Она — системно упорядоченная целостность, обладающая жесткой структурой, в к-рой можно выделить ряд важных компонентов: фундаментальные понятия, теор. схема, принципы, законы и система объяснений, возникающая на их основе. Н., подобно иным формам культуры, уходит своими корнями в пространство жизненного мира. Имея своим фоном целостность культуры, картина мира опирается на эмпирич. и теор. материал, питается бытующими филос. представлениями, идеалами знания. В свою очередь она способствует формированию идеалов и норм научного знания, филос. видения универсума.

Лит.: Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление // Вернадский В. И. Филос. мысли натуралиста. М., 1988; Полон П.Ф., Крымский С.Б., Парахонский Б.А. Рациональность в науке и культуре. Киев, 1989; Наука и ее место в культуре. Новосибирск, 1990; Вебер М. Наука как призвание и профессия // Вебер М. Избр. произведения. М., 1990; Пуанкаре А. О науке. М., 1990; Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990; Ясперс К. Духовная ситуация времени // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991; Библер B.C. От наукоучения — к логике культуры: Два филос. введ. в двадцать первый век. М., 1991; Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1992.

Б.Л. Губман.

Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Антропологический толковый словарь

наука

знание или как метод. Научные знания представляют собой совокупность фактической информации о материальном мире, накопленной и осмысленной посредством научного метода.

Фразеологический словарь русского языка

наука

Наука побеждать книжн. - искусство добиваться победы

Словарь антонимов русского языка

наука

невежество

Гаспаров. Записи и выписки

наука

♦ Что было искусством, отделяющим умных от глупых, становится наукой, соединяющей их. Хаусмен жизнь положил на то, чтобы это задержать.

♦ "Уже выявляется тенденция финансирования по РГНФ: в среднем 40 %, но в нечетные годы побольше, в четные поменьше". А в високосные? "Еще не набралось наблюдений".

♦ Хомский говорил, в пику Якобсону, что от поэтики до лингвистики — как от французского садоводства до ботаники. Якобсон отвечал: генеративисты принимают свое невежество за научные перспективы.

♦ "Мы умрем и станем наукой", сказал Андрей, чернобыльский подросток (КП, 27 апр. 1999).

♦ "Философия была наука, а теперь дисциплина", сказал моей дочери преподаватель марксизма.

♦ "Мыслю — следовательно, не существую" — подоснова Баратынского. И Нельдихена, у которого книжка называлась "Non cogito ergo sum". В первом издании учебника Попова и Шендяпина "Cogito ergo…" было на первой странице как идеальный пример презенса; во втором цензура досмотрелась, и напечатано было "Sic Carthesius, at nos: Sumus ergo cogitamus".

♦ Естественные науки существуют, чтобы человечество не погибло от голода, гуманитарные — чтобы не погибло от самоистребления. "Об одном прошу: выбирай профессию в базисе, а не в надстройке", сказал отец моему ровеснику-десятикласснику.

♦ (ее границы). Я представил, что такое вещь в себе: меня что-то бьет, то под дых, то по затылку, а я могу только отмечать и рассчитывать ожидание ударов, чтобы съеживаться или уклоняться; а кто бьет, я все равно никогда не узнаю. Я умная марионетка, я стараюсь, чтобы дерганья моих нитей не были неожиданны, и неважно, какой мировой порядок ими кукловодит. Но очень уж много нитей, и все тянут в разные стороны.

♦ "Смешивать любовь к науке с любовью к ее предмету" недопустимо: искусствовед "должен любить Рафаэля не более, чем врач красивую пациентку". "Ученый в жизни не должен быть тем же, что в науке: жизнь есть воля, а наука — подчинение (мысли — материалу)". В. Алексеев, "Наука о Востоке", 82, 338, 340.

♦ "Наука не может передать диалектику, а искусство может, потому что наука пользуется останавливающими словами, а искусство — промежутками, силовыми полями между слов" (Разговор с Г. Кнабе?).

♦ Науки по Магницкому, делились на положительные (богословские, юридические, естественные, математические) и мечтательные (все остальные).

Фундаментальная наука: во-первых, с одной стороны, это очень инерционная система. Даже совсем прекратить финансирование — она очень долго будет самоликвидироваться.

В. Булгак, вице-премьер по науке (ИТ. 22.07.97)

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

наука

 Наука

 ♦ Sciences

Строго говоря, разумнее употреблять это слово во мно жественном числе – науки. Науки как таковой не существует; есть науки, различающиеся между собой предметом и методами исследования. Однако раз есть множественное число, есть и единственное, и нельзя сказать, что такое науки, если мы не определим вначале, что же такое наука.

