пища

существительное

Значение слова пища

Словарь Ушакова

пища

пища, пищи, мн. нет, жен. (книж.).

1. То, что едят и пьют с целью насыщения, что служит для питания. Здоровая пища. Сытная пища. Легкая пища (легко перевариваемая). Жмыхи идут в пищу скоту. «Грибки, оказалось, были сносною пищей.» Пришвин.

| Еда, в отличие от питья. Пища и питье.

| Вещества, питающие организм. Главная пища растений - вода.

2. перен. То, что является материалом для усвоения, изучения, запоминания и т.п. (устар. или шутл.). В этой книге мало пищи для ума. «Здесь пищи он искал уму.» Некрасов.

Давать пищу чему (книж.) - способствовать возникновению, распространению чего-нибудь. Давать пищу слухам, сплетням. На пище святого Антония (книж. шутл.) - голодая, недоедая.

Фразеологический словарь русского языка

пища

Давать пищу - способствовать возникновению, распространению чего-либо

На пище святого Антония шутл. - голодая, недоедая

Библейская энциклопедия арх. Никифора

пища

(Быт 1:29, Мк 7:19). Для пропитания человеку вначале были назначены Богом семена древесные и плоды (Быт 1:29). Употребление мяса животных разрешено после потопа (Быт 9:2-4). Вообще же пищу человека должно было составлять все, что Бог назначил ему для пропитания как из царства растительного, так и из животного (Быт 9:3, Рим 14:2-3). К этому издавна служила еще соль, как приправа (Иов 6:6). Главную пищу составлял зерновой хлеб: пшеница, ячмень, полба, пшено и проч., которые частью в виде муки употреблялись на приготовление хлеба и других печений, частью варились с разными приправами и маслом, частью употреблялись в колосьях и зернах, поджаренных на огне (Быт 25:29-34, Лев 23:14, 2 Цар 17:28-29, Нав 5:11, Лев 2:1,4,14 и др.). С хлебом, как повседневной пищей, употреблялось молоко не только коровье, но и овечье и козье (Вт 32:14, Прит 27:27), свежее, густое, или свернувшееся, пресное, или кислое. Без сомнения, Израильтяне умели приготовлять разного рода сыры и творог (Иов 10:10; 1 Цар 17:18, 2 Цар 17:29), сбивали также, вероятно, и масло (Прит 30:33). Очень любили также пчелиный мед (Исх 16:31, Прит 16:24, Сир 39:32), также виноградный, сваренный в сироп морс из сладкого винограда и лесной мед диких пчел (I Цар 14:25, Мф 3:4), которым Палестина и доселе богата, изюм, или сушеный виноград, сушеные фиги, или смоквы (1 Цар 25:18, 2 Цар 16:1), финики и разные свежие плоды. Овощами служили преимущественно стручковые плоды, чечевица и бобы, также лук, чеснок, огурцы и разного рода зелень и злаки, частью разводимые в садах (3 Цар 21:2) и частью на полях растущие (Прит 15:17). Между животною пищею первое место занимает мясо рогатого скота, коров, овец и коз. Особенно ценилось мясо тельцов, агнцев и молодых коз, вероятно, также голубей и горлиц; при том, к столу богатых шла еще дичь — олени и различные птицы (3 Цар 4:23, Неем 5:18). А рыбу, вкус к которой Израильтяне приобрели еще в Египте (Чис 11:5), доставляло в великом множестве озеро Геннисаретское (Ин 21:11, Мф 14:17, 15:34), так что в Галилее она, вероятно, соленая и изжаренная на огне, служила обыкновенною закускою при хлебе (Ин 6:9,11; 21:9 и др.), а впоследствии Финикияне приносили на рынок даже морскую рыбу (Неем 13:16). Наконец, бедные люди ели еще саранчу (Лев 11:22, Мф 3:4, Мк 1:6), частью соленую и высушенную, или изжаренную, частью сваренную в воде и приправленную маслом. Законом запрещено было употреблять нечистых животных, все мертвое, издохшее, удавленное (Исх 22:31, Лев 17:18, Вт 14:21), Не должно было есть крови никакого животного и ничего не есть с кровью (Лев 17:10-14, 7:26, Вт 12:16-23, Иез 23:25. 