праздник

существительное

Значение слова праздник

Словарь Ушакова

праздник

праздник [зн], праздника, муж.

1. В религиозном обиходе - день (или несколько дней дряд), посвященный памяти какого-нибудь религиозного (исторического или легендарного) события или т.н. святого (церк.). Праздник пасхи. Праздник кущей.

2. День торжества в память какого-нибудь выдающегося исторического, гражданского события, отмечаемый публичными собраниями, парадами, демонстрациями и т.п. Революционные праздники.

3. Официально установленный общий день отдыха по таким дням ***** повидаться с родными.

4. Веселье, бал, устраиваемый кем-нибудь. «Балы дает нельзя богаче от Рождества и до поста, а летом праздники на даче.» Грибоедов. «Не привидится во сне, какие праздники, не день, не два - по месяцу мы (богатые помещики) задавали тут.» Некрасов. «Я вспомнила праздники наши, огнями горящую залу, цветы.» Некрасов. Семейные праздники.

5. День массовых игр, развлечений и т.п. Спортивный праздник. Зимний праздник. Военный праздник. Детский праздник.

6. Счастливый, радостный день, ознаменованный каким-нибудь важным, принятым событием, удачей и т.п.; само такое радостное событие. «- ...Я хотел бы, товарищи, поздравить вас с тупающим всенародным праздником, с днем выборов в Верховный Совет Советского Союза. Предстоящие выборы это не просто выборы, *****»

7. перен. Испытываемое от чего-нибудь наслаждение, источник наслаждения (книж. поэт.). «Блажен, кто праздник жизни рано оставил.» Пушкин. «Праздник жизни - молодости годы - я убил под тяжестью труда.» Некрасов. «Для ротмистра такие беседы были положительно праздником сердца.» М.Горький.

быть у праздника - 1) принимать участие в празднике, в праздновании (разг. устар.). 2) перен. ироническая погов. о какой-нибудь неприятности, беде, неудаче. «Ну, вот у праздника; ну вот вам и потеха!» Грибоедов. Будет и на нашей (вашей, их) улице праздник - погов., обозначающая предвкушение торжества, надежду на лучшее будущее, на возможность восторжествовать над кем-чем-нибудь.

Культурология. Словарь-справочник

праздник

☼ противопоставленный будням (повседневности – см. Повседневность) отрезок времени, характеризующийся радостью и торжеством, выделенный в потоке времени в память или в честь кого или чего-либо, обладающий сущностной связью со сферой сакрального, отмечаемый в культурной или религ. традиции как институционализированное действо, к-рое обеспечивает его участникам макс. причастность к этой сфере. П. обычно противопостоит не просто будням, но нек-рым "неудачным" отрезкам времени. Цель П. — не только достижение опр. оптимального душевного состояния участвующих в нем людей, но и восстановление опр. среднего уровня этого состояния, сниженного разл. ситуациями, к-рые квалифицируются как отрицательные. Противопоставление П. повседневности довольно точно повторяет противопоставление сакрального профанному; характернейшей чертой всякого П. является именно его связь со сферой сакрального (см. Сакральное). Существование светских П. возможно только в период кризиса веры, и в качестве прообраза такие П. все же всегда имеют соотнесение с сакральной сферой. В любом случае в основе П. лежит некий прецедент, к-рый может подвергаться или не подвергаться сакрализации. Поэтому всякий П. так или иначе соотнесен со временем и, более того, участвует в конституировании самого феномена времени. П. играет важную роль и в конституировании совместного пространства, поскольку Пространство культуры, как и ее время, не дано, а создается усилиями особого рода.

Характерная черта П. — его незанятость, "пустота" в смысле отсутствия дел (в рус. и ряде др. языков это выражено особенно отчетливо; ср.: "не-деля", "П." как нечто "порожнее"). Вместе с тем, эти незанятость и пустота осмысляются как разрывы в течении времени, и в П. времени просто нет, поскольку оно и создается П. Точно так же в П. творится пространство. Такое единое для данной общности пространство-время, однажды созданное, подвержено закону культурной энтропии и требует возобновления создавших его усилий. Этим объясняется значение прецедента для формирования подлинного П. Поэтому П. не может быть создан искусственно. П. всегда повторяет преодоление нек-рой опасности, он всегда сопряжен с риском, с опасением, что повторно овладеть экстремальной ситуацией не удастся.

