театр

существительное

Значение слова театр

Словарь Ушакова

театр

театр, театра, муж. (греч. theatron).

1. только ед. Искусство, состоящее в изображении, представлении чего-нибудь в лицах, осуществляемом в виде публичного зрелища. Музыка и театр - самые сильные его увлечения. Советская эпоха - время большого подъема в истории русского театра.

2. (вин. на театр, предл. на театре, о театре) только ед. Сцена, подмостки (устар. и театр.). «Пиесы, играемые на здешнем театре.» Карамзин. «Благородная бедность хороша только на театре.» А.Островский. Показать Пушкина на театре. Эта пьеса на театр не годится.

| перен. Место, на котором происходит что-нибудь. Театр войны. Театр военных действий. «Театр ваших любовных похождений перед моими глазами - это озеро.» Гончаров.

3. (вин. в театр, предл. в театре, о театре). Помещение, здание, в котором устраиваются представления, спектакли. «Был я в здешнем театре.» Карамзин. Пойти в театр. «Театр уж полон; ложи блещут; партер и кресла - всё кипит.» Пушкин. Оперный театр. Драматический театр.

| Учреждение, предприятие, занимающееся устройством представлений. Поступить на работу в театр.

4. только ед. Представление, спектакль (устар.). Сегодня театра не будет.

5. только ед. Совокупность драматических произведений (лит.). Театр Мольера. Испанскому театру принадлежит громадная роль в истории европейской драматургии.

Словарь Ожегова

театр

ТЕАТР 1, а, м.

1. Искусство представления драматических произведений на сцене; само такое представление. Музыка и т. Увлекаться театром.

2. Зрелищное предприятие, помещение, где представляются на сцене такие произведения. Драматический, оперный т. Т. мимики и жеста (пантомимы). Идти в т., из театра. Т.-кабаре (небольшой эстрадный театр в ресторане, кафе).

3. кого. Совокупность драматических произведений какогон. писателя или направления, школы. Т. Шекспира.

| прил. театральный, ая, ое (к 1 и 2 знач.).


ТЕАТР 2, а, м. (спец.).

1. театр военных действий территория, где происходят военные действия. Континентальный, океанский театр военных действий.

2. театр войны территория, объединяющая несколько театров военных действий.


ТЕАТР 3, а, м.: анатомический театр (устар.) помещение для анатомирования трупов.

Словарь Ефремовой

театр
  1. м.
    1. Один из видов искусства, в котором образное отражение жизни достигается средствами сценического представления.
    2. устар. Подмостки, сцена.
    3. :
      1. Помещение, здание со сценой и зрительным залом, в котором устраиваются представления.
      2. Учреждение, организация, осуществляющая сценические представления и имеющая все необходимое для этого.
    4. устар. Представление, спектакль.
    5. :
      1. перен. Совокупность драматических произведений одного автора.
      2. Совокупность идей и образов, разработанных в творчестве одного драматурга.
  2. м. Место, где происходят военные действия, развертываются какие-л. значительные события.
  3. м. Помещение для анатомирования трупов; анатомический театр.

Энциклопедический словарь

театр

(от греч. theatron - место для зрелищ, зрелище), род искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой. Истоки театра - в древних охотничьих и сельскохозяйственных игрищах, массовых народных обрядах. В Др. Греции существовали различные виды театра со своими традициями, сценической техникой. Богатые и разнообразные формы зрелищ были созданы в странах Др. Востока, в Индии, Китае, Индонезии, Японии и др. В средние века носителями народного театрального творчества являлись западноевропейские бродячие актеры - гистрионы, жонглеры, скоморохи. Первый профессиональный европейский театр эпохи Возрождения - итальянская народная комедия масок (комедия дель арте, 16-17 вв.). С эпохи Возрождения театр становится литературным, тяготеет к оседлому существованию в городских культурных центрах. Произведение театрального искусства - спектакль - создается на основе драматических или музыкально-сценических произведений в соответствии с замыслом режиссера (в балете - балетмейстера и дирижера, в опере, оперетте - режиссера и дирижера) и под его руководством совместными усилиями актеров, а также художника.

Большая Советская Энциклопедия

театр

«Театр», советский ежемесячный иллюстрированный журнал. Преемник журнала «Театр и драматургия» . Издавался в Москве в 1937≈41, с 1945 выходит вновь. До 1953 орган Комитета по делам искусств при СНК СССР, с 1953 ≈ министерства культуры СССР и Союза писателей СССР. «Т.» ≈ крупнейший в стране журнал научного театроведения и критики. Освещает деятельность театров различных жанров, печатает статьи и рецензии о спектаклях, очерки о сов. режиссёрах, актёрах, драматургах, художниках, о зарубежном театре, публикует пьесы, театр, романы и повести, воспоминания и др. Главными редакторами журнала были: И. Л. Альтман, Н. Ф. Погодин, В. Ф. Пименов, Ю. С. Рыбаков, В. В. Лаврентьев. С 1972 ≈ А. Д. Салынский. Тираж (1975) 32 600 экземпляров.

Архитектурный словарь

театр

(от греч. teatron - место для зрелищ, зрелище)

тип архитектурной постройки, предназначенной для театральных представлений.

Первые театральные здания появились предположительно в 6 в. до н.э. в Древней Греции. Они были открытыми и состояли из орхестры (круглая площадка - сцена), театрона (места для зрителей) и скены (пристройки для переодевания и хранения реквизита). Театры сооружались амфитеатром на склоне холма (орхестра и скена располагались у подножия). До IV в. до н.э. театрон и скена были деревянными, позже - каменными. В IV-III вв. до н.э. основной игровой площадкой стала плоская кровля (логейон) портика-проскения скены, а на орхестре располагался хор. Для связи с орхестрой устраивались лестницы и пандусы. Скена была приспособлена для установки декораций (пинак) и сценических механизмов. Греческие театры вмещали всех свободных граждан города. Наряду с открытыми театрами строились крытые (одеон). Тип открытого греческого театра получил развитие в Древнем Риме. В таких театрах через центр полукруглой орхестры, на которой размещались места для привелегированных зрителей, проходила передняя граница невысокой площадки - просцениума. Для остальных зрителей ряды мест (кавеа) возводились амфитеатром, опиравшимся на сводчатые конструкции. Амфитеатр полукружием охватывал орхестру, примыкал к боковым выступам сцены, образуя единый замкнутый объем. Верхний ярус кавеа завершался крытой колоннадой, стены сцены украшались нишами, статуями и др. Первое крытое здание театра было построено римлянами в Помпеях (I-III вв. до н.э.). Сложившаяся в античный период структура театрального здания оказала большое влияние на его последующее развитие.