2 Цар 14:32, Деян 15:20-29, 21:25 и проч.). Что касается питья, то между разными видами его первое место занимала вода (Прит 25:21-25 и др.), а для лучшего утоления жажды в простых классах употреблялся особенный кислый напиток, вроде уксуса, смешанного с водою (Руфь 2:14). Вино, употребляемое состоятельными людьми, иногда разбавлялось водою и часто приправлялось пряными кореньями, отчего становилось острым и ароматическим. Употреблялось, наконец, крепкое вино — сикера (Лк 1:15). Что до уксуса, или вина с миррою, или до уксуса с желчью, которое давали на кресте Господу (Ин 19:29, Мк 15:23, Мф 27:3,4), то это было кислое, или окисшее вино, употребляемое воинами, но которое теперь смешано было с миррою, или каким другим одуряющим и притупляющим чувство вещество. Такой напиток давали пить осужденным, чтобы несколько уменьшить и облегчить тягость их страданий. Самым обыкновенным часом обеда был полдень. Молитва перед обедом в первый раз упоминается в 1 Цар 9:13. Во времена Иисуса Христа она была обычна прежде и после каждого обеда и состояла в благословении, т. е. в благодарении и прославлении Бога (Мф 15:36, 1 Кор 10:30, Тим. 4:4). После Вавилонского плена вошло в обычай, вместо сидения на коврах, возлежать за столом на ложах (Амос 6:4). Женщины на Востоке не были приглашаемы к столу мужчин, а обедали в особой комнате; только в Вавилоне знатные женщины присутствовали на пирах мужчин. При еде не употреблялись ни тарелки, ни ложки, ни ножи, ни вилки. Вместо тарелок им служил тонкий хлебец, на который жители Востока клали то, что мы кладем на тарелки. Хлеб они разламывали руками, а мясо подавалось уже нарезанное маленькими кусочками, которые они и подносили ко рту пальцами правой руки; даже соус и молоко они ели, обмакивая в них хлеб рукою. Так жнецы (Руфь 2:14) макали свой хлеб в кислый соус, или в уксус; так Господь Иисус Христос обмакнул Свой кусок в блюдо и подал его Иуде предателю (Ин 13:26). То же самое делается и теперь почти во всех Восточных странах, хотя в настоящее время имеются уже деревянные ложки даже при дворе Персидского шаха. Трезубая вилка, упоминаемая в 1 Цар 2:13 служила не для еды, но для вынимания мяса из горшка, или котла. Напитки подавались в чашках, или кубках, как это и теперь водится на Востоке. Пища и питие нередко в Свящ. Писании употребляются в иносказательном смысле, означая манну и изведенную воду из камня в пустыне (1 Кор 10:3-4), исполнение воли Божией (Ин 4:32-34), слово Божие (Мф 4:4, 1 Кор 3:2, Евр 5:12-14), наконец. Тело и Кровь Христовы (Ин 6:32-58).

Фразеологический словарь (Волкова)

пища

  Давать пищу чему (книжн.) - способствовать возникновению, распространению чего-н.

Давать пищу слухам, сплетням.

  На пище святого Антония (книжн. шути.) - голодая, недоедая.

Старик жил на пище святого Антония.

