психология

существительное

Значение слова психология

Словарь Ушакова

психология

психология, психологии, мн. нет, жен. (греч. psyche - душа и logos - учение) (книж.).

1. Наука, изучающая психические процессы, возникающие в результате постоянного воздействия объективного мира, социальной среды на человека (и животных). Экспериментальная психология. Психология животных.

2. Совокупность психических процессов, обусловливающих тот или иной род деятельности. Психология творчества. Психолоогия актерской игры.

3. Психика, душевный уклад, совокупность психических склонностей и привычек. Человек с необычайно сложной психологией. Детская психология.

Педагогический терминологический словарь

психология

(от греч. psyche - душа и logos - учение, наука)

наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Взаимодействие живых существ с окружающим миром реализуется посредством качественно отличных от физиологических, но неотделимых от них психических процессов, актов, состояний. В течение столетий явления, изучаемые П., обозначались общим термином "душа" и считались предметом одного из разделов философии, названного в 16 в. "П.". Сведения об этих явлениях накапливались и во мн. других направлениях исследований, а также в различных сферах практики (в частности, медицинской и педагогической). Своеобразие этих явлений, их данность человеку в форме непосредственных, неотчуждаемых от него переживаний, их особая познаваемость, обусловленная способностью индивида к самонаблюдению и самоотчёту о них, их интимно-личностная ценность были истолкованы религиозно-идеалистическими учениями как показатель их порождаемости особой сущностью. В противовес этому развивалась материалистическая традиция, ориентированная на союз П. с естествознанием, укреплявшая научное знание о психике, исходя из её материального субстрата (органов чувств и высших нервных центров). Было показано, что психические процессы, будучи продуктом взаимодействия индивида с внешней средой, сами являются активным причинным фактором (детерминантой) поведения. Если идеалистические концепции неправомерно объясняли эту активность особой психической причинностью, познаваемой путём внутреннего наблюдения, то естественно-научное исследование генетически первичных форм психики (а также её патологических проявлений) утвердило приоритет объективных методов, которые в дальнейшем стали определяющими для П. Самонаблюдение сохраняет значение важного, но вспомогательного источника информации о человеческой психике, сущностной характеристикой которой является сознание. Сознание человека имеет свою системную и смысловую организацию, придающую различным проявлениям психики (познавательным, мотивационно-аффективным, операциональным, личностным) свойства, качественно отличающие их от психики животных. Возможность постижения процессов сознания независимо от рефлексии (самоотчёта) о них субъекта обусловлена тем, что они возникают и развиваются в объективной системе его отношений с другими людьми, окружающим миром. В этой же системе субъект приобретает способность судить о внутреннем плане своего поведения (см. "Я"). Не все компоненты этого плана переводимы на язык сознания, но и они, образуя сферу бессознательного, служат предметом П. Зависимость человеческого поведения от биологических и социальных факторов определяет своеобразие его исследования в П., которая развивается в "диалоге" между данными о природе и о культуре, интегрируемые в её собственные понятия, несводимые к другим и, в свою очередь, используемые другими науками. В ходе разработки проблем П. сформировался её категориальный аппарат, в котором выделяются категории образа, мотива, действия, личности и др. Исследовательская практика П. неотделима от социальной, от общественных потребностей, связанных с решением задач обучения, воспитания, отбора кадров, используемых в материальном и духовном производстве, стимулирования деятельности личности и коллектива. Включение П. в состав междисциплинарных исследований и участие в них продуктивно лишь тогда, когда она обогащает их присущими только ей понятиями, методами, объяснительными принципами. Вместе с тем в результате контактов с другими науками П. сама обогащается новыми идеями и подходами, развивающими её содержание и категориальный аппарат, обеспечивающий её целостность как самостоятельной науки. Автоматизация и кибернетизация резко повысили заинтересованность в оперативной диагностике и прогностике, эффективном использовании и культивировании функций человека, которые не могут быть переданы электронным устройствам, прежде всего творческих способностей, обеспечивающих дальнейший научно-технический прогресс. Изучение проблем "искусственного интеллекта", с одной стороны, творчества - с другой, становится в современную эпоху важным направлением П. Наряду с ними развиваются социальная психология и П. управления, решающие задачи, касающиеся роли "человеческого фактора" в развитии общества, в процессах управления, а также исследования, связанные с освоением космического пространства, демографическими, экологическими и другими актуальными проблемами современности. Включённость П. в многоплановый контекст взаимодействия различных социальных, естественных и технических наук (на уровне как фундаментальных, так и прикладных исследований) придаёт особую остроту методологическому анализу её понятийных средств, объяснительных принципов, концепций и методических процедур с целью выявления наиболее перспективных направлений её дальнейшего развития.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 229-230)

Ч486.61

Гаспаров. Записи и выписки

психология

♦ Военную психологию в России стали разрабатывать только после русско-японской войны, рассудив, что причины поражения в ней — конечно же только психологические.

♦ В. Сапогов обослал всех письмами: "будет конференция по Северянину, шлите тезисы" — все отказались, "никогда не занимались". Обослал вторично: "будет конференция, ваша тема такая-то, шлите тезисы" — все прислали. Легче признаться "я ничего не знаю о Северянине", чем усомниться, что "я лучше всех знаю тему "Северянин и (скажем) Пастернак"".