В период средневековья театральные здания не строились. Представления литургической драмы устраивались в храмах, позже на папертях, в XIV-XVI вв. (как и постановки моралите в XV-XVI вв.) - на площадях и улицах городов на временных подмостках или повозках. В эпоху Возрождения строительство театров возобновилось сначала в Италии, затем в других странах. Возводились закрытые театры с глубоким сценическим пространством.

В XVI в. была создана "перспективная сцена", состоящая из невысокого игрового помоста по всей ширине зала, фоновой части для сменных щитов и задника с постоянными перспективными изображениями улиц и площадей. Пол был наклонным. Зрители располагались в орхестре и амфитеатре.

В XVII в. впервые появилась сцена с порталом, щитовыми кулисами и сменными задниками. С развитием оперы в 1 пол. XVII в. для создания лучшей акустики и видимости начали сооружать театры с ярусными галереями (вначале непрерывными, позже разделенными перегородками на ложи). Усовершенствовалось техническое оснащение сцены, вводились дополнительные помещения для зрителей (фойе, вестибюль). Наиболее совершенный образец итальянского театра - театр "Ла Скала" в Милане (1778 г., арх. Дж. Пьермарини). В кон. XVI в. в Англии возник тип театрального здания, в котором сочетались элементы античного (орхестра, ярусы для зрителей) и средневекового (подмостки) театра (театр "Глобус" в Лондоне, 1599 г.). Существовали также небольшие частные крытые театры с четырехугольными залами и сидячими местами в орхестре.

Во 2 пол. XVIII в. начал складываться так называемый французский тип театра - с круглым залом, окруженным на три четверти периметра открытыми, неразделенными на ложи ярусами, опирающимися на колонны большого ордера; в партере устанавливались кресла для привилегированных зрителей.

В XVIII-XIX вв. в Европе и Америке использовался преимущественно так называемый итальянский тип театра, в России строились театры как итальянского типа (Большой театр в Москве, Александринский театр в Петербурге), так и французского типа (усадебный театр в Останкине). В посл. четв. XIX в. с дифференциацией театральных жанров на драматические и музыкальные и потребностью в более демократической структуре театрального здания связано с появлением нового типа театра - с секторальным залом (амфитеатр без партера и ярусов). В первые десятилетия XX в. появились театральные здания без глубинной "сцены-коробки", со зрительным залом и открытой сценической площадкой, а также типы театра с амфитеатральным залом и с так называемым аудиторным залом, в которых амфитеатр или партер дополнены одним или несколькими нависающими над ними балконами.

|

* * *

сооружение для показа произведений театрального искусства.

(Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005)

Толковый словарь русского языка (Алабугина)

театр

, -а, м.

1. Искусство представления драматических произведений на сцене.

* Любить театр. *

2. Помещение, где происходят представления.

* Идти в театр. *

|| прил. театральный, -ая, -ое.

* Театральные подмостки. *

Театр военных действий. Местность, где происходят военные действия.

Культурология. Словарь-справочник

театр

(греч. theatron – место для зрелищ) – род искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой. Возник в Древней Греции. Источники театра – в древних охотничьих и сельскохозяйственных игрищах, массовых народных обрядах.

1) род искусства, особенностью которого является художественное отражение явлений жизни посредством драматического действия, возникающего в процессе игры актеров перед зрителями; в ходе исторического развития определились три основные вида театра, отличающиеся специфическими признаками и средствами художественной выразительности – драматический, оперный и балетный;

2) здание, где происходят театральные представления;

3) представление, спектакль.

Античный мир. Словарь-справочник

театр

(от греч. theates - зритель)

в Греции место, где осуществлялись постановки трагедий, драм и комедий. Т. связан с празднованием Великих Дионисий, утвержденных тираном Писистратом в VI в. до н.э. Первоначально т. называлась площадка для хора (орхестра), с алтарем Диониса посредине, в честь которого и устраивались театральные зрелища. За орхестрой находилась скена (букв. «палатка»), служившая уборной для артистов, зрители же располагались на склоне холма. С V в. до н.э. в Элладе т. начали строить из камня. Такие т. обнаружены в Афинах, Эпидавре; остатки т. найдены в Херсонесе Таврическом.

Брабич В., Плетнева Г. Зрелища древнего мира. Л., 1971: Варнеке Б.В. Античный театр. Харьков, 1929; Каллистов Д.П. Античный театр. Л., 1970; Колобова К.А., Озерецкая Е.Л. Как жили древние греки. Л., 1959. С. 117-141.

(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)