Библейский Словарь к русской канонической Библии

пища

п’ища — вначале человеку была дана только растительная (Быт.1:29), но после потопа также и животная (Быт.9:2 -4). В Писании часто упоминаются как простые естественные продукты (фрукты, орехи, мед), так и произведения земледелия (хлеб, вино, овощи) и животноводства (мясо, молоко, сыр — 1Цар.17:18 ; Рим.10:10). (см. вино, еда, елей)

Уральская Историческая Энциклопедия

пища

традиционная народов У. Характер и состав П. соотносится с определенными хоз.-культ. типами разл. народов. Так, осн. П. земледельцев У. (русских, башкир, удмуртов, чувашей, мордвы, татар, марийцев, коми-пермяков) составляли растительные продукты - рожь, пшеница, ячмень, горох, гречиха, просо, а также овощные культуры. Пищевой рацион дополнялся животными белками и жирами за счет продукции домашнего жив-ва и промыслов. В питании животноводов-пастухов (юж. и заур. башкир, коми-зырян, ненцев) преобладала мясная П., обычно в сочетании с продуктами рыболовства. Осн. П. полуоседлых рыболовов (ханты, манси, селькупов) являлась рыба; незначительную ч. рациона составляли мясо диких животных и продукты собирательства.

Выделяются три категории П. - сырая, термически обработанная (вареная, жареная и др.) и ферментированная (квашеная, соленая). В сыром виде употребляли большинство овощных культур и ягоды. Для коренных народов Зап. Сибири, Сев. и Приполярного У. характерно употребление сырой и свежемороженной рыбы, оленьего мяса. Термической обработке подвергались как животные, так и растительные продукты. Особое значение в традиционной кухне земледельческих народов имело хлебопечение в сочетании с предварительной дрожжевой ферментацией теста или без нее. Кроме ржаного и пшеничного хлеба, приготовляли шаньги, калачи, коврижки, пироги и т. д. Общераспространенными являлись супы и каши из разл. круп и муки. Из рыбы варили уху, ее жарили на костре или запекали в печи; на С. сушеную рыбу перерабатывали в муку. Мясо использовали для приготовления колбас, студней, жарнин, бульонов. Для длительного хранения овощные и мясные продукты подвергались ферментации. Земледельцы квасили и солили капусту, огурцы, лук и чеснок. Скотоводы солили и вялили мясо зверей (конину, баранину, оленину) и птиц (гусей, уток). Рыболовы С. Зап. Сибири квасили рыбу в земляных ямах, пересыпая ее ягодами. Из напитков в земледельческой среде наиб. употребимыми были хлебный квас, свежее и кислое молоко, пиво из ячменного или ржаного солода, мед. Чай шир. распространился в XIX в. До его появления жители таежной полосы заваривали листья можжевельника, в отвар иногда добавляли молодые мухоморы. Среди напитков скотоводов особенно известен слабоалкогольный башк. кумыс.

Прием П. у народов У. связан с разл. нац. и религиозными традициями. Определенный порядок в его проведении, меню совместных трапез отражали сложившиеся нормы внутрисемейных и социальных отношений. Напр., до 1917 в татарских семьях женщины ели отдельно от мужчин, как правило, после них; на свадьбах и праздниках угощения устраивались в разных домах. Половое разделение в трапезах соблюдалось и у сев. народов Зап. Сибири. Определенные виды П. сопровождали разл. жизненные события. В связи с этим П. разделялась на ритуальную, праздничную, жертвенную и др. Для мн. народов У. праздничными блюдами являлись рыбные пироги, пельмени, блины с разнообразной начинкой. В качестве обрядовой П. православного нас. бытовали крашеные яйца, пасха и куличи (на Пасху); кутья, блины и кисели (на поминки). Языческие приношения ненцев и ханты сопровождались причащением теплой кровью жертвенного животного. Немаловажную роль играли пищевые запреты, связанные с религиозными верованиями. Для христиан это посты, к-рые регулировали потребление мясной и молочной пищи. Для мусульман - запрет на употребление свинины. Помимо этого, в каждой культуре существовали бытовые символические представления о П. - полезности или вредности для детей, рожениц, беременных, стариков; совместимости разл. ее видов; целебных свойствах.