Без этого осн. переживания содержание П. выхолащивается, и он превращается в обряд, условность по поводу к-рой можно рефлектировать и иронизировать. С др. стороны, отмена того или иного П. всегда сопряжена с опр. условиями. В языч. культурах ни один П. не может быть произвольно отменен по той простой причине, что язычники подвержены страху перед многими богами, с каждым из к-рых связан хотя бы один П. И действительно, ни один языч. праздник не был отменен просто потому, что не мог быть отменен. Это стало возможным лишь тогда, когда на смену страху перед богами пришел страх Божий, а языч. времена и пространства превратились в pax Christi.

Для совр. сознания наиболее характерно отождествление П. с "досугом" или "свободным временем". Разумеется, эти понятия имеют между собой нечто общее, но между ними не меньше и различий. Хотя П. и не занят повседневными делами, он отнюдь не сводится к свободному времени в качестве времени, принадлежащего человеку. Свободным временем человек может распорядиться по своему усмотрению, со временем П. так поступить нельзя. Досуг представляет собой некую добавку к повседневности, он, вообще говоря, является излишеством и даже может быть устранен с не слишком значит. потерями для будней. В сущности, свободное время дает возможность расслабиться и заняться такими делами, делать к-рые нет необходимости, но к-рые доставляют опр. удовольствие. Будучи восприняты слишком серьезно, занятия досуга утрачивают свою прелесть и способность вызывать расслабление. Суть досуга и состоит в удалении от центра существования в качестве центра экзистенциального напряжения личности. Удаленность от этого центра делает досуг "эксцентричным", произвольной игрой, и именно игра является тем, что обще свободному времени и П.

П., хотя его сердцевину также образует игра, не "эксцентричен", он непосредственно соотнесен с центром существования. Досуг разъединяет, а П., напротив, соединяет, исцеляет, т.е. делает "целой" раздираемую конфликтами человеч. общность. Именно поэтому П. соотнесен со сферой сакрального, тогда как досуг может быть только светским. П. — это примирение противоположностей, и поэтому он создает Хронотоп свободы, в границах к-рого люди освобождаются от принадлежности к одной из односторонних обществ. тенденций. П. позволяет посмотреть на противоположности как на нечто внешнее, и хронотоп, раздробленный столкновением полов, возрастов, личных интересов, языков, рас, богатства и бедности и т.д. исцеляется, т.е. становится единым. В жерновах П. перемалывается все социокультурные различия и противоположности. Поэтому именно П. создает и поддерживает общность. Если даже его целью провозглашается досуг как "праздность", то это всегда совместная праздность.

Гл. задача любого П. — создание и поддержание нек-рого совместного ритма. Благодаря П. люди способны выйти из-под власти слепых стихий и бессознат. природных ритмов. Всякий ритм порождает противоположности, но, с другой стороны, примирение противоположностей возможно также только благодаря ритму, к-рый лишает их самостоятельности и превращает в моменты нек-рого целого. Ритм и П. в качестве узловых моментов времени образуют основу календаря. Если досуг — нек-рое необязат. добавление к будням, то П. — основа существования культуры вообще и, прежде всего, самой повседневности. Календарные ритмы бросают вызов природным ритмам, хотя и могут использовать их в качестве основы. Такое использование всегда означает переосмысление и наполнение новым содержанием. Скажем, в 365 днях календарного года, с которыми соотнесен церковный год, "спрессовано" все время от сотворения мира до его конца.

