оракул

существительное

Значение слова оракул

Словарь Ушакова

оракул

оракул, оракула, муж. (лат. oraculum).

1. В античном мире - храм, куда обращались за предсказаниями жрецов от имени божества (ист.). Дельфийский оракул.

2. Само прорицающее божество (ист.). «Как вдруг - о чудо, о позор! - заговорил оракул вздор, стал отвечать нескладно и нелепо Крылов.

| перен. Прорицатель, предсказатель будущего (книж. устар.).

3. В старину - гадательная книга.

Политическая наука: Словарь-справочник

оракул

(лат. oraculum, от oro говорю, прошу)

у древних греков, римлян и народов Востока предсказание, передававшееся жрецами от имени божества вопрошавшим верующим, а также место, где оглашалось предсказание. В переносном смысле — человек, все суждения которого признаются непреложной истиной, откровением.

Культурология. Словарь-справочник

оракул

(лат. oraculum, oro – говорю, прошу) – у древних греков, римлян и народов Востока предсказание, якобы исходившее от божества и передававшееся жрецами вопрошавшим верующим, а также место, где оглашалось предсказание. Перен. – оракул – человек, все суждения которого признаются непреложной истиной, откровением.

Античный мир. Словарь-справочник

оракул

место (обычно в святилище), где получали божественные прорицания и ответы на заданные богам вопросы. Ответ получали в виде знамений, снов, при помощи жребия, в форме изречений и т.п. Наиболее известен был О. Аполлона в Дельфах, отвечавший на политические и культовые вопросы, назначавший кару за святотатство и пролитую кровь. К. Дельфийскому оракулу обращалась жрица-прорицательница (пифия). Она входила в транс и выкрикивала бессвязные слова, которые истолковывали как волю божества.

(Мифологический словарь / Г.В. Щеглов, В.Арчер - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006)

* * *

Некоторые из египетских богов исполняли функции оракулов, особенно в период Нового царства и Поздний период, когда могущество жрецов было максимальным. Особо показательным является пример оракула Амон-Ра в его фиванском храме, где статуя бога могла шевелиться, приводимая в движение невидимой рукой.

(Египетская мифология: Энциклопедия. 2004)

* * *

см. Мантика.

(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)

Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

оракул

, а, м.

1. Прорицатель; место, храм, где жрецы прорицали от имени божества.

* Оракулы веков! Здесь вопрошаю вас! В уединенье величавом слышнее ваш отрадный глас. // Пушкин. Стихотворения // *

2. Лицо, суждения которого признаются непререкаемой истиной (переносн., книжн.).

* Я вас узнал, о мой оракул! Не по узорной пестроте Сих неподписанных каракул, Но по веселой остроте. // Пушкин. Стихотворения //; Быть идолом, оракулом в доме, вмешиваться в распоряжения, в семейные сплетни и дрязги - неужели это достойно мужчины? // Тургенев. Рудин //; Сын понемногу отучал старика от пороков, от любопытства и от поминутного болтания и, наконец, довел до того, что тот слушал его во всем, как оракула, и рта не смел разинуть без его дозволения. // Достоевский. Бедные люди //* *

3. Способ гадания.

* ...У него же из билетиков леденцов сделан оракул: по леденечным билетикам красны девицы гадают о женихах, а он -выпорют его завтра или нет. // Помяловский. Очерки бурсы //*. *

Словарь по мифологии М. Ладыгина.

оракул

Ора́кул - в древнегреческой мифологии место и жрец, прорицающий людям волю богов.

Источники:

● М.Б. Ладыгин, О.М. Ладыгина Краткий мифологический словарь - М.: Издательство НОУ "Полярная звезда", 2003.

Античность от А до Я. Словарь-справочник

оракул

античное понятие, обозначавшее место, где получали ответ божества на заданный вопрос. Они давались в разных формах: при помощи жребия, знамений, снов, в форме изречений. Существование оракулов было обусловлено религией Аполлона - важнейшего бога-прорицателя. С распространением христианства оракулы были запрещены.

Энциклопедический словарь

оракул

(лат. oraculum, от oro - говорю, прошу), у древних греков, римлян и народов Востока предсказание, передававшееся жрецами от имени божества вопрошавшим верующим, а также место, где оглашалось предсказание. В переносном смысле - человек, все суждения которого признаются непреложной истиной, откровением.

Словарь Ожегова

оракул

ОРАКУЛ, а, м.

1. В античном мире и у народов Древнего Востока: жрец прорицатель воли божества, дававший в непререкаемой форме ответы на любые вопросы.

2. перен. О том, чьи суждения признаются непререкаемой истиной (ирон.).

| прил. оракульский, ая, ое.

