саул
существительное

Значение слова саул

Библейская энциклопедия арх. Никифора

саул

(выпрошенный, вымоленный) — имя четырех лиц, упоминаемых в Свящ. книгах Ветхого Завета. Быт 36:37-38 — князь Идумейский из Реховофа, что при реке, вероятно, Евфрате. Быт 46:10 — из сынов Симеона, сына патр. Иакова, сына Хананеянки. От упомянутого здесь Саула происходило поколение Саулово. 1 Пар 6:24 — Саул, из предков пророка Самуила. Саул первый царь Израильский (1 Цар 9:2), сын Киса из колена Вениаминова, Отец Саула был человек знатный среди Израильтян и сын его Саул отличался своею красотою и ростом. Не было красивее его среди Израиля, — от плеч своих он был выше всего народа. Около этого времени Израильтяне, дотоле управляемые самим Богом, пожелали, по примеру окружающих их языческих народов, иметь царя, и Бог указал пророку Саула. Случилось однажды, что у его отца пропало несколько ослиц, и вот Саул взял одного из своих слуг и отправился разыскивать их. Во время пути на третий день они пришли к месту, где жил прозорливец Самуил и слуга предложил Саулу обратиться к пророку узнать о них. Саул так и сделал, и отправился по указанию слуги к пророку. Самуил, получивши свыше откровение о приближении Саула и наставление как ему действовать, пригласил его в свой дом на пиршество, предложил ему первое место на оном и особенное угощение, а на другой день, провожая его, оставшись с ним наедине, излил на его голову сосуд с елеем, поцеловал его и сказал: «вот Господь помазывает тебя в правители наследия Своего. Ты будешь царствовать над народом Господним и спасешь их от руки врагов». Для убеждения Саула в том, что это было дело Божие, Самуил предсказал ему все, что он встретит на своем пути домой; а это были такие события, каких Самуил не мог знать лично, но разве только по откровению Божию (1 Цар 10:2-6). Через несколько дней после того Самуил отправился в Массифу и собрал туда весь народ для избрания царя. Брошен был жребий сначала по коленам, затем по племенам и, наконец, по именам. Жребий пал на Саула, сына Кисова, и народ, увидев его величественный рост, сразу воскликнул: «да живет царь!» В самом начале своего царствования Саул приобрел полное расположение и преданность всего Израиля своею блестящею победою над Наасом и Аммонитским войском при осаде Иависа Галаадского. Немедленно после сего народ собрался в Галгалах и праздновал его восшествие на престол мирными жертвами с весельем и торжеством. После целого ряда воинских подвигов, Саул получил повеление Божие наказать Амаликитян за оскорбления, причиненные ими Израилю во время путешествия его из Египта, но Саул не исполнил воли Божией: он пощадил царя Амаликского и пригнал от Амаликитян множество скота, лучших волов и овец, под предлогом принесения их в жертву Богу. Прор. Самуил сказал при этом царю, что послушание Богу лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов, и объявил ему волю Божию, что он не будет более царем. С этого времени Саул упал духом и сделался рабом ревности, лукавства и злобы; злой дух овладел им; царские почести более не утешали его. Образ действий Саула во все это время относительно Давида показывает, что он теперь потерял всякое великодушие и благородство. Незадолго до его смерти снова возгорелась война с Филистимлянами. Саул с робостью приготовлялся к этой войне и видел себя совершенно оставленным Богом, не получая от Него никакого откровения ни в сновидениях, ни устами первосвященников, ни через пророков. Тогда он обратился к суеверию и просил слуг своих поискать ему волшебницу. Те указали ему волшебницу в Аэндоре. Переменив свои одежды, он отправился к ней ночью и просил ее вывести ему Самуила (Самуила тогда уже не было в живых). В чем состояло волхвование женщины, не известно; только она увидела Самуила, громко вскрикнула и, обратившись к Саулу, сказала: зачем ты обманул меня? ты — Саул. — И сказал ей царь: не бойся; скажи, что ты видишь? — Женщина отвечала: вижу как бы Бога, выходящего из земли. — Какой он видом? — спросил Саул. — Женщина отвечала: выходит из земли муж престарелый, одетый в длинное одеяние. Саул понял, что это был Самуил, пал лицом на землю и поклонился ему. Явившийся спросил Саула: зачем ты потревожил меня и заставил выйти? — Саул отвечал: очень тяжело мне; Филистимляне воюют против меня, а Бог отступил от меня и не отвечает мне более ни чрез пророков, ни во сне, ни в видении; потому я вызвал тебя, чтобы ты научил меня, что мне делать? Явившийся сказал: «если уже Господь оставил тебя, то зачем же ты вопрошаешь меня? Господь исполняет над тобою то, что сказал через меня; Он отнимет царство от рук твоих и отдаст его ближнему твоему, Давиду, за то, что ты не послушал повеления Господа и не исполнил воли Его над Амаликом. И вот, Он предаст Израиля вместе с тобою в руки Филистимлян и завтра ты и сыновья твои будете со мною». Слова эти так сильно поразили Саула, что он вдруг пал всем телом на землю и силы не стало в нем, ибо он целые сутки был без пищи. Тогда женщина, подошедши и видя его в таком ужасном положении, упросила его принять пищи, чтобы подкрепить себя. Он сначала отказывался, но потом послушался, встал с земли и сел на ложе. Она заколола тельца и испекла опресноки и все это принесла и предложила Саулу и слугам его; и они подкрепили себя этою пищею и в туже ночь отправились обратно. На другой день произошло сражение на горе Гелвуйской. Евреи были разбиты и прогнаны. Три сына Саула были убиты на глазах его. Он сам, израненный стрелами, опасаясь поругания над собою необрезанных, просил оруженосца прекратить жизнь его, и когда тот не согласился на сие, он пал на свой меч и умер. На другой день Филистимляне отыскали труп Саула и трупы сыновей, отрубили голову Саула и воткнули ее в капище Дагона, оружие его положили в капище Астарты, а труп его и трупы сынов его повесили на стенах Вефсана. Узнавши об этом, облагодетельствованные некогда Саулом жители Иависа Галаадского, пришедши ночью, сняли трупы со стен Вефсана, сожгли их и похоронили остатки их близ своего города под дубом, почтив память своего благодетеля семидневным постом (1 Цар гл. 31:1 Пар гл. 10).