Поэтому речь должна идти не о П. вообще, а о системе П. Прежде всего, выделяют нек-рый гл. П., к-рому присуща наибольшая сакральная сила, а затем П., соотнесенные с различ. временными циклами, минимальными из к-рых являются сутки. При этом именно гл. П. рассматривается в качестве критического, и именно он понимается как овладение катастрофич. ситуацией. Поэтому гл. П. обычно предшествуют дни печали, траура, поста, дополнит. испытаний. Собственно П. моделирует новое творение, новый хронотоп. "Перемена знаков" во время П., превращения "верха" — в "низ", раба — в господина и т.д. символизируют собой усиление власти хаоса, предшествующее новому творению, и сопряжены с крайним нервным напряжением, находящим разрядку в собственно П. Такая карнавализация довершает дело хаоса и позволяет понять новое творение как чудо. Но чудо всегда сопряжено с отказом и запретом. Эти отказ и запрет не только предшествуют всякому П., но и являются условием его возможности. Описанный тип П. — прообраз всякого перехода к "новому году" в качестве исходной точки нового временного цикла. Это — "день всех дней" в том смысле, что каждый момент созданного т.о. циклич. времени получает свой смысл только благодаря соотнесению с "нулевым" моментом. Совершенно иной смысл приобретает празднование субботы в др.-евр. культуре, что привело к новому пониманию семидневной недели, дни к-рой, в конечном счете, освободились от связи с языч. богами. Но смысл субботы, как П. вообще — также в новом творении. В христианстве седьмым днем недели становится воскресенье, а сам семидневный цикл вписывается в финалистски понимаемое линейное время.

Т.о., в отличие от досуга, П. не является необязат. добавкой к повседневности, а необходимым условием самой возможности этой повседневности. Поэтому П. предшествует будням, а не наоборот. Если же учитывать органич. связь П. с игрой, то можно сказать, что П. — это такая игра, к-рая предшествует и определяет ее. Утрата этого смысла П. идет рука об руку с распадом или разрыхлением межчеловеч. связей и заменой П. произвольно установленными торжествами. Внутренне присущая тоталитарным режимам тенденция к установлению собственных П., гл. особенностью к-рых является вытеснение прежних, в первую очередь, христ. П., выявляет реальную конститутивную роль последних даже в секулярных об-вах. Формирование планетарного единства человечества ставит перед необходимостью новых подходов к созданию совместного хронотопа, к-рый не может обойтись без переосмысления соответствующих механизмов, созданных и отшлифованных в такой существенной институции культуры, как П.

Лит.: Календарные обычаи и обряды в странах зарубеж. Европы: XIX — начало XX века: Зимние праздники. М., 1973; То же: Конец XIX — начало XX века: Весенние праздники. М., 1978; То же: Летне-осенние праздники. М., 1978; Гуревич А.Я. Категории ср.-век. культуры. М., 1984; Тэрнер В. Символ и ритуал. М., 1986; Элиаде М. Космос и история. М., 1987. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура ср.-вековья и Ренессанса. М., 1990; Rosenstock-Huessy E. The Rhytm of Pease of Our "Today" // Rosenstock-Huessy E. The Christian Future, Or Modern Outrun. N.Y., 1966; Idem. Soziologie I: Die Ubermacht der Raume. Stutt. 1956; Caseneuve J. Les rites et la condition humaine. P., 1958.

А. И. Пигалев.

Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Фразеологический словарь русского языка

праздник

Будет и на нашей (моей, твоей и т. д.) улице праздник - выражение уверенности в том, что наступят лучшие времена для кого-либо, будет возможность восторжествовать над кем-либо, чем-либо

Словарь антонимов русского языка

праздник

будни

Фразеологический словарь (Волкова)

праздник

  Быть у праздника

1) принимать участие в празднике, в праздновании (разг. устар.).

2) перен. ироническая поговорка о какой-н. неприятности, беде, неудаче.

Ну, вот у праздника; ну вот вам и потеха! Грибоедов.

  Будет и на нашей (вашей, их) улице праздник - поговорка, обозначающая предвкушение торжества, надежду на лучшее будущее, на возможность восторжествовать над кем- чем- н.

  Труса праздновать [первонач. трусу праздновать, устраивать праздник в честь, в память кого- чего-н. (устар.)] - робеть, трусить, бояться.

Он неумел обращаться с оружием и притом праздновал трусу. Лесков.

Управляющий слишком труса празднует. Боборыкин. Не празднуй труса! Маяковский.

