Значение слова тень
Словарь Ушакова
тень, тени, в тени, мн. тени, теней и (устар.) теней, жен.
1. только ед. Темное пространство, отгороженное, застланное чем-нибудь от источника света, куда не проникают лучи света. «Под навесом в черной тени жевали лошади.» А.Н.Толстой. «Пешеход, отирая пот с лица, искал тени.» Гончаров.
2. перен., только ед. Незаметное, невидное, тихое, укромное место, положение. «Не так ли я в былые годы провел в бездействии, в тени мои счастливейшие дни.» Пушкин. «Стих, притаился в тени барин, прослышав свободу.» Некрасов. Держаться в тени.
3. Темное отражение, падающее на окружающую поверхность от той стороны предмета, которая не обращена к источнику света. Чем выше Солнце, тем короче тени от деревьев. Солнце заходит, длинные тени ложатся на землю. «И сосен по дороге тени уже в одну слилися тень.» Тютчев. «Настала ночь, покрылись тенью Тавриды сладостной поля.» Пушкин. «Не легли еще тени вечерние, а луна уж блестит на воде.» А.Блок. «По тени узнал я ворону как раз.» Некрасов. Высокая стена дает (или отбрасывает) длинную тень. На его лицо падала тень от абажура. «Там нежила меня теней прохлада.» Пушкин. «(Солнце) наводило на дальний бугор света и теней недвижный узор.» Некрасов.
| Изображение такого темного отсвета в живописи. Класть тени. Распределение света и тени на картине.
4. перен. Отражение какого-нибудь внутреннего состояния в движении лица, глаз и т.п. По лицу его пробежала тень неудовольствия.
5. *****
6. перен., только ед. Малейшая доля, малейший признак чего-нибудь (книж.). У меня нет ни тени сомнения в моей правоте. Другое дело, если б его возражения имели хотя бы тень убедительности.
7. Призрак, привидение, дух умершего (первонач. в суеверных представлениях, затем - поэт.). Загробная тень. «Лишь по ночам, склонясь к долинам, ведя векам грядущим счет, тень Данта с профилем орлиным о Новой жизни мне поет.» А.Блок. «И много милых теней восстает.» Жуковский. «Еще доныне тень Назона дунайских ищет берегов.» Пушкин. «Она скиталась по дому, как тень, неслышными шагами.» А.Тургенев. «Бледна, как тень, с утра одета, Татьяна ждет.» Пушкин.
8. Неясное очертание человеческой фигуры, силуэт. «В окнах везде светились огни, мелькали тени.» Гончаров. «Друг беззащитный, больной и бездомный, вдруг предо мной промелькнет твоя тень!» Некрасов. «Увидели две тени, проходившие в просвете между деревьями.» Л.Толстой.
9. перен., только ед. Подозрение, вызывающее сомнение в чьей-нибудь добропорядочности, что-нибудь, порочащее репутацию. Тень падает на кого-нибудь. Бросить, набросить, кинуть тень на кого-нибудь. Тень ложится на кого-нибудь.
• Наводить тень (разг.) - перен. затуманивать дело, намеренно *****
«Толковый словарь русского языка», впервые изданный в 1930-х годах прошлого века под редакцией Д.Н. Ушакова, и по сей день является одним из самых известных и подробных толковых словарей русского языка. Его популярность можно сравнивать разве что с популярностью словаря Ожегова.
Словарь был подготовлен в рамках реализации государственного заказа на унификацию норм русского литературного языка, испытавшего серьезные изменения в начале прошлого столетия. Всего словарь содержит 4 тома, в которых представлено более 90 тысяч словарных статей. В работе над составлением словаря принимали участие крупные ученые того времени. Словарь рассчитан на читателей практически всех возрастов.
Словарь Ожегова
ТЕНЬ, и, в тени, мн. и, ей и ей, ж.
1. Место, защищённое от попадания прямых солнечных лучей. Температура +20° в тени. Сидеть в тени. Держаться в тени (также перен.: скромно, не стараясь подчёркивать свою роль в какомн. деле). Спрятаться (уйти) в т. (также перен.: в сторонку, стараясь быть незаметным, не обращать на себя внимание).
2. Тёмное отражение на чёмн. от предмета, освещенного с противоположной стороны. Дерево отбрасывает т. Этот человек его т. (перен.: неотступно следует за ним). Театр теней (действия теней, получаемых от плоских кукол, движущихся между источником света и экраном).