* * *

сооружение, предназначенное для исполнения драматич. произв., выступления хоров и музыкантов, а впосл. - странствующих ораторов. Антич. Т. были рассчитаны на то, чтобы в них могли собираться как члены всей гражд. общины, так и гости, съезжавшиеся на праздники; отсюда их необычные для Нов. вр. размеры (театр в Мегалополе, IV в. до н. э., вмещал 44 тыс. чел.). Первые Т. появились в Др. Греции, их осн. частями были орхестра с расположенной на ней скеной, а напротив них - места для зрителей (театрон), обычно располагавшиеся полукругом по склону холма. Размер гр. Т. не позволял снабжать их перекрытием. Первые; Т. имели временный характер и строились для каждого праздника заново. В V в. до н. э. появились постоянные театроны с каменными скамьями, причем форма их установилась не сразу. Т. в Форике (к. V в. до н. э.) имел вытянутый несимметричный театрон, но Т. в Сиракузах (также V в. до н. э.) имел уже правильную подковообразную форму. В первых рядах находились постоянные почетные места для особо уважаемых граждан. Орхестра отделялась каменным бортом и утрамбовывалась или мостилась каменными плитами, на ней обычно воздвигался алтарь Диониса. Сценические постройки в классич. эпоху были деревянными, каменные сменили их только в III в. до н. э. Поэтому об устройстве скены в V - IV вв. во многом приходится судить по письмен, источникам, по гр. драме и изображениям на вазах. Скена. представляла собой прямоугольное, обычно двухэтажное сооружение. Два прохода на орхестру (пароды) отделяли скену от аналемм - подпорных стенок, которыми завершался театрон. По бокам скены часто имелись высокие выступы - параскении, особ, характерные для Великой Греции. В эпоху эллинизма параскении исчезают. В IV - III вв. перед скеной появляется проскений - невысокая пристройка перед скеной: в 2 - 3 м от передней стены скены на низком стилобате возводится ряд столбов с деревянным горизонтальным перекрытием (логейон). В IV - III вв. функция проскения неясна. Есть мнение, что на орхестре выступал не только хор, но и актеры, проскений явл. для них фоном, а логейон служил сценой лишь в исключ. случаях. Разногласия вызывает и место пребывания актеров (проскений или орхестра), которое могло быть различным в разные эпохи: в классич. эпоху местом игры актеров могла быть орхестра, в эллин. - проскений, иногда именовавшийся поэтому логейон - т. е. место, где говорят. Характерным примером последовательного изменения театр, строения является театр в Эретрии (с к. IV в. до 292 н. э.): из рис. видно, как деревянная скена заменяется каменной, затем расширяется и приобретает более монумент, формы; орхестра отодвигается к театрону; благодаря этому образуется проскений. Театральное оборудование у греков было несложным. Представление совершалось днем, поэтому световых эффектов не было. Занавес, вер., отсутствовал. Были сценические машины, главные из них - «подъемная машина», позволявшая появляться в воздухе богам, и эккиклема, деревянная площадка на колесах, выдвигавшаяся через дверь, чтобы показать зрителю происходящее «за сценой», напр, внутри дома. Перед сценой театра в Эретрии обнаружены мраморные рельсы, видимо, для эккиклемы. При надобности устраивалось также возвышение, откуда могли говорить боги, - теологейон. Декорации выполнялись на съемных щитах, к-рыми закрывались проемы в стене скены и между полуколоннами проскения. По бокам скены располагались периакты - треугольные вращающиеся призмы, на каждой из сторон к-рых изображалась особая декорация (пинака). Актеры носили маски, а в трагедии - особую обувь (котурны). Возможно, что в гр. Т. имелись приспособления для улучшения акустики, о к-рых упоминает Витрувий (резонаторы под скамьями для зрителей). Одним из лучших примеров гр. театральных сооружений считается Т. в Эпидавре, отличающийся гармонией и красотой. Заслуживает внимания и Т. Диониса в Афинах, располож. на южн. склоне Акрополя. Возникновение его относится еще к VI в. до н. э., в IV в. он был превращен в монумент, сооружение, к-рое могло вместить 17 тыс. чел., с каменными уступчатыми местами для зрителей. В центре первого ряда помещалось богато украшенное кресло жреца Диониса Элевтерия. Оно располагалось против алтаря, стоявшего на орхестре. В рим. эпоху Т. Диониса подвергался переделкам, после к-рых его скена сильно изменилась. Рим. Т. первонач. были близки гр. типу (Большой Т. в Помпеях III - II вв.), потом (с I в. до н. э.) по краям их сооружались сводчатые коридоры (крипты), служившие опорой для дополнительных рядов мест. Концы полукружия театрона и скена соединялись сводами, над к-рыми были устроены места для почетных зрителей - трибуналии. Тем самым разрозненные части Т. слились в единое целое - характерная черта рим. Т. Др. его особенностью стали субструкции, через к-рые Т. заполнялся зрителями (они могли проходить теперь не только через гл. вход, но -и через крипту с ее тремя выходами). В рим. Т. главным фасадом была наружная стена скены. Внутри Т. обычно состоял из трех ярусов мраморных ступеней, каждый из к-рых поднимался круче предыдущего. Театров старались располагать на северной стороне холма, что создавало естественную затененность мест для зрителей. Поверху проходила галерея, соединявшая Т. со сценой. Зрительный зал затенялся также веларием - огромным тентом на канатах, веером расходящихся от полукольца над орхестрой. В некот. Т. (Кассино, Лептис Магна, на вилле Адриана) на верхнем ярусе по центр, оси здания располагался маленький храмик. В др. на орхестре устраивался бассейн, предназначенный как для мимических представлении в воде, так и для разбрызгивания благовоний (Большой Т. в Помпеях, Т. во Вьенне). Бол. изменениям в рим. Т. подверглась скена - это узкое здание или стена, с квадратными пристройками по концам, внутри к-рых имелись комнаты актеров и кладовые для реквизита. Внутр. фасад ее, расчлененный рядами ниш и колонн, образовывал фон для действия, к-рое разыгрывалось на приподнятой площадке перед ней. Скену скрывал занавес, опускавшийся перед началом представления в спец. углубление перед рампой. Над сценической площадкой была деревянная крыша на консолях; отводившая осадки по специальным желобам, проходившим в стене и выходившим на фасад. Считается, что внач. скены имели прямоугольные в плане очертания (Т. в Остии, Большой Т. Помпеи). Затем плоскость внутр. стены скены стала члениться нишами, из к-рых все больше выделялась, расширяясь и выдвигаясь вперед, центральная, фланкируемая прямоугольными нишами меньших размеров. В глубине центр, ниши помещалась статуя императора (Т. Вероны). Постеп. сцены делались. все более нарядными, украшались росписями, статуями и вазами. Фронтоны одних ниш чередовались с др., создавая пластически насыщенный фон театр, действия. Организация театр, представлений в Др. Греции лучше всего известна в Афинах. Впервые в 534 до н. э. показ трагедий был включен в состав празднества Вел. Дионисий, а ок. 500 театр, постановки получили твердую организац. структуру в рамках этого праздника. В 486 к авторам трагедий присоединились комедиографы, а с 442 и 433 комедии и трагедии вошли соотв. также в состав Ленеев. Осн. требованием для показа драм была их новизна (в V в. только в порядке исключ. одна и та же пьеса могла быть представлена дважды), для драматургов - состязательность. Один из архонтов (ежегодно избираемых руководителей администрации) «давал хор» отобранным им авторам - 3 трагикам и от 3 до 5 комедиографов. Расходы по постановке и подготовке хора возлагались на хорега. Гл. роль снач. исполнял сам драматург, ок. сер. V в. появились профессиональные актеры. Назначенный на гл. роль исполнитель (протагонист) подбирал по своему усмотрению двух др. актеров. В день празднества избиралась судейская коллегия из чел. - по одному от каждой филы (административных округов, на к-рые делилась территория Аттики), к-рая и выносила решение о присуждении наград в состязании. 1-е место означало безусловную победу, 2-е считалось достаточно почетным, 3-е (и следующие за ним - у комедиографов) равнялось поражению. Результаты состязания заносились в гос. записи (дидаскалии), к-рые впосл. были собраны Аристотелем, а затем перенесены на каменные плиты, отчасти дошедшие до нашего вр. Содержание театр, здания отдавалось на откуп к.-л. из богатых граждан, к-рый назначал плату за вход; жетоны, игравшие роль входных билетов, также находят во время раскопок. Поскольку присутствие в театре приравнивалось к участию в общеграж. празднестве, гос-во выделяло малообеспеченным гражданам спец. средства для покупки билетов (теорикон). На Вел. Дионисиях 1-й день был посвящен процедуре открытия праздника. 2-й день - показу комедий. 3 - 5-й дни - тетралогий, к-рые обязан был представить каждый автор трагедий. Зрителями трагедий могли быть все взрослые граждане, на представление комедий, отличавшихся достаточной вольностью, допускались только мужчины. В IV в. и позднее представление начиналось показом сатировской драмы, за ней следовала к.-н. из старых трагедий, а затем уже - новые пьесы. К состязанию драматургов присоединилось в это время соревнование между протагонистами; имена актеров-победителей также заносились в дидаскалии. Начиная с IV в. как старые, так и специально написанные драмы ставились в многочисл. театрах в афинских демах (администр. единицах, на к-рые делились филы), о чем сообщают эпиграфич. источники. Во время эллинизма образовались актерские гильдии, члены к-рых предлагали услуги странствующей труппы для устройства театр, представлений в разл. городах, от Причерноморья до о-вов Эгейского моря и М. Азии.