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

праздник

 Праздник

 ♦ Fête

Особый момент, часто заранее вписанный в календарь в память о другом, который принято отмечать; первоначально – повод к благоговению, затем – к радостному времяпрепровождению. В наше время последний повод все заметнее вытесняет первый. Вот почему наши праздники бывают немного грустными или как будто вынужденными, особенно без помощи алкоголя. «Праздник – разрешенное, даже требуемое излишество», – пишет Фрейд («Тотем и табу», IV, 5). Но что может быть тягостнее предписанного излишества? Что может быть более унылым, чем запрограммированная радость? К счастью, во время праздника мы об этом забываем! К тому же праздник дает нам возможность встретиться с друзьями, поскольку одной дружбы и случая для таких встреч мало.

Тезаурус русской деловой лексики

праздник

Syn: празднество (приподн.), торжество (приподн.), празднование (оф.)

Ant: будни

Словарь Ожегова

праздник

ПРАЗДНИК, а, м.

1. День торжества, установленный в честь или в память кого-чегон. Первомай п. весны.

2. День или ряд дней, отмечаемых церковью в память религиозного события или святого. В день храмового праздника. Престольный п. (в честь церковного события или святого, имя к-рого присвоено данной церкви). П. Рождества. Христианские, церковные праздники.

3. Выходной, нерабочий день. П. Нового года.

4. День радости и торжества по поводу чегон. Семейный п. На душе п. (перен.: радостно).

5. День игр, развлечений. Спортивный п. П. песни.

Двунадесятые праздники в православии: двенадцать основных церковных праздников: Рождество Христово, Крещение, Благовещение, Сретение, Вербное воскресение (Вход Господен в Иерусалим), Вознесение, Троица, Преображение, Успение, Рождество Богородицы, Воздвижение (креста Господня), Введение (Богородицы во храм).

На праздниках (разг.) в дни праздника. На праздниках погостил у родных.

Будет и на нашей улице праздник и для нас наступит радость, торжество.

Праздник, к-рый всегда с тобой о ком-чёмн. постоянно радующем.

Как у праздника сидеть (разг. неодобр.) сидеть, ничего не делая, в праздности.

| прил. праздничный, ая, ое. П. день.

Словарь Ефремовой

праздник
  1. м.
    1. День или дни торжества, установленные в честь или в память какого-л. события (исторического, гражданского или религиозного).
    2. Официально установленный общий день или несколько дней отдыха по случаю таких торжеств (противоп.: будни).
    3. перен. Веселье, торжество, устраиваемое кем-л. по какому-л. поводу.
    4. :
      1. перен. Счастливый, радостный день, ознаменованный каким-л. важным, приятным событием.
      2. Само такое событие.
    5. :
      1. перен. разг. Испытываемое от чего-л. наслаждение, приятное, радостное чувство.
      2. Источник такого наслаждения, такой радости.
Добавить свое значение
Предложите свой вариант значения к слову праздник

Ассоциации к слову праздник

Цитаты со словом праздник

  • День рождения — это грустный праздник, он показывает, что жизнь прохо­дит, а отмечание дня рождения — это попытка бороться с этой грустью.. Ирвин Ялом, "Лжец на кушетке"
  • Праздник потому и праздник, что приходит и уходит, вспыхивает, разливается огнями и угасает. Иначе он никакой не праздник, а более или менее приятная обыденность. Нескончаемый праздник печален, как на картинах Ватто.. Юрий Нагибин, "Берендеев лес"
  • Каждый восход солнца – праздник, ведь заката может и не быть.. Роберт Хайнлайн, "Чужак в стране чужой"

Синонимы к слову праздник

  • байрам
  • банкет
  • благовещение
  • богочеловек
  • братчина
  • венчание
  • вернисаж
  • веселье
  • весть
  • вечер
  • вечерами
  • вечеринка
  • вечером
  • виктория
  • воздвижение

Однокоренные слова к слову праздник

  • отпраздновать
  • празднество
  • празднично
  • праздничный
  • празднование
  • праздновать
  • праздность
  • праздношатающийся
  • праздный
  • Предпраздничный
Показать комментарии
Добавьте комментарий первым!