рай
существительное

Значение слова рай

Словарь Ушакова

рай

рай, рая, о рае, в раю, мн. нет, муж.

1. В религиозных учениях - место, где души праведников после смерти ведут блаженное существование; первонач. в библии - прекрасный сад, в котором жили Адам и Ева до т.н. грехопадения (рел.). «И рад бы в рай, да грехи не пускают.» (посл.).

2. перен. Красивая местность; место, где можно жить счастливо и безмятежно. «В деревню, в теплый край, деревня летом - рай!» Грибоедов. «- Вот там-то прямо рай! И вспомнить, так душе отрада!» Крылов.

3. перен. Об очень хороших условиях жизни, о покойной, счастливой жизненной обстановке (разг.). «Кабы не было блох да становых, что бы это за рай, а не жизнь была!» Салтыков-Щедрин.

земной рай или рай земной (книж.) - перен. то же, что рай во 2 знач. «Я жил между Генуей и Ниццей, в так называемом земно раю, между пальм и апельсинных плантаций.» Дружинин. «Вокруг домика рай земной, зелень, живут веселые птицы.» Чехов. Отправить в рай кого (ирон.) - перен. то же, что отправить на тот свет, см. свет. «Я сам отправил четверых прямой дорогой в рай.» А.Прокофьев.

О словаре

«Толковый словарь русского языка», впервые изданный в 1930-х годах прошлого века под редакцией Д.Н. Ушакова, и по сей день является одним из самых известных и подробных толковых словарей русского языка. Его популярность можно сравнивать разве что с популярностью словаря Ожегова.

Словарь был подготовлен в рамках реализации государственного заказа на унификацию норм русского литературного языка, испытавшего серьезные изменения в начале прошлого столетия. Всего словарь содержит 4 тома, в которых представлено более 90 тысяч словарных статей. В работе над составлением словаря принимали участие крупные ученые того времени. Словарь рассчитан на читателей практически всех возрастов.

Культурология. Словарь-справочник

рай

(не вполне ясная этимология рус. слова связывается с авест. ray, «богатство, счастье», и др.-инд. rayis, «дар, владение»), парадиз (греч. гохр&басос; «сад, парк», от др.-иран.раот-iiaeza, «отовсюду огороженное место»; из греч.лат. paradisus и обозначения Р. во всех зап.-европ. языках), в христианских представлениях место вечного блаженства, обещанное праведникам в будущей жизни. С точки зрения строгой теологии и мистики о Р. известно только одно — что там человек всегда с Богом (раскаявшемуся разбойнику Христос обещает не просто Р., но говорит: «ныне же будешь со Мною в Р.», Лк. 23:43); он соединяется с Богом, созерцает Его лицом к Лицу (то, что на латыни схоластов называется visio beatifica, «видение, дарующее блаженство»). Возможности человеческой фантазии блаженство Р. заведомо превышает: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2:9, переосмысленная цитата Ис. 64:4). Новый Завет (в отличие от Корана, где Р. именутся Джанна) не дает чувственных и наглядных образов Р., но или чисто метафорическую образность притч о браке, о брачном пире и т. п. (Мф. 25:1-12; Лк. 14:16— 24 и др.), или формулы без всякой образности вообще (например, «войти в радость господина своего», Мф. 25:21), дающие понять, что самая природа человека и его бытие «в воскресении» радикально переменятся («в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божий на небесах», Мф. 22:30; «мы теперь дети Бога, но еще не открылось, что будем; знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть», 1 Ин. 3:2). Еще путь Данте по Р. в конечном счете ведет к узрению Троицы («Р.», XXXIII).

Что касается мифологизирующей, наглядно опредмечивающей разработки образов Р. в христианской литературной, иконографической и фольклорной традиции, то она идет по трем линиям: Р. как сад; Р. как город; Р. как небеса. Для каждой линии исходной точкой служат библейские или околобиблейские тексты: для первой — ветхозаветное описание Эдема (Быт. 2:8-3, 24); для второй — новозаветное описание Небесного Иерусалима (Апок. 21:2-22, 5); для третьей — апокрифические описания надстроенных один над другим и населенных Ангелами небесных ярусов (начиная с «Книг Еноха Праведного»). Каждая линия имеет свое отношение к человеческой истории: Эдем — невинное начало пути человечества; Небесный Иерусалим — эсхатологический конец этого пути; напротив, небеса противостоят пути человечества, как неизменное - переменчивому, истинное - превратному, ясное знание — заблуждению, а потому правдивое свидетельство -беспорядочному и беззаконному деянию (тот же Енох ведет на небесах летопись всем делам людей от начальных до конечных времен). Эквивалентность образов «сада» и «города» для архаического мышления выражена уже в языке (слав, град означало и «город» и «сад, огород», срв. градарь, «садовник», вертоград, нем. Garten, «сад»). Они эквивалентны как образы пространства «отовсюду огражденного» (срв. выше этимологию слова «парадиз») и постольку умиротворенного, укрытого, упорядоченного и украшенного, обжитого и дружественного человеку — в противоположность «тьме внешней» (Мф. 22:13), лежащему за стенами хаосу (срв. в скандинавской мифологии оппозицию миров Мидгард-Утгард).