В Др. Риме театр, представления состоялись впервые в 240 до н. э., когда Ливии Андроник сочинил для общегород. игр трагедию и комедию, написанные по гр. образцам. И в дальнейшем драмы ставились на к.-л. играх - официальных, устроителем к-рых было гос-во в лице эдилов (выборных лиц, следивших за обществ, зданиями и порядком в городе), либо частных, к-рые давали богатые граждане в честь одержанных ими воин, побед или в память о знатном предке. В обоих случаях выбор пьесы поручался руководителю актерской труппы; в случае успеха автор и актеры могли быть награждены гонораром в деньгах. В отличие от Др. Греции, где актерское мастерство ценилось очень высоко (известным актерам могли давать даже разные дипломат, поручения), в Риме вплоть до I в. до н.э., когда прославились наиб, знаменитые исполнители (напр., Росций), ремесло актера не считалось почетным. Во время Рим. империи показ цельных спектаклей все больше уступал место исполнению отд. монологов и вокальных сцен из классич. драм (в т. ч. и др.-греческих). Большое распространение получили также малые театр, жанры - мимы и пантомимы

Лит.: Головня В. В. История античного театра. М., 1972; Каллистов Д. П. Античный театр. Л., 1970

В.Я.

(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под ред. В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Москва. Энциклопедический справочник

театр

Первые театральные игры в Москве связаны с выступлениями скоморохов. В XVI—XVII вв. ставились театрализованные представления на евангельские сюжеты в Успенском соборе в Кремле («Пещное действо», «Омовение ног»), на Красной площади («Шествие на осляти»). Рост светской культуры, связи Руси с западноевропейскими странами вызвали интерес передовых людей к театру. В 1672 в Москве возник первый в России придворный театр: в летней резиденции царя Алексея Михайловича (в селе Преображенском) начали устраиваться спектакли, для которых была сооружена «Комедийная хоромина». Актёры (немецкие, а затем и «из русских ребят») занимались под руководством пастора И.Г. Грегори и др. Для зимних выступлений в 1673 оборудовали помещение в Кремле. Спектакли ставились преимущественно на библейские сюжеты. После смерти Алексея Михайловича театр был закрыт (1676). При Петре I в Славяно-греко-латинской академии существовал школьный театр; с 1701 здесь показывали представления, рассказывающие в аллегорической форме о преобразовательной деятельности царя, подвигах и победах русской армии. В 1702 на Красной площади построили театральное здание («Комедийная храмина»), где выступала приглашённая из Германии труппа под руководством И.Х. Кунста. Театр был рассчитан на широкую публику, в нём ставились переводы пьес Мольера, П. Кальдерона и др. В 1706 театр был закрыт, но спектакли в Москве продолжали идти (гастроли иностранных трупп, любительские представления русских «охочих комедиантов»).