Начнем с того, чем наука не является. Что бы ни утверждал Декарт, наука не есть ни достоверное, ни доказанное знание (ведь есть научные гипотезы, а без гипотез невозможна никакая наука), ни даже доступное проверке знание (проверить, не сломалась ли у вас молния на брюках, гораздо легче, чем проверить непротиворечивость математики, ибо последнее вообще невозможно, но математика остается наукой, а ваша ширинка не имеет к ней никакого отношения). Наука не есть также совокупность мнений или взглядов, даже если она вполне логична и рациональна, ибо в этом случае наукой следовало бы назвать философию, чем она не является и являться не может.

Тем не менее всякая наука берет начало в рациональной мысли. Поэтому можно сказать, что рациональная мысль есть общий род, а науки суть его определенный вид. В чем их специфические различия?

И что такое конкретная наука? Это совокупность знаний, теорий и гипотез, относящихся к одному и тому же предмету или одной и той же области (например, природе, живым существам, Земле, обществу и т. д.). Наука не столько констатирует, сколько конструирует эти знания, сообразуясь с историческим контекстом (всякая истина вечна, ни одна наука не претендует на вечность), логически организуя или доказывая их (в той мере, в какой они поддаются доказательству), добиваясь для них если не всеобщего, то хотя бы группового признания со стороны компетентных умов (в этом отличие философии от всех прочих наук, ибо в философии возможно противостояние компетентных умов), наконец, признавая, что все науки кроме математики являются эмпирически фальсифицируемыми. Если к этому добавить, что обычно научный подход противостоит так называемому здравому смыслу (научное знание далеко не всегда самоочевидно), то можно рискнуть привести следующее упрощенное определение: наука есть организованная совокупность доступных проверке парадоксов и исправленных ошибок.

Неотъемлемой частью сущности науки является прогресс, но не потому, что наука, как это представляется многим, движется от уверенности к уверенности, а потому что она развивается путем «предположений и опровержений».

Карл Поппер, у которого я заимствовал последнее выражение, потратил, когда это было необходимо, немало времени, чтобы доказать, что ни марксизм, ни психоанализ не являются науками (их невозможно опровергнуть с помощью эмпирических фактов). Он очевидно прав. Но и сама эта невозможность опровержения не может быть опровергнута, вернее, она опровергает лишь псевдонаучность двух указанных учений. Было бы очередной ошибкой выводить из этого положения, что марксизм и психоанализ не представляют никакого интереса и не имеют никакого отношения к истине. Все, что научно, не может быть истинно; все, что истинно (или предположительно истинно), не может быть научно. В понятии научной ошибки нет противоречия, в понятии научной истины – плеоназма. Вот почему философия возможна, а учения необходимы.

Толковый словарь русского языка (Алабугина)

наука

, -и, ж.

1. Система знаний о закономерностях развития природы и общества, а также отдельная отрасль таких знаний.

* Точные науки. Прогресс науки. *

2. разг. Навыки, умения, жизненный опыт.

* Его пример другим наука... (Л. Пушкин). *

Мир Лема - словарь и путеводитель

наука

система получения информации о мире (естественные науки и математика), в том числе - о человеке и обществе (гуманитарные науки); граничит с техникой, использующей эту информацию для тех или иных действий; отличается от ненаучных систем получения информации (религии, мифологии), а также от систем, подражающих науке, но не получающих информацию (псевдонаука, лженаука - см. Л.Ашкинази Физика - настоящая и ненастоящая, журнал Химия и жизнь 2000, \# 2), определенными правилами получения и проверки информации и представлением о возможности уточнения и исправления понимания; согласно опыту человечества, следование этим правилам влечет применимость полученной информации в технике; возможны системы получения информации, не являющиеся ни наукой, ни религией, но для них этот вопрос не изучен; наука является важной частью известных нам обществ и государств, постоянной темой искусства и человеческих эмоций, родом занятий, объектом любви и ненависти, средством существования, созидания, убийства и самоубийства:

* "Ваши философские и религиозные взгляды - следствие вашей биологической конструкции; ведь люди смертны, а они хотят в каждом поколении узнать все, понять все, объединить все, и из этого противоречия возникает метафизика как мост, соединяющий возможное с невозможным. А наука? Это прежде всего капитуляция. Обычно подчеркивают ее успехи, но они приходят не сразу и все равно не покрывают громадных потерь. Ведь наука - это согласие на бренность и ничтожество индивидуума, который и возникает-то в результате статистической игры сперматозоидов, борющихся за первенство в оплодотворении яйца. Это согласие на бренность, на необратимость, на отсутствие возмездия и высшей справедливости и предельного познания, предельного понимания всего сущего, - и такое согласие могло бы быть даже героическим, когда б не то, что сами творцы науки так часто не отдают отчета в том, что они действительно творят!" - Дознание *