Огражденность и замкнутость Эдема, у врат которого после грехопадения Адама и Евы поставлен на страже Херувим с огненным мечом (Быт. 3:24), ощутима тем сильнее, что для ближневосточных климатических условий сад — всегда более или менее оазис, орошаемый проточной водой (Быт. 2:10, срв. проточную воду как символ благодати, Пс. 1:3) и резко отличный от бесплодных земель вокруг, как бы миниатюрный мир со своим особым воздухом (в поэзии сирийского автора IV в. Ефрема Сирина подчеркивается качество ветров Р., сравнительно с которыми дуновения обычного воздуха — зачумленные и тлетворные). Поскольку Эдем — «земной Р.», имеющий географическую локализацию «на востоке» (Быт. 2:9), в ареале северной Месопотамии (хотя локализация эта через понятие «востока» связана с солнцем и постольку с небом, поскольку восток — эквивалент верха), заведомо материальный, дающий представление о том, какой должна была быть земля, не постигнутая проклятием за грех Адама и Евы, мысль о нем связана для христианства (особенно сирийского, византийского и русского) с идеей освящения вещественного, телесного начала. Тот же Ефрем, опираясь на ветхозаветное упоминание четырех рек, вытекающих из Эдема(Быт. 2:11), говоритоводах Р., таинственно подмешивающихся к водам земли и подслащивающих их горечь. В сказаниях о Деве Марии и о святых (от повара Евфросина, ранняя Византия, - до Серафима Саровского, Россия, XVIII-XIX вв.) возникает мотив занесенных из Р. целящих или утешающих плодов, иногда хлебов (эти яства, как и воды у Ефрема, символически соотнесены с Евхаристией, «хлебом Ангелов» - недаром в житии Евфросина плоды кладут на дискос — и стоят в одном ряду с Граалем). В качестве места, произра-щающего чудесные плоды, Р. можно сопоставить с садом Гесперид в греческой мифологии и с Аваллоном в кельтской мифологии. В «Послании архиепископа Новгородского Василия ко владыке Тверскому Федору» (XIV в.) рассказывается, что новгородские мореплаватели во главе с неким Моиславом были занесены ветром к высоким горам, за которыми лежал Р., на одной из гор виднелось нерукотворное изображение «Деисуса» (Христос, Дева Мария, Иоанн Креститель), из-за гор лился необычайный свет и слышались «веселия гласы», а к горам подходила небесная твердь, сходясь с землей. Секуляризация темы Р. как сада в западноевропейском искусстве, начиная с позднего северного средневековья, идет по линии чувствительной идиллии среди зелени, с натуралистическим изображением цветов, источника, грядок и т. п.; позднее сад все больше превращается в лес, на подаче которого оттачивается чувство ландшафта.