Словарь Ефремовой

оракул
  1. м.
    1. :
      1. Прорицание, якобы исходящее от божества и объявляемое жрецом (у древних греков, римлян и народов древнего Востока).
      2. Место, храм, куда обращались за прорицанием.
    2. :
      1. Название гадательной книги.
      2. Предмет, по которому гадают.
  2. м.
    1. Прорицающее божество; жрец, дающий ответы, прорицания, якобы исходящие от божества.
    2. Человек, все суждения которого признаются окружающими непреложной истиной, откровением.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

оракул

(лат. oraculum) — в древности одно из средств, с помощью которых человек старался вступать в непосредственное общение с божеством. Изречения О. считались откровениями божества; они получались вопрошающими в определенном месте, через известных посредников, большей частью жрецов данного божества, являвшихся и истолкователями полученного откровения. Все О. могут быть подведены под три категории: предсказания получались или в виде сентенций, или в виде символов, или в виде сновидений. В знаменитейшем из всех О. — дельфийском — одуряющие пары, выходившие из расселины скалы, приводили пророчицу в состояние ясновидения; в Додоне о воле божества судили по движениям листьев на священном дубе, по звукам, исходившим от металлических сосудов, по журчанью священного источника, в Делосе следили за шелестом лавра, в О. Зевса Аммонского в Ливии — за известными явлениями на изображении божества, составленном из драгоценных каменьев; в Риме, по повелению сената и в присутствии магистрата, раскрывали сивиллины книги. Трудно судить, насколько сами жрецы убеждены были в истинности откровений; во всяком случае усматривать в О. один лишь сознательный обман со стороны жрецов было бы суждением односторонним и лишенным исторической перспективы. Даже туманная форма ответов, особенно характерная для дельфийского О., сама по себе не свидетельствует о сознательном обмане, хотя нельзя отрицать, что жрецы часто обеспечивали свою непогрешимость двусмысленностью ответов, подходящих для любого случая. Возникновением О. данное место было обязано или благодетельному источнику, с которым греческая мысль обыкновенно связывала близость божества, или явлениям природы (пары из горячего источника и т. п.), вызывавшим состояние экзальтации. Возникали О. и в местностях, где покоились останки какого-нибудь знаменитого ясновидца. В последнем случае вопрошающие обыкновенно лично подвергались одухотворяющему действию божества; так напр., в О. Амфиарая вопрошающий, после трехдневного воздержания от вина и однодневного поста, должен был заснуть во храме, чтобы ему в сновидении открылась воля божества. Назначение О. состояло не в том только, чтобы раскрывать будущее, но и в том, чтобы от имени божества руководить жизнью народа в тех исключительных случаях, когда человеческая мудрость оказывалась несостоятельной. К О. прибегали и государственные люди, когда их личный авторитет оказывался недостаточным для проведения той или другой меры. Для известных периодов греческой истории О. получают, поэтому, значение политических институтов. О., совета которых испрашивали во всех важных начинаниях, много содействовали поддержанию среди разрозненных греков сознания национального единства и осуществлению общегреческих предприятий. Они покровительствовали сельскохозяйственной культуре, колонизации новых земель и т. п. Древнейшим из всех О. считался О. в Мероэ, в Египте, а за ним непосредственно следовали О. в египетских Фивах и О. Зевса Аммонского. В Греции величайшим авторитетом пользовался О. в Додоне, позднее — О. в Дельфах. Кроме того, Зевс имел своих О. еще в Элиде, Пизе и на Крите, Аполлон — в Кларосе близ Колофона и на Делосе. О. Бранхидов в Милете посвящен был Аполлону и Артемиде. О. героев были О. Амфиарая в Оропосе, О. Трифония и Геракла — в Буре, в Ахайе. О. с вызыванием духов усопших существовали в Гераклее Понтийской и на Авернском озере. К О. должны быть причислены и изречения так наз. сивилл (см.), особенно эритрейских и (в Италии) кумейских. У римлян существовали О. Фавна и Фортуны в Пренесте, О. Паликов; но они охотно обращались и к греческим, и к египетским О. В Греции О. потеряли свое значение лишь после полного падения свободы и независимости греков, но и затем, лишенные всякого авторитета, они влачили свое существование до царствования Феодосия, когда окончательно были закрыты. Ср. F. A. Wolf, "Vermischte Schriften" (Галле, 1802); Wirkemann, "De variis oraculorum generibus" (Марб., 1835); Dö hler, "Die Orakel" (В., 1872); Karapanos, "Dodone et ses ruines" (П., 1878); Hendess, "Oracula graeca" (Галле, 1877); Bouch é-Leclercq, "Histoire de la divination dans l'antiquité " (П., 1879—91); Buresch, "Klaros" (Лпц., 1889); Diels, "Sibyllinisch e Blä tter" (Б., 1890).

Добавить свое значение
Предложите свой вариант значения к слову оракул

Цитаты со словом оракул

  • Твой собственный разум — единственный оракул, данный тебе небом, и ты ответственен не за правильность, а за честность решения.. Томас Джефферсон
Показать комментарии
Добавьте комментарий первым!