3. Неотчётливое очертание фигуры, силуэт (во 2 знач.). В саду мелькнула неясная т.
4. перен., чего. Отражение в движениях лица какогон. внутреннего состояния, волнения. Пробежала т. неудовольствия. Промелькнула т. сомнения.
5. перен., чего. Призрак, воспроизведение чегон. (книжн.). Тени прошлого. Встали тени былого.
6. перен., чего. Малейший признак, малейшая доля чегон. Нет и тени сомнения.
7. перен. Подозрение в чёмн. Бросить т. на чьён. доброе имя.
8. мн. (род. ей). Оттеняющие косметические краски для лица, век.
9. Затемнённое, оттенённое место на рисунке, картине, изображении. Класть тени.
• Тень наводить, наводить тень на ясный день (разг.) намеренно вносить неясность в дело, стараясь сбить с толку.
Только (одна) тень осталась от кого (разг.) очень исхудал.
| прил. теневой, ая, ое (к 1, 2, 8 и 9 знач.).
Словарь С. И. Ожегова — лингвистический толковый словарь русского языка, который является самым первым из появившихся в России (тогда — в Советском Союзе) после Октябрьской революции.
Составление словаря началось в тридцатых годах прошлого века и было доведено до финала в 1949 году, однако впоследствии словарь несколько раз дополнялся и перерабатывался самим его создателем.
В словаре представлено около 80 тысяч слов и фразеологизмов, большое количество общелитературной и просторечной лексике, дана информация по правильному написанию и произношению слова, приведены примеры употребления.
Словарь Ефремовой
- ж.
- :
- Темное пространство, заставленное, отгороженное чем-л., куда не проникают лучи света.
- перен. Тихое, укромное, незаметное, невидимое место.
- :
- Темное отражение, падающее на окружающую поверхность от той стороны предмета, которая не обращена к источнику света.
- Изображение такого отсвета в живописи.
- перен. Отражение какого-л. внутреннего состояния человека на его лице, в его глазах.
- :
- перен. След, отпечаток, пережиток чего-л.
- Чей-л. образ, рисующийся в воображении.
- перен. Слабый намек на что-л.
- перен. Неотчетливое очертание фигуры человека; силуэт.
- перен. Подозрение, вызывающее сомнение в чьей-л. добропорядочности.
- :
- ж. разг.
- Тот, кто постоянно бывает с кем-л., всюду следует за ним.
- перен. Бледный, исхудавший, изможденный человек.
Толково-образовательный словарь русского языка Т.Ф. Ефремовой представляет собой один из наиболее полных на настоящее время словарей русского языка. В словаре содержится более 136 тысяч словарных статей, в которых в свою очередь вниманию читателя представлено более 250 тысяч семантических единиц, в том числе служебные части речи.
Впервые словарь был издан в 2000 году и с тех пор регулярно переиздается. Одна из особенностей словаря — формирование заглавных показателей есть через связь по значению слов. Уделено внимание и омонимам. Словарь ориентирован на широкий круг читателей.
Толковый словарь живого великорусского языка (Даль Владимир)
ж. сень, стень, затинь, застень, южн. зап. холодок; отсутствие прямого, лучистого света, особ. солнечного, перенятого каким-либо предметом, который застеняет, застит, омрачает. На солнце жарко, пойдем в тень, под тень. Тише тени прошел да чох одолел! Он тени (духу) его боится. Он сам своей тени боится. Девушка, что тень: ты за нею, она от тебя: ты от нее, она за тобой. Мету-мету, не вымету, несу-несу, не вынесу: как пора придет, сама уйдет (тень)?
Темное пятно, с очерком предмета, от которого тень падает; зазащенное место. Тень дерева, тень дома, человека. Полуденная тень самая короткая. Солнечные часы указывают тенью стрелки.
Тень, в живописи: затинок, оттенок, более темная краска, в подражанье теням природным. Тени шерстей, шелков, разные оттенки одной краски, цвета темные, светлые, яркие, подбор цветов.
Душа умершего, человек бесплотный, в поверьях, рассказах, видениях или явлениях, приведенье. Тень его явилась мне. Теневой, к тени относящ. Теневые места картины. теневой шелк, подобранный под тень. Теневой рисунок, с оттенкою, противопол. очерк. Тенистый, обильный тенью. Тенистое дерево, сильно, широко затеняющее; -место, хорошо и густо затененное. Тенник, местечко в затине, в тени. Все нежные растенья стоят в теннике. /
Затин, щиток на свечу, на лампу. Тенить, от(за)тенять, класть тени; темнить, застить. -ся, затеняться.