Линия Р. как города имеет за собой очень древние и широко распространенные представления о «круглых» и «квадратных» святых городах (срв. «квадратный Рим», основанный Ромулом), отражающих своим геометрически регулярным планом устроение вселенной («круг земель»); Р. как сад, сближаясь и в этом с Р. как городом, тоже мог давать в плане правильный круг (как на миниатюре братьев Лимбург в «Богатейшем часослове герцога Беррийского», нач. XV в.). Новозаветный Небесный Иерусалим квадратен; каждая сторона этого квадрата имеет по 12 000 стадий (ок. 2 220 км), то есть ее протяженность представляет собой результат умножения чисел 12 (число избранничества и «народа Божьего», см. ст. «Двенадцать апостолов») и 1000 (полноты, космического множества); стороны ориентированы строго на 4 страны света, выявляя мистическое тождество срединного города и круга земель, причем каждая из них имеет по 3 ворот, показывая на каждую страну света образ Троицы (Откр. 21:13-16). Материалы, из которых выстроен город, светоносны; они уподобляются то «чистому золоту» и «прозрачному стеклу» (срв. соединение золота и стекла в технике христианских искусств — византийской мозаики и западноевропейского витража), то 12 самоцветам из нагрудного украшения, которое должен был носить древнееврейский первосвященник, то жемчугу, символизировавшему духовный свет (Откр. 21:11; 18-21). Поскольку весь город осиян «славой Божией», сходной с ясписом, и освящен реальным присутствием Бога, он уже не нуждается в храме как особом святом месте (22). Истекающая от престола Бога «река воды жизни» и растущее «по ту и другую сторону реки» древо жизни (Откр. 22:1-2) еще раз обнаруживают в Небесном Иерусалиме черты сада Эдема. В ирландском «Видении Тнугдала» (сер. XII в.) образ Р. как города подвергается утроению: иерархия Серебряного города, Золотого города и Города драгоценных камней, соответствующая иерархии населяющих эти города святых. Если новоевропейская секуляризация темы Р. как сада вела к идеализированному образу природы, т. е. к идеологии натурализма, то секуляризация темы Р. как города вела к идеализированному образу общества и цивилизации, т. е. к идеологии утопии (урбанистические фантазии, начиная с позднего Возрождения; «Город Солнца» Т. Кампанеллы, «Христианополис» И. В. Андрэе, где связь с новозаветным прототипом особенно очевидна, и т. п.).

Напротив, Р. как небеса есть принципиальная противоположность всего «земного» и, следовательно, трансцендирование природы и цивилизации. Конкретные образы, в которых воплощалась эта тема, заданы той или иной космологией: в ранних или низовых текстах — ближневосточной (небеса, надстроенные над плоской землей), но обычно аристотелевско-птолемеевской (концентрические сферы вокруг земного шара, сфера Луны как граница между дольним миром тления и беспорядочного движения и горним миром нетления и размеренного шествия светил, огневое небо Эмпирея, объемлющее прочие сферы и руководящее их движением, как абсолютный верх космоса и предельное явление божественного присутствия). Во втором случае христианская фантазия имела языческий образец — «Сновидение Сципиона» из диалога Цицерона «О государстве», рисующее блаженный путь отрешенной от земли и тела души к звездам. Тема Р. как небес, в отличие от Эдема и Небесного Иерусалима, была почти неподвластна изобразительным искусствам, но зато была классически разработана в последней части «Божественной комедии» Данте, где 9 небесных сфер (Эмпирей и небо неподвижных звезд и 7 небес Сатурна, Юпитера, Марса, Солнца, Венеры, Меркурия и Луны) поставлены в связь с учением о девяти чинах ангельских, упомянута гармония сфер, о которой учили пифагорейцы, идея иерархии избранников примирена с их равенством в единении (души являются Данте на той или иной сфере в меру своей славы, но по существу пребывают на Эмпирее, с Богом), души объединены в лич-ностно-сверхличные сущности Орла и Розы, и целое дано как панорама оттенков света.

Сергей Аверинцев.

София-Логос. Словарь

О словаре

Словарь-справочник по культурологии представляет собой справочное издание, посвященное культурологии как науке, изучающей культуру. Словарные статьи содержат термины и определения, применяемые в изучении современной культурологии России и мира, отражающие суть концепций мировой и российской культуры. В справочнике представлены также статьи о развитии культуры и различных культурных феноменах, как исторических, так и современных.

Словарь рассчитан на широкий круг читателей, интересующихся современной историей и культурой, но будет полезен также студентам вузов и специалистам.

Библейская энциклопедия арх. Никифора

рай

(Быт 2:8, 15:3, Иоиль 2:3, Лк 23:42,43, 2 Кор 12:4) — это слово Персидского происхождения и означает сад. Так названо прекрасное жилище первого человека, описанное в кн. Бытия. Рай, в котором пребывали первые человеки, был для тела вещественный, как видимое блаженное жилище, а для души — духовный, как состояние благодатного общения с Богом и духовного созерцания тварей. Раем называется и то блаженное жилище небожителей и праведников, которое наследуют они после Страшного Суда Божия. См. Едем.

О словаре

Библейская энциклопедия» архимандрита Никифора представляет собой словарь-справочник, содержащий толковании более 7,5 тысяч слов из ветхозаветных и новозаветных канонических и неканонических книг Священного Писания. Составленный в 1891 году архимандртом Никофором, словарь освещает современные его автору вопросы из области библейской географии, архитектуры, военного дела, искусства, математики, физики и других областей знания.

Энциклопедия содержит иллюстрации.

Книга адресована широкому кругу читателей и будет полезна всем интересующимся православным христианством.