Библейский Словарь к русской канонической Библии

саул

Са’ул (испрошенный) —

а) (Быт.36:37,38; 1Пар.1:48,49) — ·аналог. Самла;

б) (Быт.46:10 ; Исх.6:15 ; Чис.26:13 ; 1Пар.4:24) — ·аналог. Иамин,а;

в) (1Пар.6:24) — левит из рода Ицгара; (см. Уриил,а)

г) сын Киса из колена Вениаминова, рослый и красивый человек, первый царь израильский. Был помазан пророком Самуилом на царство по настоятельной просьбе израильского народа, пожелавшего, чтобы у них было также, как и у других народов. Его история изложена в ·1Цар.9 — 31. Саул царствовал 40 лет (Деян.13:21), но уже задолго до его смерти Бог отверг его за непослушание, проявленное сначала в самовольном жертвоприношении (1Цар.13:8 -14), а затем — в помиловании царя амаликитян (1Цар.15:9 -23). (см. ниже схему его родословия)

| Вениамин |

| | |

| Афний | | 1Цар.9:1

| | |

| Бехораф |

| | |

| Цефон |

| | |

| Авиил | (Иеил, отец Гаваонитян) |

| | |

| Авдон... | Нер | | 1Пар.8:29 -34; 1Пар.9:35 -40

| | | |

| | Кис, | Нир |

| / | | | | \\ |

| | | Саул | | Авенир |

| | | | |

| | | Ионафан, | Мелхисуй, Авинадав, |

| | | | | Ешбаал (Иевосфей), Иессуи |

| | | | |

| | | Мериббаал | (Мемфивосфей) |

| | | | |

| | | Миха |

| Семей |

| | |

| Иаир |

| | |

| Мардохей | | Есф.2:5

Православная энциклопедия

саул

первый царь израильский, история которого подробно изложена в Первой книге Царств. В те времена народом израильским управлял сам Бог через Своих посредников – пророков и судей. Однако, глядя на другие народы, иудеи захотели, чтобы и ими управлял царь, и тогда Господь указал пророку Самуилу на Саула. Как-то раз Саул со слугами пошел разыскивать пропавших ослиц и пришел к тому месту, где жил Самуил. Один из слуг предложил узнать от прозорливца, где находились пропавшие ослицы. Они пришли к пророку и тот пригласил их в свой дом на пиршество, во время которого помазал Саула на царство: «вот, Господь помазывает тебя в правители наследия Своего». Для того чтобы убедить будущего царя в истинности своих слов, Самуил предсказал ему множество событий, которые произойдут во время его дальнейшего пути (Первая книга Царств, 10, 1–8). Через несколько дней в Массифе собрался народ для избрания царя. Жребий пал на Саула, так как народ, увидев его величественный рост и красоту, сразу воскликнул: «Да живет царь!». В начале царствования Саул приобрел доверие народа благодаря своим победам над Аммонитским войском и Наасом. После этих событий народ торжественно отпраздновал его восшествие на престол. Затем последовал еще ряд побед, но Саул не исполнил повеление Божье относительно амаликитян: он пощадил Амаликитского царя и пригнал от неприятеля множество скота под предлогом принесения его в жертву Богу. После этого Самуил объявил Саулу, что тот больше не будет царем. С этого времени им овладел злой дух: он сделался рабом лукавства, злобы и ревности, а царские почести больше его не радовали. Его отношение к Давиду показывает, что царь к этому времени потерял великодушие и всякое благородство. В это время случилась война с филистимлянами, но Бог уже оставил его, поэтому царь не получал откровения ни по своей молитве, ни через пророка. Тогда Саул отправился к волшебнице за тем, чтобы та вызвала дух умершего Самуила. Когда это произошло, дух Самуила спросил царя: «Зачем ты потревожил меня и заставил выйти? Если уже Господь оставил тебя, то зачем же ты вопрошаешь меня? Господь исполняет над тобою то, что сказал через меня; он отнимет царство от рук твоих и отдаст ближнему твоему, Давиду, за то, что ты не послушал повеления Господа и не исполнил воли Его над Амаликом. И вот он предаст Израиля вместе с тобою в руки Филистимлян, и завтра ты и сыновья твои будете со мною». Эти слова так поразили Саула, что он пал на землю и целые сутки ничего не ел. Затем женщина накормила его и его спутников, и они отправились обратно. На следующий день было сражение, в котором были убиты сыновья Саула, а он сам, видя, что неприятель окружает его, пал на свой меч и умер.