В 1757 при Московском университете был открыт Университетский театр. С 1759 до конца 1761 — начала 1762 его представления показывались на сцене Оперного дома Локателли у Красного пруда (ныне Каланчёвская площадь). С этого времени студенческая труппа становится профессиональной и даёт основание московскому театру (1760). В Университетском театре начали свою деятельность первые русские профессиональные актёры: Т.М. Троепольская, И.Ф. Лапин, А.М. Михайлова, И. Соколов и др. В 1766—69 антрепризу в Москве возглавил Н.С. Титов. С 1773 московский меценат князь П.В. Урусов и его компаньон с 1776 англичанин М. Медокс давали театральные представления в доме Воронцова на Знаменке (см. Знаменский театр). В феврале 1780 театр сгорел, вскоре Урусов вышел из антрепризы. В декабре 1780 Медокс открыл собственный театр (см. Петровский театр). В 1805 здание сгорело. Спектакли шли в специально выстроенном здании у Арбатских ворот (сгорело в 1812) и в других помещениях. Со второй половины XVIII в. большое распространение получили крепостные театры (Шереметевых в Кускове и Останкине, Юсуповых в Архангельском и др.).

В 1824 для драматической труппы был переоборудован дом купца Варгина, названный Малым театром. Среди московских актёров конца XVIII — начала XIX вв.: В.П. Померанцев, А.Г. Ожогин, Я.Е. Шушерин, Н.Ф. Калиграф, М.С. Синявская, П.А. Плавильщиков, С.Н. и Е.С. Сандуновы. В 1817 на московской сцене дебютировал П.С. Мочалов. В 1823 в труппу вошёл М.С. Щепкин — реформатор отечественного сценического искусства, первый исполнитель на московской сцене ролей Фамусова («Горе от ума» А.С. Грибоедова, 1831), Городничего («Ревизор» Н.В. Гоголя, 1836). В 1830—40-х гг. Малый театр, связанный с кружками В.Г. Белинского, Н.В. Станкевича, А.И. Герцена, Т.Н. Грановского, стал одним из главных очагов русской культуры. Новый этап в жизни московской труппы начался с появления в 1850-х гг. пьес А.Н. Островского, давшего русской сцене обширный реалистический национальный репертуар. Все свои пьесы Островский предназначал для Малого театра, активно участвовал в их постановке. На его драматургии сформировался талант актёра П.М. Садовского и других представителей этой прославленной московской театральной семьи. Среди актёров московской сцены второй половины XIX — начала XX вв. — Л.П. Косицкая, Г.Н. Федотова, С.В. Васильев, Н.М. Медведева, Н.А. Никулина, А.И. Южин. В 1870 в Малом театре в роли Эмилии Галотти («Эмилия Галотти» Лессинга) дебютировала М.Н. Ермолова. За идейно значимый репертуар, высокую постановочную культуру спектакля боролся актёр и режиссёр А.П. Ленский. В созданном в 1898 Новом театре играли его ученики, ставшие впоследствии крупнейшими мастерами Малого театра: В.О. Массалитинова, В.Н. Пашенная, В.Н. Рыжова, Е.Д. Турчанинова, А.А. Остужев и др. С конца 1860-х гг., вопреки монополии императорских театров, в Москве предпринимались попытки создания частных театров. В 1865—83 силами любителей и профессиональных актёров ставились спектакли московского Артистического кружка (в числе его руководителей — Островский, в числе участников — Садовские, П.А. Стрепетова). В 1872 работал Народный театр на Политехнической выставке (руководитель А.Ф. Федотов), в 1880—82 — театр А.А. Бренко (см. «Пушкинский театр»). В 1882, после отмены монополии императорских театров, антрепренёр Ф.Е. Корш открыл в Москве театр, собрав в труппе крупных мастеров сцены, игравших ранее преимущественно в провинции. В 1888 было основано «Общество искусства и литературы», где ставил спектакли молодой К.С. Станиславский. В 1898 Станиславский и Вл.И. Немирович-Данченко основали Московский Художественный театр (МХТ), сыгравший огромную роль в развитии русского и мирового сценического искусства. Творческая программа МХТ отвечала задаче создания общедоступного демократического театра. Здесь была произведена коренная реформа театрального искусства, складывалась система Станиславского. Подлинное рождение МХТ связано с постановкой пьес А.П. Чехова («Чайка», 1898; «Дядя Ваня», 1899; «Три сестры», 1901; «Вишнёвый сад», 1904), М. Горького («На дне», «Мещане», обе — в 1902). Под руководством Станиславского и Немировича-Данченко в МХТ выросли крупнейшие актёры — И.М. Москвин, В.И. Качалов, Л.М. Леонидов, О.Л. Книппер-Чехова и др. В 1898—1902 в МХТ играл ученик Немировича-Данченко В.Э. Мейерхольд (Треплев, «Чайка», и др.). Стремление театральных деятелей найти новые пути развития сценического искусства вызвало появление ряда студий, театров. Для проведения экспериментальной работы по методу Станиславского, а также подготовки актёров в 1912 при МХТ были созданы студии (см. Студии Московского Художественного театра). В 1913 К.А. Марджанов создал «Свободный театр». В 1914 А.Я. Таиров вместе с группой молодых актёров (А.Г. Коонен и др.) организовал Камерный театр, в котором стремился к воспитанию актёра, владеющего всеми театральными жанрами — от трагедии до оперетты. В Москве проходили гастроли крупных петербургских и провинциальных артистов, мастеров западноевропейского театра (Э. Дузе, Сара Бернар, Т. Сальвини, Мейнингенский театр и др.). Для гастролей на Большой Никитской улице был выстроен Интернациональный театр, или театр «Парадиз».