Словарь антонимов русского языка

рай

ад

преисподняя

О словаре

Словарь антонимов русского языка — справочный лингвистический словарь, посвященный антонимам. Под антонимами понимаются слова одной смысловой принадлежности, но с противоположными значениями. Также антонимами могут служить устойчивые обороты, выражения.

В словарь включены как имена существительные, так и наречия, глаголы, вводные обороты и предлоги, употребляемые в современной русской общелитературной речи. Для некоторых слов и выражений приведены примеры в виде словосочетаний и предложений с целью разъяснения их различий в контексте.

Словарь рассчитан на широкий круг читателей, интересующихся русским языком.

Православие. Словарь-справочник

рай

(евр. «закрытый сад»)

1. Эдем, место, отведенное Самим Богом для пребывания первых людей, Адама и Евы. Точных указаний о месте нахождения рая нет. Предполагают, что он находился около Месопотамии, Сирии и Армении.

2. Царствие Небесное, уготованное Богом людям, праведно проведшим жизнь, для вечного блаженства. По Священному Писанию, небесный рай представляет собой жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный (2 Кор. 5, 1).

О словаре

Словарь-справочник по православию — справочное издание, адресованное в первую очередь людям, незнакомым с православным христианским вероучением. В справочнике изложена история православной церкви в мире и России, даны основные сведения о православном христианском учении, определены понятия о богослужении. В словарных статьях в кратком изложении представлены биографии наиболее известных православных святых и русских патриархов.

Отдельное место в словаре занимают церковные праздники и история храмов, а также сведения о чудотворных иконах, находящихся в России и за рубежом.

Фразеологический словарь (Волкова)

рай

  Земной рай или рай земной (книжн.) - перен. место, где можно жить счастливо и безмятежно.

Я жил между енуей и Ниццей, в так называемом земном раю, между пальм и апельсинных плантаций. ружинин. Вокруг домика рай земной, зелень, живут веселые птицы. Чехов.

  Отправить в рай кого (ирон.) - перен. убить.

Я сам отправил четверых прямой дорогой в рай. А. Прокофьев.

О словаре

Фразеологический словарь русского языка Т. Волковой содержит более 6 тысяч фразеологических оборотов. Каждая словарная статья дополнена примером использования оборота в разговорной или литературной речи. Словарные статьи даны в порядке, облегчающем их поиск по значению (смыслу), или по наиболее характерному для конкретного речевого оборота слову. Таким образом, один фразеологизм может быть приведен в разных смысловых группах. В словаре также учтены особенности фразеологизмов как самостоятельных единиц речи: приведены стилистические и лексические пометки, дан контекст.

Словарь будет интересен школьникам, студентам и всем изучающим русский язык.

Гаспаров. Записи и выписки

рай

♦ Притча Сведенборга — Борхеса: был постник-священник, умер, попал в рай. Там сперва ликуют, наскучивает — поют славу, наскучивает — ведут богословские беседы (спасение — не только верой, но и разумом!), и этого тоже хватает на всю вечность. Но отшельник был неученый и заскучал, и тогда ангелы упросили Господа выгородить ему пустыньку, чтобы ему было хорошо. В ад и рай попадают по собственному желанию, но грешникам райский свет болезнен, и они просятся оттуда в ад почти по Эриугене.

О словаре

«Записи и выписки» — сборник дневников и литературно-критических эссе российского филолога М. Гаспарова, вышедший в 2001 году. В книге представлены воспоминания автора, а также заметки, рассуждения, цитаты на разные темы, переводы стихотворений зарубежных авторов, пересказы снов самого автора и знакомых ему людей. Переводы выполнены с сокращением оригинального текста.

Также в сборнике содержатся статьи на темы филологии, педагогики, истории. Сборник состоит из четырех разделов, каждый из которых раскрывает отдельный аспект жизни и творческого и трудового пути автора.

Книга награждена премией Андрея Белого в 1999 году.

Энциклопедия иудаизма

рай

см. Сад Эденский

О словаре

Энциклопедия иудаизма — популярный словарь, посвященный истории, традициям и обычаям иудаизма, законам Торы и откровениям и идеям пророков и мудрецов, перевод ивритского издания "Меир Натив" («Освещающий путь»).

В энциклопедии в доступной читателю форме приведена информация о еврейских праздниках, законах чистоты в семье, роли женщины и мужчины в иудейской религии.

Энциклопедия будет интересна тем, кто хочет узнать больше о религии и обычаях евреев, а также тем, кто уже ведет религиозный иудейский образ жизни. Дополнительно также даны списки сокращенных названий книг Библии и сокращенных названий книг талмудической литературы.