* Таким каналом, соединяющим цивилизацию с окружающим миром, является наука. Рост числа ученых ведет к увеличению пропускной способности этого канала. Однако этот процесс, как и любой рост показателей, не может длиться долгое время: когда кандидатов в ученые будет недостаточно, взрыв мегабитовой бомбы ударит в информационный барьер. - Тайна китайской комнаты. Информационный барьер? (ВЯ) *

* "Несомненно, что информационная восприимчивость мозга уже исчерпана: за пределами науки проявления этой "информационной астении" можно легче заметить, нежели в самой науке, особенно если ограничиться точными науками. Их окружает "нимб" в виде псевдо- и квазинаук, которые везде пользуются большой популярностью, поскольку речь идет, как правило, о "знаниях" ничего не стоящих и фальшивых (астрология, знахарство, сектантские чудеса типа "Christian Science" и все "психотроники", такие как телепатия, телекинезия, "тайные знания", сведения о "летающих тарелках" или "тайнах пирамид" etc.), но милых простыми, манящими обещаниями объяснения человеческой судьбы, смысла существования и т.д. и т.п." - Тайна китайской комнаты. "Информационный барьер?" (ВЯ) *

* "..."наука" может в каждой цивилизации развиваться иначе, чем у нас, может сильно отличаться по характеру от земной науки, тем самым может оказаться в такой мере непереводимой на какой-либо тип сигнально-передаточной артикуляции, что если на наши головы обрушится дождь сигналов, мы будем даже не в состоянии отличить его от хаотического шума Вселенной... Одним словом, наука познается и проверяется на опыте, то есть в действительности, а не только, как, например, философия с ее множеством направлений, на бумаге, на которую она опускается с лысеющих голов". - Тайна китайской комнаты. Ересь (ВЯ) *

* "Впрочем, о точных науках говорят, что они могут показать "что с чем и как", не позволяя найти ответ на вопрос о "сущности" чего-либо". - Тайна китайской комнаты. Информация об информации (ВЯ) *

* "Иначе говоря, если кто-либо заметит что-то раньше других, но не захочет заявить об этом во всеуслышанье, потому что посчитает замеченное in spe вредным, ему ничто не поможет, поскольку наука - автокаталитический процесс, и если не он, то кто-либо другой добьется того же". - Мегабитовая бомба. Код жизни (ВЯ) *

* "Основные проблемы возникают из-за того, что в так называемых точных науках все меняется в бешеном темпе". - Мгновение. Проблемы (ВЯ) *

* "В точных науках, точность которых в последнее время все сильнее подмывается множеством рискованных и спорных предположений, в действительности не известно, в каком секторе разнородных потоков порой неясного концептуального строительства следовало бы прежде всего сосредоточить внимание". - Мгновение. Tertio millennio adveniente (ВЯ) *

* "Я не буду рассказывать дальше о множестве мрачных перспектив мобилизованной генетики и закончу таким замечанием: все зло может осуществляться не потому, что наука является источником несчастий, а потому, что действует она в мире, раздираемом антагонизмами". - Прогноз развития биологии до 2040 года (ВЯ) *

* "Наука выходит, однако, за пределы продолжительности жизни индивидуума и даже целого поколения". - Повторение сказанного (ВЯ) *

Энциклопедический словарь

наука
  1. сфера человеческой деятельности, функция которой - выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания; включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат - сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира; обозначение отдельных отраслей научного знания. Непосредственные цели - описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов. Система наук условно делится на естественные, общественные, гуманитарные и технические науки. Зародившись в древнем мире в связи с потребностями общественной практики, начала складываться с 16-17 вв. и в ходе исторического развития превратилась в важнейший социальный институт, оказывающий значительное влияние на все сферы общества и культуру в целом. Объем научной деятельности с 17 в. удваивается примерно каждые 10-15 лет (рост открытий, научной информации, числа научных работников). В развитии науки чередуются экстенсивные и революционные периоды - научные революции, приводящие к изменению ее структуры, принципов познания, категорий и методов, а также форм ее организации; для науки характерно диалектическое сочетание процессов ее дифференциации и интеграции, развития фундаментальных и прикладных исследований. См. Научно-техническая революция.
  2. Всероссийское объединение издательских, полиграфических и книготорговых предприятий РАН, Москва. История академического книгоиздания в России началась в 1727. В составе объединения 6 издательских, 4 полиграфических предприятия и книготорговая фирма "Академкнига" в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге и др. Выпускает труды научных учреждений АН, св. 170 научных журналов.

Словарь Ожегова

наука

НАУКА, и, ж.

1. Система знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления, а также отдельная отрасль таких знаний. Общественные науки. Естественные науки. Гуманитарные науки.