К 1970-м этнические особенности систем питания во многом утратили свою целостность. Снизили, а у ряда народов утратили совсем значение такие источники питания, как охота, рыболовство, пчеловодство, сбор дикорастущих трав, ягод и пр. Произошло перераспределение продуктов по степени важности: меньше стали использовать рожь, ячмень, полбу, просо, конину, конопляное и льняное масло, существенно возрос удельный вес пшеницы, продуктов пром. жив-ва и птицеводства. Значительную ч. пищевого рациона составляют ныне промышленные консерванты, а традиционные пищевые модели разл. культур нивелируются, приобретая все более унифицированный характер. Вместе с тем, в нац. системах питания ряда народов сохраняются только им присущие особенности, специфические блюда и способы их приготовления. Эти блюда довольно шир. используются в обществ. питании и таким обр. находят распространение среди др. народов У. Множество прежде только праздничных или ритуальных блюд народов У. перешло в разряд повседневных, практикующихся в гор. среде.

Лит.: Сепеев Г.А. Восточные марийцы: Историко-этнографическое исследование материальной культуры (сер. XIX - нач. XX в.). Йошкар-Ола, 1975; Мордва: Историко-этнографические очерки. Саранск, 1981; Народы Поволжья и Приуралья. М., 1985; Народы Сибири. М.; Л., 1956; Пименов В.В. Удмурты. Л., 1977; Трофимова В.Я. Как сложилась кухня удмуртов. Ижевск, 1991.

Лезова С.В., Трофимова Е.Я.

Тезаурус русской деловой лексики

пища

Syn: еда, корм, питание, провизия

Энциклопедический словарь

пища

совокупность неорганических и органических веществ, получаемых животными и человеком из окружающей среды и используемых ими для построения и возобновления тканей, поддержания жизнедеятельности и восполнения расходуемой энергии. В зависимости от характера потребляемой пищи животные могут быть растительноядными, плотоядными и всеядными. Однако у животных с чередующимися фазами жизненного цикла каждой стадии свойствен определенный вид пищи. Напр., личинки лягушек - головастики - растительноядны, взрослые особи обычно плотоядны. Строение и функции пищеварительной системы строго приспособлены к поглощаемой пище.

Словарь Ожегова

пища

ПИЩА, и, ж.

1. То, что едят, чем питаются. Вкусная п. Здоровая п. Щи да каша п. наша (погов.).

2. перен., для чего. То, что является материалом для какойн. деятельности, источником для чегон. (книжн.). П. для ума, размышлений. Дать пищу для разговоров, пересудов.

Пища богов (разг. шутл.) о чёмн. очень вкусном.

На пище святого Антония быть (сидеть) (шутл.) голодать, недоедать.

| прил. пищевой, ая, ое (к 1 знач.). Пищевые концентраты. П. рацион. Пищевые продукты.

Словарь Ефремовой

пища
  1. ж.
    1. :
      1. То, что служит питанием, что едят и пьют.
      2. То, что питает организм, обеспечивает его жизнедеятельность.
    2. перен. То, что обеспечивает духовную деятельность.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

пища

— см . Диета.

Добавить свое значение
Предложите свой вариант значения к слову пища

Ассоциации к слову пища

Цитаты со словом пища

  • Хорошо, когда жизнь радостна, плоть удовлетворена, пища вкусна и ее вдоволь, душа покойна, хорошо, когда любовь — счастливая.. Жоржи Амаду, "Капитаны песка"
  • Меланхолия — это пища для заурядного ума, черпающего в ней мнимую оригинальность, но она пагубна для сильных натур.. Александр Дюма, "Граф Монте-Кристо"
  • Всякая здоровая пища добывается без сети и западни.. Уильям Блейк, "Бракосочетание Рая и Ада"

Синонимы к слову пища

  • амброзия
  • амврозия
  • бенто
  • бибика
  • блюдо
  • брашно
  • бурда
  • величина
  • верещавший
  • верещащий
  • вкусный
  • вкушение
  • вой
  • воющий
  • воя
Показать комментарии
Добавьте комментарий первым!