Толковый словарь живого великорусского языка — популярнейший словарь, составленный знаменитым писателем Владимиром Далем и исследователем еще в позапрошлом веке, однако остающийся востребованным и в наши дни, является одним из самых полных словарей по тематике русского языка. Всего в него включено более 200 тысяч слов, а также большое количество пословиц, поговорок, загадок и присловий, приведенных в качестве примеров использования.
В словаре собрано лексическое наследие больших и малых народов современной Далю России, как письменное, так и устное, а также профессиональные жаргонизмы различных профессий и ремесел.
Словарь ориентирован на самого массового читателя и будет интересен всем любителям русского языка.
Этимологический словарь русского языка
Индоевропейское – temni-s (темный).
Общеславянское – sьjati (сиять, сень, сени).
В древнерусском языке существительное известно с XI в. в формах «стънь» и «сънь». В говорах встречается слово «стень» в значении «тень человека», в древнерусском и русском говорах слово «стень» употреблялось в значении «стена».
В некоторых славянских языках слово утеряно.
Родственными являются:
Украинское – тiнь.
Словенское – tenja.
Польское – cien.
Производные: тенистый, теневой.
Этимологический словарь русского языка — лингвистический словарь, целью которого является создание у читателя представления о происхождении и развитии слов русского языка.
Словарь содержит в себе сведения о появлении того или иного слова, а также о процессе его вхождения в современный русский язык, в том числе и в контексте исторических событий.
Одна из основных задач словаря — определение роли других языков в формировании русского языка. С помощью словаря можно выяснить источник заимствования конкретного слова в случае, если оно пришло в русский язык из иностранного. Также в словаре даются понятия народной (ложной) этимологии, переосмысливающей значения слов.
Тезаурус русской деловой лексики
Syn: полумрак
Ant: свет
Тезаурус русской деловой лексики, впервые вышедший в свет в 2004 году, содержит в себе исчерпывающий на момент издания перечень русской лексики, принадлежащий деловой прозе.
Словарные статьи отражают значение и синонимические ряды для терминов и определений, используемых в текстах деловой направленности: в деловой переписке, технической документации, договорах и так далее.
Составителями словаря являются лексикографы компании ABBYY — международной компании, разрабатывающей решения в области интеллектуальных технологий. Тезаурус будет полезен лицам, чья деятельность связана с делопроизводством, а также всем интересующимся.
Фразеологический словарь русского языка
Бросать (или кидать) тень на кого - вызвать сомнение в чьей-либо добропорядочности
Бояться своей (собственной) тени - быть очень трусливым
Быть (или сделаться) тенью кого -
1) неотступно ходить за кем-либо, быть всегда вместе с кем-либо
2) целиком находиться под влиянием кого-либо
Ночная (или вечерняя) тень и тень ночи - сумрак
Навести тень (на плетень, на ясный день) - сделать неясным что-либо
(Одна) тень осталась от кого - кто-либо очень похудел
Оставаться (или держаться, быть и т. п.) в тени - стараться быть незаметным, не выделяться, оставаться незамеченным
Тень под глазами (или вокруг глаз) у кого - темные с синеватым оттенком круги под глазами от усталости, нездоровья и т. п.
Тень падает на кого - возникает сомнение в чьей-либо добропорядочности
Ходить (или идти, следовать и т. п.) за кем как тень - ходить за кем-либо неотступно
Фразеологический словарь русского языка — лингвистический словарь, содержащий в себе сведения о фразеологизмах русского языка. Фразеологизмы — устойчивые конструкции (выражения или словосочетания), играющие большую роль в современном русском языке. Словарные статьи посвящены толкованию этих выражений, а также содержат информацию о происхождении и примеры употребления оборотов.
В словаре собраны фразеологизмы, применяемые в современном общелитературном, общественно-политическом и обиходно-бытовом языке. Словарь адресован широкому кругу читателей.
Фразеологический словарь (Волкова)
Наводить тень (разг.) - перен. затуманивать дело, намеренно сбивать с толку.
► Да ты того, нечего тень наводить! Чехов.
Осталась одна тень от кого (разг.) - кто- н. очень исхудал.
► После болезни он него осталась одна тень.