В 1918 частные театры были национализированы, вскоре все театры были переданы в ведение Наркомпроса. Заведующим Театральным отделом (ТЕО) Наркомпроса в 1920 стал Мейерхольд, возглавлявший «левый фронт» искусства и выдвинувший программу «Театрального Октября». Сценическое выражение она получила в деятельности 1-го Театра РСФСР, основанного и возглавляемого Мейерхольдом. Театр не только ставил новые пьесы, спектакли-митинги («Зори» Э. Верхарна, 1920), но и стремился насыщать актуально-политическими, в том числе и острозлободневными, темами произведения классической драматургии. В спектаклях театра использовались разнообразные выразительные средства, приёмы сценической условности, гротеска и эксцентрики. Важное значение в этот период имела деятельность Е.Б. Вахтангова, с 1919 возглавлявшего режиссёрскую секцию ТЕО Наркомпроса. Вахтанговское понимание театральности как современного отношения художника к изображаемой действительности, сочетание в сценическом образе острой яркой внешней формы со значительным внутренним содержанием, психологической наполненностью стало одним из основных принципов театра последующих лет. В Москве возникло много новых театральных коллективов: Театр РСФСР 1-й (1920, с 1923 Театр имени Вс. Мейерхольда), 3-я Студия МХТ (1920, с 1921 театр «3-я Студия МХТ», впоследствии Театр имени Евг. Вахтангова), Театр для детей (1921, с 1936 Центральный детский театр, ныне Российский молодёжный театр), Театр Революции (1922, ныне Театр имени Вл. Маяковского), Театр имени МГСПС (1923, ныне Театр имени Моссовета), МХАТ 2-й (1924, на основе 1-й Студии МХТ), Театр юного зрителя (1927), Театр сатиры (1924), ТРАМ (1927, впоследствии Театр имени Ленинского комсомола, ныне «Ленком»), Центральный театр Красной Армии (1929, с 1951 Центральный театр Советской Армии, ныне Центральный театр Российской Армии), Центральный театр кукол (1931, ныне Центральный театр кукол имени С.В. Образцова), Оперно-драматическая студия К.С. Станиславского (1935, с 1943 Оперно-драматический театр, с 1948 Драматический театр имени К.С. Станиславского) и др. В 1920 в Москву был переведён созданный в 1919 в Петрограде Государственный еврейский театр (ГОСЕТ, см. Московский еврейский театр).

В спектаклях 1920—30-х гг. политическая тенденциозность часто сочеталась с глубоким психологизмом, правдивостью, ёмкостью характеров. Тема революции и Гражданской войны по-разному раскрывалась в спектаклях режиссёров Е.О. Любимова-Ланского («Шторм» В.Н. Билль-Белоцерковского, 1925, Театр имени МГСПС), А.Д. Попова («Виринея» Л.Н. Сейфуллиной и В.П. Правдухина, 1925, Театр имени Евг. Вахтангова; «Гибель эскадры» А.Е. Корнейчука, 1934, Центральный театр Красной Армии), И.С. Платона и Л.М. Прозоровского («Любовь Яровая» К.А. Тренёва, 1926, Малый театр, в главной роли В.Н. Пашенная), в спектаклях МХАТа, осуществлённых И.Я. Судаковым под руководством Станиславского («Дни Турбиных» М.А. Булгакова, 1926; «Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова, 1927), в Камерном театре («Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского, 1933, режиссёр Таиров, в главной роли Коонен). Стремление сочетать яркую зрелищность и сатирическую остроту проявилось в работах Мейерхольда: «Мандат» Н.Р. Эрдмана (1925), «Клоп» (1929) и «Баня» (1930) В.В. Маяковского. Интересные и плодотворные поиски велись в области интерпретации классики, в которых участвовали Вахтангов («Свадьба» по Чехову, 1920, 3-я Студия МХТ), Станиславский («Ревизор» Гоголя, 1921, МХАТ), Таиров («Федра» Расина, 1922, Камерный театр), Мейерхольд (пьесы Островского «Доходное место», 1923, Театр Революции, в главной роли М.И. Бабанова; «Лес», 1924, Театр имени Мейерхольда). Торжеством реалистических принципов режиссуры были спектакли МХАТа: «Горячее сердце» Островского (1926, в главных ролях М.М. Тарханов, И.М. Москвин, Б.Г. Добронравов, Ф.Г. Шевченко) и «Женитьба Фигаро» П. Бомарше (1927, в главных ролях О.Н. Андровская, Н.П. Баталов), поставленные Станиславским; «Воскресение» (1930, в главных ролях Качалов, К.Н. Еланская, Книппер-Чехова, В.Л. Ершов) и «Анна Каренина» по Л.Н. Толстому (1937, в главных ролях А.К. Тарасова, Н.П. Хмелёв), «Три сестры» Чехова (1940, в главных ролях Тарасова, Еланская, А.О. Степанова, Хмелёв, Б.Н. Ливанов, А.Н. Грибов), осуществлённые Немировичем-Данченко. Среди лучших постановок классики: пьесы Островского в Малом театре; «Отелло» У. Шекспира и «Уриель Акоста» К. Гуцкова (1935 и 1940, там же; в главных ролях Остужев); «Король Лир» Шекспира в Еврейском театре (1935, в главных ролях С.М. Михоэлс и В.Л. Зускин); «Укрощение строптивой» Шекспира в Центральном театре Красной Армии (1937, в главной роли Л.И. Добржанская); «Много шума из ничего» Шекспира в Театре имени Евг. Вахтангова (1936, в главных ролях Р.Н. Симонов и Ц.Л. Мансурова); «Нора» Г. Ибсена в Театре имени Ленинского комсомола (1939, в главной роли С.В. Гиацинтова); «Как вам это понравится» Шекспира в Театре имени Ермоловой (1940, в главных ролях В.С. Якут и Э.С. Кириллова); «Трактирщица» К. Гольдони в Театре имени Моссовета (1940, в главной роли В.П. Марецкая). Широко ставились пьесы М. Горького: «Егор Булычов и другие» в Театре имени Евг. Вахтангова (1932, в главной роли Б.В. Щукин), «Враги» в МХАТе (1935, в главных ролях Качалов, Книппер-Чехова, Тарханов, Хмелёв, Тарасова и др.), «Мещане» в Центральном театре Красной Армии (1935), «Дети солнца» в Театре имени Ермоловой (1937), «Варвары» в Малом театре (1941). В театрах Москвы в этот период плодотворно работали также и другие актёры разных поколений: в МХАТе — Леонидов, М.М. Яншин, М.Н. Кедров, В.Я. Станицын, М.И. Прудкин; в Малом театре — Южин, Массалитинова, Рыжова, Садовский, А.А. Яблочкина, Турчанинова, Пашенная, М.М. Климов, Е.М. Шатрова, Е.Н. Гоголева, М.И. Царёв; раскрылись дарования Ф.Г. Раневской, И.В. Ильинского, Бабановой, Э.П. Гарина, Н.П. Охлопкова, Д.Н. Орлова, Щукина, Мансуровой, Марецкой, М.Ф. Астангова, М.И. Жарова, В.В. Ванина, Н.Д. Мордвинова, Р.Я. Плятта и др. Значительный вклад в театральное искусство Москвы внесли также актёры и режиссёры, подготовленные в студиях МХАТа, работавшие в различных коллективах столицы, среди них — Гиацинтова, И.Н. Берсенев, М.А. Чехов, А.Д. Дикий, Коонен, Ю.А. Завадский.