Библейский словарь к русской канонической Библии

рай

(сад) (Быт.2:8,10; Быт.3:8 ; Ис.51:3 ; Лук.23:43 ; 2Кор.12:4 ; Отк.2:7) — слово персидского происхождения, означающее сад, парк, прекрасное место, защищенное место. В оригинале то же слово употреблено и во многих других местах, которые переведены: «сад Едемский» (Быт.2:16 ; Быт.3:23,24; Иоил.2:3), «сад Господень» (Божий) (Быт.3:10 ; Ис.51:3 ; Иез.28:13 ; Иез.31:8), «сад» (Екк.2:5 ; Песн.4:13), «царский лес» (Неем.2:8). Судя по Быт.2:10 -14 рай состоял из нескольких земель: земли Хавила (Колхида? Персия? Индия? Египет?), орошаемой рекой Фисон; земли Куш (·возм., в южной Месопотамии) и Ассирии. В Быт.13:10 рай уподобляется земле Египетской, а во 2Кор.12:2,4 — небу. Иисус Христос сказал разбойнику, что он будет в тот же день с Ним в раю, но Господь еще 40 дней не восходил на небо, а являлся Своим ученикам на земле (Иоан.20:17 ; Деян.1:3). Следовательно, рай — это место или духовное состояние, не связанное с нашей земной жизнью, но открывающееся после нее (или вне ее) (главное — с Господом), и в таком случае уже безразлично, где оно находится (·возм., даже на земле, как в случае с этим разбойником). (см. Едем)

О словаре

Библейский Словарь к русской канонической Библии — справочный словарь, представляющий собой дополненное и расширенное издание библейского словаря, составленного В.П. Вихлянцевым. Словарь является одним из самых полных на сегодняшний день словарей, посвященных русской канонической Библии.

Словарь поделен на два раздела, соответствующих разделам Библии. Многие словарные статьи иллюстрированы, имеются диаграммы, таблицы.

Часть статей, имеющихся в словаре Вихлянцева, но не относящихся напрямую к Библии, из настоящего словаря исключена. Словарь будет полезен всем интересующимся Библией.

Цыганско-русский словарь

рай

барин (м. Р.).

О словаре

Цыганско-русский словарь — издание, предлагающее читателю основные слова и выражения цыганского языка, а также его основных диалектах, существующих на территории бывшего СССР. При работе над словарем авторами были использованы печатные и рукописные источники на цыганском языке, а также собственные заметки.

Словарные статьи расположены в алфавитном порядке. Помимо отдельных слов в словаре также приведены пословицы и поговорки цыган.

Словарь адресован всем интересующимся цыганской культурой и языком.

Православный энциклопедический словарь

рай

место, где Господь поселил Адама и Еву. В будущей жизни - место вечного блаженства людей, праведно проводивших свою земную жизнь.

О словаре

Православный энциклопедический словарь представляет собой справочник, посвященный православной вере и русской духовой жизни. В словарь включено толкование самых широко известных православных символов и обрядов, рассказано об истории и приведен список важнейших православных праздников, описания жизни самых известных святых, церковных деятелей и глав Русской православной церкви. Часть словарных статей посвящена современному состоянию православной церкви в России. Также в словаре рассказывается о главных православных святынях, приведены тексты важнейших молитв.