Библия: Тематический словарь

саул

А. Первый царь Израиля

1. Сведения о семье и ранние годы жизни

из колена Вениаминова:

1Цар 9:1,2

сын Киса:

1Цар 9:1,2

его семья:

1Цар 14:49,50; 1Пар 8:33

искал ослицу своего отца:

1Цар 9:3,4

просил совета у Самуила:

1Цар 9:5-20

помазан на царство Самуилом:

1Цар 10:1

пророчествовал:

1Цар 10:9-13; 1Цар 19:23,24

избран царем в Массифе:

1Цар 10:20-26

2. События первых лет его царствования

разбил Аммонитян у Иависа Галаадского:

1Цар 11:1-11

объявлен царем:

1Цар 11:12-15

воевал с Филистимлянами:

1Цар 13:1–7,16-22

не дождался Самуила для жертвоприношений:

1Цар 13:8-14

ослушался Бога в отношении Амаликитян:

1Цар 15:1-23

раскаялся:

1Цар 15:24-31

3. Его отношения с Давидом

Давид играл перед ним на гуслях:

1Цар 16:14-23

позволил Давиду пойти против Голиафа:

1Цар 17:31-39

начал ревниво относиться к Давиду:

1Цар 18:1-9

пытался убить Давида, когда тот играл на гуслях:

1Цар 18:10,11

отдал свою дочь Мелхолу Давиду в жены:

1Цар 18:20-28

снова пытался убить Давида:

1Цар 19:1-17

упрекал Ионафана за дружбу с Давидом:

1Цар 20:26-34

преследовал Давида, убил священников в Номве:

1Цар 22:6-19

пошел в Кеиль и Зиф:

1Цар 23:7-28

пощажен Давидом в пещере в пустыне Эн-Гадди:

1Цар 24:1-21

пощажен Давидом в его стане:

1Цар 26:1-25

4. Смерть Саула

искал совета Самуила у волшебницы:

1Цар 28:1-14

дух Самуила упрекнул его:

1Цар 28:15-20

ранен Филистимлянами, самоубийство:

1Цар 31:1–6; 1Пар 10:1-6

его смерть оплакана Давидом:

2Цар 1:17-27

Энциклопедический словарь

саул

основатель Израильско-Иудейского царства (11 в. до н. э.).

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

саул

— первый царь еврейского народа, помазанный на царство Самуилом по желанию народа в XI в. до Р. Х. Избрание царем этого простого, хотя и зажиточного вениамитянина, который пошел искать потерявшихся ослиц, а нашел царство, переносит нас в эпоху первичной стадии государственности, только что начавшей вырабатываться из полной общественной безурядицы времени Судей. Красивый и высокий ростом, он сразу очаровал народ, который при избрании его восторженно кричал: "да живет царь!" (1 Цар. X, 23, 24). Не испорченный жизнью и властолюбием, С. на первых порах оказался на высоте своего призвания и нанес несколько поражений неприятелям; но затем, все более опьяняемый властью, он начал уклоняться от прежней простоты, окружать себя пышностью и тяготиться влиянием Самуила. Несмотря на данное последнему обещание во всем следовать его советам, С. начал действовать самовластно, возлагавшиеся на него надежды исчезли, и Самуил должен был тайно помазать на царство другого, более достойного человека — Давида. Когда С. узнал об этом, то впал в мрачную меланхолию, граничившую с помешательством; он яростно преследовал своего соперника и совершал большие жестокости. Погиб от собственного меча после несчастной битвы с филистимлянами при Гелвуе. Жизнь его описана в 1 книге Царств гл. IX—XXXI. Его 40-летнее царствование не осталось бесследным для народа: при нем значительно поднялось военное могущество евреев и, несмотря на смуты и последнее поражение от филистимлян, страна вступила на путь быстрого политического развития, которое и достигло высокой степени при его ближайших преемниках — Давиде и Соломоне. См. А. Лопухин, "Библейская история" (т. II); Я. Богородский, "Еврейские цари".

A. Л.

Добавить свое значение
Предложите свой вариант значения к слову саул

Значения слов синонимов к слову саул

Синонимы к слову саул

  • павел
  • палыч
Показать комментарии
Добавьте комментарий первым!