В годы Великой Отечественной войны многие театры Москвы были эвакуированы, из артистов сформированы фронтовые театры и концертные бригады.

В первые послевоенные годы событием стала осуществлённая Н.П. Охлопковым постановка героико-романтического спектакля «Молодая гвардия» (по А.А. Фадееву, 1947, Московский театр драмы). В спектаклях Театра сатиры «Баня» (1953) и «Клоп» (1955), поставленных В.Н. Плучеком, получили второе рождение и обновление традиции политического театра Мейерхольда — Маяковского. Традиции Станиславского и Немировича-Данченко были по-новому осмыслены и развиты в работах А.В. Эфроса в Центральном детском театре (постановка пьес В.С. Розова и др.), позднее — в Театре имени Ленинского комсомола, Драматическом театре на Малой Бронной и др.; традиции О.Н. Ефремова — в театре «Современник» (открытом в 1957), позднее — во МХАТе. Значительные спектакли поставили Завадский («Маскарад» М.Ю. Лермонтова, 1952, новая редакция — 1963, Театр имени Моссовета, в главной роли Мордвинов), Охлопков («Гамлет» Шекспира, 1954, Театр имени Вл. Маяковского), Б.И. Равенских («Власть тьмы» Л.Н. Толстого, 1956, Малый театр, в роли Акима — Ильинский), Эфрос («В день свадьбы» Розова, 1964, Театр имени Ленинского комсомола), Е.Р. Симонов («Филумена Мартурано» Э.де Филиппо, 1956, в главных ролях Р.Н. Симонов и Мансурова; «Иркутская история» А.Н. Арбузова, 1959, в главных ролях Ю.К. Борисова и М.А. Ульянов, Театр имени Евг. Вахтангова). В 1964 на базе Театра драмы и комедии (основан в 1946) возник Театр драмы и комедии на Таганке (см. Театр на Таганке), в труппу которого влились выпускники Театрального училища имени Б.В. Щукина, воспитанные Ю.П. Любимовым, возглавившим этот театр. Спектакли, поставленные Любимовым, отличаются публицистичностью, сатирической остротой: «Добрый человек из Сезуана» Б. Брехта (1964), «Десять дней, которые потрясли мир» (по Дж. Риду, 1965), «Час пик» (по Е. Ставиньскому, 1969), «Гамлет» Шекспира, «А зори здесь тихие...» Б.Л. Васильева (оба — 1971), «Мастер и Маргарита» (по Булгакову, 1977), «Поэт Владимир Высоцкий» (1981; 1988).

Среди значительных московских спектаклей 1970-х — начала 80-х гг. также: «Соло для часов с боем» О. Заградника (1973, в главных ролях Яншин, Андровская, Грибов, Прудкин, Станицын, МХАТ); «Прошлым летом в Чулимске» А.В. Вампилова (1974, Театр имени Ермоловой). Неизменный интерес у московской публики вызывали спектакли Театра имени Ленинского комсомола, который с 1973 возглавил М.А. Захаров: «Тиль» Г.И. Горина (по Ш. де Костеру, 1974), «"Юнона" и "Авось"» (на стихи А.А. Вознесенского, музыка А.Л. Рыбникова, 1981), «Три девушки в голубом» Л.С. Петрушевской (1985). По-новому осмыслялась классика в спектаклях: «Женитьба» Гоголя, «Отелло» Шекспира и «Месяц в деревне» И.С. Тургенева (1975, 1976, 1977) в Театре на Малой Бронной, «Вишнёвый сад» Чехова (1975; вторая редакция, 1985) в Театре на Таганке, «Тартюф» Мольера (1981) во МХАТе — все поставлены Эфросом; «Царь Фёдор Иоаннович» А.К. Толстого в Малом театре (1973, режиссёр Равенских); «Иванов» Чехова в Театре имени Ленинского комсомола (1975, в главной роли Е.П. Леонов); «Ричард III» Шекспира в Театре имени Евг. Вахтангова (1976, в главной роли Ульянов) и др.

Со второй половины 1980-х гг. начался новый период в театральной жизни. Отмена цензуры, партийно-чиновничьего диктата способствовали оживлению искусства театра, свободным поискам в области средств сценической выразительности, расширению репертуара, появлению новых жанров. Огромное развитие получило студийное движение. На основе студий возник ряд новых театров: Театр-студия под руководством О.П. Табакова, Театр на Красной Пресне «Около дома Станиславского» (под руководством В.С. Спесивцева, затем Ю.Н. Погребничко), Театр на Юго-Западе (под руководством В.Р. Беляковича), Театр-студия «Человек» (под руководством Л.Р. Рошкован), Театр «У Никитских ворот» (под руководством М.Г. Розовского). Значительный интерес представляют также «Культурный центр. Театр Романа Виктюка», театры «Сатирикон» (под руководством К.А. Райкина), «Школа драматического искусства» (под руководством А.А. Васильева), «Мастерская Петра Фоменко», «Школа современной пьесы» (под руководством И.Л. Райхельгауза), «Вернисаж» (под руководством В.В. Лепко и Ю.В. Непомнящего), «Русский глобус» (под руководством А.В. Яцко, ставит пьесы Шекспира), Театр на Покровке (под руководством С.Н. Арцибашева), театр «Сфера» (под руководством Е.И. Еланской), театр «Улисс» (под руководством М.Д. Мокеева), Театр Филиппенко, еврейский театр «Шалом», Московский театр «Эрмитаж». Постановки этих театров отличаются смелостью творческих поисков, разнообразием жанров и репертуара, стремлением к созданию ярких нетрадиционных форм спектакля. В них ставятся произведения Булгакова («Театральный роман», 1987, театр «Сфера»; «Мастер и Маргарита», 1993, Театр на Юго-Западе), Вампилова («Утиная охота», 1995, Театр «У Никитских ворот»), С.И. Злотникова («Пришёл мужчина к женщине», 1990, Театр «Школа современной пьесы»), Э. Ионеско («Стулья», 1994, там же), И. Бергмана («Играем Бергмана» по «Сценам из супружеской жизни», 1989, театр «Вернисаж») и др. Большое место занимает классический репертуар: произведения Гоголя (вся его драматургия поставлена в Театре на Юго-Западе; «Ревизор», 1990, Театр-студия О. Табакова; 1993, Театр на Покровке), Чехова («Три сестры», 1990, Театр на Красной Пресне; 1991, Театр на Покровке; «Дядя Ваня», 1993, Театр «У Никитских ворот»), Островского («Лес», 1988, Театр на Красной Пресне; «Волки и овцы», 1992, «Мастерская Петра Фоменко»), Ф.М. Достоевского («Бесы», 1988, «Школа драматического искусства»), Горького («Последние», 1995, Театр-студия О. Табакова) и др.