Ислам. Энциклопедический словарь

рай

взгляд, мнение, суждение. В исламском праве (фикх) религиозные предписания по тем проблемам, которые не содержатся в буквальном выражении в исламских первоисточниках и выданы на основе мнения муджтахида на основании общего контекста тех или иных аятов или хадисов. Частные мнения по правовым проблемам могут быть приемлемыми, только если они выносятся в русле общего духа Ислама и основаны на фундаментальном и всестороннем исследовании проблемы. В сборниках хадисов Тирмизи (Ахкам, III) и Ахмада ибн Ханбаля (Муснад, V, 230, 236, 242) говорится, что вынесение решений на основании ра'йа было одобрено пророком Мухаммадом, когда он отправил Муаза ибн Джабаля в Йемен. Пророк спросил у него, чем именно он будет руководствоваться в отношениях с народом. Муаз ответил, что будет руководствоваться Кораном. Тогда пророк задал ему о вопрос о том, чем он будет руководствоваться, если он чего-то не найдет в Коране. Муаз ответил, что использует примеры из жизни Мухаммада (Сунну). Пророк задал ему следующий вопрос о том, что он будет делать, если не найдет решения вопроса и в Сунне. На это Муаз ответил, что использует собственное мнение (ра'й), которое будет выведено путем всестороннего исследования проблемы (иджтихада). Пророк одобрил этот ответ. Вынесение каких-либо суждений в религии, которые противоречат общему духу Ислама и не основаны на фундаментальном и всестороннем исследовании проблемы неприемлемы и должны быть отвергнуты. В период жизни табиунов, слово ра'й использовалось мусульманами для обозначения ересей и нововведений (бид'а) в вероучении некоторых религиозных сект (например, хариджитов). Однако в области мусульманского права (фикх) это слово не несло отрицательного оттенка и употреблялось по отношению к различным предписаниям, выданным на основании примененного метода аналогии (См. Кыяс). Вынесение правовых предписаний на основании иджтихада и мнения муджтахида стало широко практиковаться в Ираке (См. [ref]Асхаб ар-Ра'й[/ref]). По этой причине эту школу, центр которой находился в городе Куфе, стали называть Иракской правовой школой. Методы иракцев несколько отличались от правовых методов представителей Хиджазской правовой школы с центром в Медине, которые неоднозначно относились к альтернативным методам иджтихада (См. Асхаб аль-Хадис). Основателем Иракской школы иджтихада считается известный сподвижник пророка Мухаммада Абдулла ибн Масуд, которого отправил в Куфу халиф Омар. Халиф Али ибн Абу Талиб сделал Куфу своей столицей, и этот город превратился в крупный культурный центр Халифата. Несмотря на то, что некоторые известные ученые, после прихода к власти династии Омейядов, покинули Ирак и отправились в Медину, тем не менее, иракская правовая школа продолжала бурно развиваться. В лоне этой школы трудились многие великие правоведы исламского мира (Подробнее см. [ref]Асхаб ар-Ра'й[/ref]). Среди них особое место занимает Абу Ханифа и его учитель Хаммад ибн Абу Сулейман. Они использовали ра'й в связи с тем, что не доверяли подлинности многих хадисов, которые передавались единичными передатчиками (См. Хабар аль-Ахад) и предъявляли к ним повышенные требования. Это объяснялось тем, что представители иракской школы хорошо знали о многочисленных фабрикациях хадисов. По этой причине Абу Ханифа предпочитал многим хадисам альтернативные методы иджтихада, основанные на различных исследованиях (См. Кыяс, Истихсан, Ханафитский мазхаб). Хадисы в единичной передаче (ахад) же он принимал только в том случае, если сподвижники, передавшие хадисы сами поступали так, как говорится в переданном ими сообщении. В противном случае, необходимо было поступать на основании того, что они делали на практике и на основании выданных ими фетв. Например, Абу Ханифа не предписывал действовать по хадису от Абу Хурайры, в котором тот говорил о том, что посуду, которой коснулась собака, необходимо семь раз протереть песком. Абу Ханифа обосновывал это тем, что сам Абу Хурайра не поступал таким образом и протирал посуду лишь три раза и именно так выдавал фетвы. Поэтому ханафиты считают эти поступки Абу Хурайры доказательством того, что семикратное протирание песком является отмененным (насх). Следовательно, это сообщение, по мнению Абу Ханифы, вызывало сомнения, несмотря на то, что этот хадис был признан достоверным и содержится в сборниках хадисов Бухари (Вуду, 33) и Муслима (Тахара, 89, 91, 92, 99). Хиджазская же школа первоначально придавала различным хадисам большее значение и обосновывала те или иные правовые предписания только на их основе. Но позднее позиции иракской и хиджазской школ сблизились и они равной мере придавали значение как альтернативным методам иджтихада, так и хадисам.

О словаре

Энциклопедический словарь «Ислам» — справочный словарь, в котором представлены история и идеология ислама, обобщены результаты исследований современных российских востоковедов в контексте мирового исламоведения.

Словарные статьи отражают сведения об общих понятиях, употребляемых в исламе, о богословско-правовых школах ислама, толках, суфийских общинах. Рассказывается также о самых заметных персоналиях исламского мира.

В словаре представлено почти 600 словарных статей. Материалы словаря будут полезны как специалистам, так и тем, кто интересуется исламом как культурным и историческим явлением.

Православная энциклопедия

рай

сад, прекрасное жилище первых людей, описанное в книге «Бытие». Рай, в котором пребывали первые люди, для тела был блаженным жилищем, а для души – блаженством духовным, так как они имели возможность тесно общаться с Богом. Кроме того, раем называют то блаженное жилище праведников, которое они наследуют после Страшного суда.