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

психология

 Психология

 ♦ Psychologie

Изучение психики, рассматриваемое в первую очередь как объективная и экспериментальная дисциплина (как иногда говорят, «от третьего лица», в отличие от интроспекции, осуществляемой «от первого лица», и психоанализа, соответственно, «от второго»). По своей сущности психология выступает как гуманитарная, бесспорно, многообразная наука (она включает множество школ, методов и учений, зачастую несовместимых друг с другом), но вряд ли более многообразная, чем история или социология. Остается выяснить, чему служит психология. Познанию или манипуляции? Освобождению или превращению индивида в инструмент? Все зависит от избранного направления. Отсюда и тот совет, который в своей снискавшей известность работе дает психологам Кенгилхем: «Если выйти из Сорбонны на улицу Сен-Жак, можно двинуться вверх или вниз. Если пойдешь вверх, придешь к Пантеону, где покоится прах многих великих людей. Если же направишься вниз, упрешься в префектуру полиции» («Что такое психология?» в кн.: «Исследование истории и философии науки», 1970, с. 381). Есть, конечно, и третий вариант – вообще не покидать Сорбонну. Этот выход самый удобный – и самый скучный.

Энциклопедия «Биология»

психология

, наука о психических процессах, определяющих деятельность человека и поведение животных. Зародилась в недрах философии. В античные времена основной темой психологической мысли была проблема души (Аристотель, «О душе»). Она волновала и философов Средневековья. В сер. 19 в. возникла психофизиология, изучающая физиологические механизмы, обеспечивающие реализацию психических процессов и явлений. В 1870—80-х гг. психология отделилась от философии и физиологии и обрела самостоятельность. Особая роль в становлении этой науки принадлежит австрийскому врачу-психиатру и психологу З. Фрейду (1856–1939) – автору учения о бессознательных психических процессах и основателю психоанализа. Становлению отечественной школы психологов (зародилась в 1-й пол. 20 в.) способствовали А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия и др. Основные направления современной психологии: социальная, возрастная, педагогическая, медицинская, психология труда, управления, зоопсихология, этология и др. Взаимодействует с нейрофизиологией, социологией, психиатрией и др. науками.

Энциклопедический словарь

психология

(от психо... и ...логия), наука о закономерностях, механизме и фактах психической жизни человека и животных. Основная тема психологической мысли античности и средних веков - проблема души (Аристотель, "О душе" и др.). В 17-18 вв. на основе механистической философии складывается детерминистский подход к психике. В сер. 19 в. на стыке с физиологией возникает экспериментальная психология (психофизика, психофизиология и др.). В 1870-80-х гг. складывается как самостоятельная дисциплина, отличная от философии и физиологии. В русле идей неокантианства возникла дуалистическая концепция "двух психологий" - естественно-научной и культурно-исторической (см. Понимающая психология). Главные течения психологии 20 в. - гештальтпсихология, бихевиоризм, психоанализ; в нач. 1960-х гг. сложились (преимущественно в США) гуманистическая психология, когнитивная психология. Отрасли психологии: психофизиология, зоопсихология и сравнительная психология, социальная психология, детская психология и педагогическая психология, возрастная психология, психология труда, психология творчества, медицинская психология, патопсихология, нейропсихология, инженерная психология, психолингвистика, этнопсихология и др.

Словарь Ожегова

психология

ПСИХОЛОГИЯ, и, ж.

1. Наука, изучающая процессы и закономерности психической деятельности.

2. Совокупность психических процессов, обусловливающих какойн. род деятельности. П. творчества.

3. Душевный склад, психика. Детская п.

| прил. психологический, ая, ое.

Словарь Ефремовой

психология
  1. ж.
    1. :
      1. Научная дисциплина, изучающая процессы и закономерности психической деятельности.
      2. Учебный предмет, содержащий теоретические основы данной научной дисциплины.
      3. разг. Учебник, излагающий содержание данного учебного предмета.
    2. Совокупность психических процессов в условиях определенных видов деятельности, определенного состояния.
    3. То же, что: психика (2).
Добавить свое значение
Предложите свой вариант значения к слову психология

Ассоциации к слову психология

Цитаты со словом психология

  • — Разве психология роботов так сильно отличается от человеческой? — Огромная разница. Прежде всего, роботы глубоко порядочны.. Айзек Азимов, "Улики"
  • Кто не созидает, должен разрушать. Это старо как мир. Психология малолетних преступников.. Рэй Брэдбери, "451 градус по Фаренгейту"
  • Человеческая психология такова, что если мы не будем выражать нашу радость, мы скоро перестанем её ощущать.. Линь Юйтан

Синонимы к слову психология

  • геронтопсихология
  • гештальтпсихология
  • космопсихология
  • менталитет
  • нейропсихология
  • патопсихология
  • психотерапия
  • этнопсихология
  • психиатрия
  • психофизика
  • образ мышления
  • душесловие

Однокоренные слова к слову психология

  • агробиолог
  • агробиологический
  • агробиология
  • агрометеоролог
  • агрометеорологический
  • агроэкологический
  • аллерголог
  • алогизм
  • алогический
  • алогичный
  • анестезиолог
  • анестезиологический
  • антропология
  • ареалогия
  • ассириолог
Показать комментарии
Добавьте комментарий первым!