Стремление к независимости и самостоятельным художественным поискам, идейно-творческое размежевание привели к разделению трупп некоторых театров: в 1987 МХАТ на МХАТ имени А.П. Чехова (с 1989) под руководством Ефремова и МХАТ имени М. Горького под руководством Т.В. Дорониной; в 1990 Театр имени М.Н. Ермоловой на Театр имени М.Н. Ермоловой под руководством В.А. Андреева и Театральный центр имени М.Н. Ермоловой под руководством В.В. Фокина, с 1993 А.А. Левинского; в 1993 Театр на Таганке на Московский театр на Таганке под руководством Любимова и «Содружество актёров Таганки» под руководством Н.Н. Губенко. Среди лучших спектаклей конца 80-х — 90-х гг.: «Мизантроп» Мольера (1986, Театр на Малой Бронной), «Поминальная молитва» по Шолом-Алейхему и «Чайка» Чехова (1989, 1994, театр «Ленком»), «Крутой маршрут» (по Е.С. Гинзбург, 1989, театр «Современник»), «Таланты и поклонники» Островского (1995, Малый театр), «Без вины виноватые» Островского (1993, Театр имени Евг. Вахтангова), «Собачье сердце» (по Булгакову, 1987, Театр юного зрителя), «Укрощение строптивой» Шекспира (1994, Театр сатиры), «Жертва века» (по «Последней жертве» Островского, 1994, Театр имени Вл. Маяковского), «Свадьба» и «Юбилей» (по Чехову, 1994, Театральный центр имени М.Н. Ермоловой).

В театрах Москвы раскрылись дарования таких актёров, как И.М. Смоктуновский, Е.А. Евстигнеев, Леонов, Ульянов, Ю.В. Яковлев, А.А. Попов, Борисова, А.А. Калягин, А.Д. Папанов, О.П. Табаков, А.А. Миронов, В.С. Высоцкий, О.Е. Меньшиков, О.М. Яковлева, Л.К. Дуров, М.М. Козаков, В.И. Гафт, А.А. Вертинская, С.А. Любшин, А.С. Демидова, И.М. Чурикова, А.И. Дмитриева, М.М. Неёлова, Н.Г. Гундарева, С.В. Немоляева, О.И. Янковский, Л.В. Максакова, А.Г. Абдулов, В.С. Золотухин и др.

В Москву в 1917 из Петрограда было переведено Всероссийское театральное общество (ВТО). До 1964 его бессменным руководителем была А.А. Яблочкина, затем М.И. Царёв. В 1986 ВТО преобразовано в Союз театральных деятелей СССР (ныне Российской Федерации), возглавленный М.А. Ульяновым, с 1996 — А.А. Калягиным. С 1937 в Москве работает Дом актёра.

Подготовку актёрских и режиссёрских кадров ведут в Москве Российская академия театрального искусства (создана в 1991 на основе ГИТИСа), Школа-студия МХАТа имени Вл.И. Немировича-Данченко, Театральное училище имени М.С. Щепкина, Театральное училище имени Б.В. Щукина. Издаются журналы «Театр» (с 1937), «Театральная жизнь» (с 1958), «Московский наблюдатель» (с 1991).

Литература: Очерки истории русского советского драматического театра, т. 1—3, М., 1954—61; История советского драматического театра, т. 1—6, М., 1966—71; История русского драматического театра, т. 1—7, М., 1977—87; История русского дореволюционного драматического театра, М., 1989.

Шекспировская энциклопедия

театр

(Theatre, The)

первый английский театр, отстроенный Джеймсом *Бербеджем в 1576 г. в Шортдиче, Лондон. Здание было снесено после 28 декабря 1598 г. сыновьями Бербеджа и другими ввиду разногласий с землевладельцем Джайл-сом Алленом (Giles Allen). Строительные материалы были переправлены через Темзу в квартал Бэнксайд и использованы при постройке *"Глобуса".

Добавить свое значение
Предложите свой вариант значения к слову театр

Ассоциации к слову театр

Цитаты со словом театр

  • Жизнь в точности похожа на театр тем, что в ней часто один и тот же человек играет то злодея, то героя; и тот, кто вызывает в нас восхищение сегодня, может быть, завтра станет предметом нашего презрения.. Генри Филдинг, "История Тома Джонса"
  • Культурный американец не признает за отечественной кинематографией права называться искусством. Больше того: он скажет вам, что американская кинематография – это моральная эпидемия, не менее вредная и опасная, чем скарлатина или чума. Все превосходные достижения американской культуры – школы, университеты, литература, театр – все это пришиблено, оглушено кинематографией.. Илья Ильф, Евгений Петров, "Одноэтажная Америка"
  • Весь мир — театр. Но труппа никуда не годится.. Оскар Уайльд, "Преступление лорда Артура Севила"
Показать комментарии
Добавьте комментарий первым!