О словаре

Православная энциклопедия — специализированный справочник, подготовленный церковно-научным центром «Православная энциклопедия». Энциклопедия издается с 2000 года и по настоящее время.

В издании рассказывается об истории христианской церкви и православии как религиозном учении, даются основные сведения о других христианских церквях, религиях, не входящих в христианство. Также в словарь вошли статьи о науке, философии, искусстве и политике в контексте явлений, связанных с православным христианством.

Энциклопедия будет полезна как уже имеющим знания о православии, так и тем, кто только знакомится с этим течением.

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

рай

 Рай

 ♦ Paradis

Несуществующее место блаженства. Рай не относится к реальной действительности, он может быть либо мифом, либо нелепостью.

О словаре

Популярный философский словарь Андре Конт-Спонвиля — научно-справочный словарь, подготовленный современным французским философом. В словаре в увлекательной форме представлены размышления о человеке, обществе и месте и роли человека в обществе.

В словаре представлено более 1200 статей, что делает его одним из самых объемных на сегодняшний день философских словарей. В том числе это достигается за счет включения в него толкования околофилософских понятий — «мягкость», «терпимость» и других.

Словарь адресован широкому кругу читателей и будет полезен всем, интересующимся современной философией.

Толковый словарь русского языка (Алабугина)

рай

, -я, м.

1. В религиозных представлениях: место, где души умерших, безгрешных людей, пребывают в вечном блаженстве.

* Потерянный рай. *

2. перен. Об очень красивом месте, очень хороших условиях жизни.

* Рай земной. *

|| прил. райский, -ая, -ое.

* Райский уголок. *

О словаре

Толковый словарь русского языка под редакцией Ю.В. Алабугиной — лингвистическое справочное издание, в котором представлено толкование более 2000 слов и словосочетаний, применяемых в современной документальной и художественной литературе, а также в журналистике.

В дополнение к толковому также представлен этимологический словарь, содержащий около 1000 слов. В дополнении приведены гипотезы о происхождении слов русского языка, прослежен путь формирования слова в его современном виде. Имеются приложения: «Прописная или строчная» и «Слова, которые нужно запомнить». Словарь рассчитан на читателей, которым интересен русский язык и его история.

Топонимический словарь Республики Коми

рай

д. в Сысольском р-не. В 1720 г.— деревня Раевская Гора, в 1859 г.— Раевская (Рай) при ручье Рай-Шоре. Ойконим, вероятно, прибалтийско-финского происхождения, ср. фин., кар., вепс., эст. raja «граница, рубеж». Выпадение конечного -а произошло на коми почве, ср. кар. kaja, kajо и коми Кай (см). Косвенно о существовании здесь какой-то этнической границы говорит расположенное рядом с. Межадор (см).

Не исключено, что в названии отражено др.-рус. край — самая удаленная от центра часть, край селенья, земли. Для коми языка в начале слова не характерно стечение двух согласных и поэтому произошло упрощение, согласный к выпал.

На территории Коми АССР отмечено несколько небольших деревень под названием Рай: части больших сс. Лойма, Ношуль, Спаспоруб. Рай обычно отделяет такие деревни, названия которых имеют разное (коми, русское или субстратное) происхождение.

О словаре

Топонимический словарь Республики Коми — справочный словарь, содержащий в себе информацию о названиях географических объектов Республики Коми: морей, озер, рек, гор, населенных пунктов и других, имеющих культурную и историческую ценность. В словаре объясняется происхождение географических названий и приводится краткое внешнее описание объекта.

Словарь ориентирован на широкий круг читателей, интересующихся географией Республики Коми, и будет полезен туристам и экскурсоводам, а также специалистам-краеведам.

Вестминстерский словарь теологических терминов

рай

 ♦ (ENG paradise)

 (евр. pardes, греч. paradeisos - парк, сад)

название Эдемского сада и, в иудаизме при Иисусе, место, где умершие праведники ожидали воскресения. В христианской теологии это синоним небес (Лк. 23:43; 2 Кор. 12:4; ср. Откр. 2:7).

О словаре

Вестминстерский словарь теологических терминов, впервые переведенный на русский язык в 2004 году, содержит более 5,5 тысяч словарных статей, посвященных таким дисциплинам, как история церкви, христианская этика, философия, социальные учения, христианское церковное богослужение, феминистская теология, либеральная теология и другие. В словаре представлены важнейшие направления учения о боге, рассказано о практике богослужения и толковании библейских текстов, дано представление о новейших конфессиях, не относящихся к христианскому учению (сайентология).