2. То, что поучает, даёт опыт, урок (в 3 знач.) (разг.). Вперёд тебе н. Пусть этот случай будет ему наукой.

| прил. научный, ая, ое (к 1 знач.). Научные теории. Научное общество (добровольная организация лиц, ведущих исследовательскую работу). Научная фантастика (художественные жанры, в к-рых развиваются авторские представления о будущем науки, будущих научных открытиях).

Словарь Ефремовой

наука
  1. ж.
    1. Исторически сложившаяся и непрерывно развивающаяся система знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления и о способах их планомерного воздействия на окружающий мир.
    2. :
      1. Отдельная область, раздел каких-л. знаний.
      2. Направление в какой-л. области знаний, названное по имени его основателя.
    3. разг. Навыки, знания, полученные человеком.
    4. разг. То, что поучает, дает жизненный опыт; урок.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

наука

— в широком смысле совокупность всяких сведений, подвергнутых некоторой умственной проверке или отчету и приведенных в известный систематический порядок, начиная от теологии, метафизики, чистой математики и кончая геральдикой, нумизматикой, учением о копыте кавалерийских лошадей. В более тесном смысле из области Н. исключаются, с одной стороны, все чисто-фактические и технические сведения и указания, а с другой стороны — все чисто умозрительные построения, и она определяется как объективно-достоверное и систематическое знание о действительных явлениях со стороны их закономерности или неизменного порядка. Хотя на деле существуют только особые науки, но это не мешает говорить о Н. в единственном числе, разумея под этим общее свойство всех наук или самую научность, в неравной степени принадлежащую различным результатам познавательной деятельности человеческого ума. Существенные признаки Н., как таковой, или свойства научности сводятся к двум условиям: 1) наибольшей проверенности или доказательности со стороны содержания, и 2) наибольшей систематичности со стороны формы. Оба эти условия ставит Н. в неизбежную связь с философией, как такой областью, в которой 1) окончательно проверяются понятия и принципы, безотчетно предполагаемые различными науками, и 2) сводятся к всеобъемлющему единству все частные обобщения этих наук. В самом деле, математика, в высшей степени точно и доказательно определяющая всевозможные пространственные и числовые отношения, принимает самые понятия пространства и числа, как готовые, без отчета и проверки; подобным образом естественные науки без доказательств принимают бытие материи и физического мира и постоянство естественных законов. С другой стороны, если между областями всех частных наук существует связь, не входящая ни в одну из научных специальностей, то эта связь не может быть определена и простым их сложением. Следовательно, если Н. в целом не хочет терять своего научного характера, оставаясь без полной доказательности своего содержания и без полной систематичности своей формы, она должна ждать от философии окончательных принципов своей достоверности и своего единства. Исторически несомненно, что Н. и после того как выделилась и стала самостоятельно развиваться, всегда получала из той или другой философской системы обосновывающие и объединяющие начала. В XVII и XVIII вв. такое значение для Н. имели картезианство и философия Лейбница-Вольфа, а под конец — кантовский критицизм. В XIX в., после разочарования в натурфилософии Шеллинга и панлогизме Гегеля, большинство прогрессивных научных деятелей подпало влиянию материалистической метафизики, которой невольно подчинялись и приверженцы французского позитивизма. В последние десятилетия замечается поворот к более глубокому и многостороннему объединению философии и науки, результат которого еще не выяснился. О попытках более или менее внешней классификации наук, по некоторым общим логическим признакам (простота и сложность, абстрактность и конкретность) — см. Конт, Спенсер.

Вл. С.

Добавить свое значение
Предложите свой вариант значения к слову наука

Ассоциации к слову наука

Цитаты со словом наука

  • Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей — для меня вся жизнь заключается только в Вас.. Александр Куприн, "Гранатовый браслет"
  • Влюблённым отрадно свиданье, Как пьяным студентам гулянье. И так же горька им разлука, Как бедным студентам наука.. Уильям Шекспир, "Ромео и Джульетта"
  • Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная.. Александр Сергеевич Пушкин, "Арап Петра Великого"

Синонимы к слову наука

  • аксиология
  • аллегория
  • вывод
  • геоморфный
  • единица
  • зоря
  • идеал
  • мастерство
  • мисология
  • модель
  • мудрствование
  • нравоучение
  • нравственность
  • обучение
  • памятка

Однокоренные слова к слову наука

  • антинаучно
  • антинаучность
  • антинаучный
  • высоконаучный
  • выученик
  • выученица
  • выучивание
  • выучивать
  • выучить
  • выучка
  • доучить
  • заученный
  • заучивание
  • заучивать
  • заучить
Показать комментарии
Добавьте комментарий первым!