Словарь будет интересен всем увлекающимся изучением христианской религии и верующим.

Энциклопедический словарь

рай

согласно вероучениям большинства религий, место вечного блаженства для душ праведников.

О словаре

Энциклопедический словарь — справочный словарь, статьи которого содержат более полное, в сравнении с обычным словарем, описание данного термина или определения.

Энциклопедический словарь может быть общим или специализированным, освещающим определенную дисциплину или область знаний, например, медицину, искусство, астрономию, историю. Сведения в словаре могут быть сосредоточены вокруг конкретной этнической, культурной или академической перспективы, например, Военно-исторический энциклопедический словарь России, Словарь наук и так далее.

Энциклопедические словари, как правило, содержат в себе иллюстрации, карты и другой наглядный материал.

Словарь Ожегова

рай

РАЙ, я, о рае, в раю, м.

1. В религиозных представлениях: место, где души умерших праведников пребывают в вечном блаженстве. Как в раю (очень хорошо). И рад бы в р., да грехи не пускают (посл.). На чужом горбу в р. въехать хочет ктон. (хочет воспользоваться чужими заслугами, плодами чужого труда; разг. неодобр.).

2. перен. Лёгкие и радующие условия, обстановка. Летом в лесу р. Земной р. (красивое, приятное место). С милым р. и в шалаше (посл.).

Иди к богу в рай! (прост.) уйди, отстань.

| прил. райский, ая, ое (к 1 знач.).

О словаре

Словарь С. И. Ожегова — лингвистический толковый словарь русского языка, который является самым первым из появившихся в России (тогда — в Советском Союзе) после Октябрьской революции.

Составление словаря началось в тридцатых годах прошлого века и было доведено до финала в 1949 году, однако впоследствии словарь несколько раз дополнялся и перерабатывался самим его создателем.

В словаре представлено около 80 тысяч слов и фразеологизмов, большое количество общелитературной и просторечной лексике, дана информация по правильному написанию и произношению слова, приведены примеры употребления.

Словарь Ефремовой

рай
  1. м.
    1. Прекрасный сад, в котором - по библейскому преданию - до своего грехопадения жили Адам и Ева.
    2. Место, где - по религиозным представлениям - души умерших праведников пребывают в вечном блаженстве.
    3. перен. Красивая местность, где можно счастливо и безмятежно жить.
    4. :
      1. перен. разг. Прекрасные условия жизни, спокойная, счастливая жизненная обстановка.
      2. Радость, блаженство.
О словаре

Толково-образовательный словарь русского языка Т.Ф. Ефремовой представляет собой один из наиболее полных на настоящее время словарей русского языка. В словаре содержится более 136 тысяч словарных статей, в которых в свою очередь вниманию читателя представлено более 250 тысяч семантических единиц, в том числе служебные части речи.

Впервые словарь был издан в 2000 году и с тех пор регулярно переиздается. Одна из особенностей словаря — формирование заглавных показателей есть через связь по значению слов. Уделено внимание и омонимам. Словарь ориентирован на широкий круг читателей.

Добавить свое значение
Предложите свой вариант значения к слову рай

Значения слов синонимов к слову рай

Цитаты со словом рай

  • Пять дней — это очень много, если на этот срок тебя лишают доступа в рай.. Робертсон Дэвис, "Мир чудес"
  • Ад и рай внешне не отличаются. Ад — когда бродишь по раю, а чувствуешь себя несчастным.. Морис Дрюон, "Сладострастие бытия"
  • – Я вообще думаю, что ваш рай – чертовски странное место, Тай-Пэн. Все летают туда-сюда, как птицы, и у всех бороды. А в раю занимаются любовью? – Не знаю. – Если мы не сможем там заниматься любовью, я в этот твой рай не собираюсь. Нет, нет и нет, абсолютно.. Джеймс Клавелл, "Тай-Пэн"

Синонимы к слову рай

  • благодать
  • блаженство
  • лафа
  • парадиз
  • раиса
  • счастье
  • удача
  • удовольствие
  • ханаан
  • эдем
  • элизий
  • элизиум
  • молочные реки
  • кисельные берега
  • елисейские поля
  • обитель блаженных

Однокоренные слова к слову рай

  • рай-дерево
  • райвоенкомат
  • райжилотдел
  • райисполком
  • райком
  • райпотребсоюз
  • райпромкомбинат
  • райский
  • райсовет
  • райсельхозуправление
  • райцентровский
  • райпотребсоюзовский
  • райски
Показать комментарии
Добавьте комментарий первым!