Фразеологический словарь русского языка Т. Волковой содержит более 6 тысяч фразеологических оборотов. Каждая словарная статья дополнена примером использования оборота в разговорной или литературной речи. Словарные статьи даны в порядке, облегчающем их поиск по значению (смыслу), или по наиболее характерному для конкретного речевого оборота слову. Таким образом, один фразеологизм может быть приведен в разных смысловых группах. В словаре также учтены особенности фразеологизмов как самостоятельных единиц речи: приведены стилистические и лексические пометки, дан контекст.
Словарь будет интересен школьникам, студентам и всем изучающим русский язык.
Толковый словарь русского языка (Алабугина)
,-и, ж.
1. только ед. Пространство, защищённое от лучей солнца.
* Отдыхать в тени дерева. *
2. Тёмное отражение на чём-н., отбрасываемое предметом, освещённым с противоположной стороны.
* Тень от дома. *
3. Неотчётливое очертание человеческой фигуры; силуэт.
* Тени в окне. *
4. перен. Отражение внутреннего состояния в движениях лица.
* Тень беспокойства. *
5. перен. Призрак, остаток былого.
* Тени прошлого. *
6. перен. Малая доля чего-н.
* В нём нет ни тени жалости. *
7. перен. Подозрение в чём-н.
* Тень сомнения. *
8. перен. Слабый след, слабое подобие чего-н.
* Живёт тень великого имени (Лукан). *
9. только мн. Косметическая краска для век.
* Купить тени. *
Толковый словарь русского языка под редакцией Ю.В. Алабугиной — лингвистическое справочное издание, в котором представлено толкование более 2000 слов и словосочетаний, применяемых в современной документальной и художественной литературе, а также в журналистике.
В дополнение к толковому также представлен этимологический словарь, содержащий около 1000 слов. В дополнении приведены гипотезы о происхождении слов русского языка, прослежен путь формирования слова в его современном виде. Имеются приложения: «Прописная или строчная» и «Слова, которые нужно запомнить». Словарь рассчитан на читателей, которым интересен русский язык и его история.
Гаспаров. Записи и выписки
♦ Д Н. Бразуль, зав. худ отделом "Рабочей газеты", пил только пиво, но так, что пытался открывать дверь редакции, хватаясь за тень от ручки. Кожебаткин (уже в изд МТП), грузный и беззубо улыбающийся орел-стервятник в пенсне, носил женские чулки, потому что в них теплее, а в портфеле имел любые книги, серебряный набалдашник без трости, подвязки и всегда бутылку вина. В. А. Попов, редактор "Вокруг света" и "Следопыта", вылечился от запоя новым способом, "электричеством через женщин", но как — не говорил (Восп. Д. Дарана, РГАЛИ, 2436.1.42).
♦ У Алданова слова не отбрасывают тени, — вежливо выражался Набоков.
«Записи и выписки» — сборник дневников и литературно-критических эссе российского филолога М. Гаспарова, вышедший в 2001 году. В книге представлены воспоминания автора, а также заметки, рассуждения, цитаты на разные темы, переводы стихотворений зарубежных авторов, пересказы снов самого автора и знакомых ему людей. Переводы выполнены с сокращением оригинального текста.
Также в сборнике содержатся статьи на темы филологии, педагогики, истории. Сборник состоит из четырех разделов, каждый из которых раскрывает отдельный аспект жизни и творческого и трудового пути автора.
Книга награждена премией Андрея Белого в 1999 году.
Культурология. Словарь-справочник
☼ универсалия культуры, возникшая из мифологии абрисов освещенности предметов и из гипотезы об автономной жизни этого абриса. Т. — своего рода знак естественного "языка" натуры, силуэтное означенье вещей и существ. Т. есть атрибут дневного мира и дневной культуры (к-рой противостоит утомительная "пестрота" цивилизации); выражение "ночные Т." является неявной тавтологией. Т., однако, всей семантикой возможного отторжения связана с однородно сумеречным Загробьем и ночной свободой осн. персонажей демонологии. Мировая мифология загробной реальности неизбежно фиксирует его теневую фактуру, причем Т. здесь — не онтологич. мнимость, но осн. способ пост-существования ("мир Т.", "милые Т." — эти и подобные им словосочетания маркируют знаковое и, следовательно, смысловое присутствие мира здешнего в нездешнем состоянии и являются не метафорами, а квалификацией инородности). Ранние филос. трактовки Т. связаны с характеристиками повседневной, а не запредельной жизни (от "пещеры Платона" до соловьевского мнения о том, что подлинности этого мира — "только тени... от незримого очами"). В этом акценте Т. стала аргументом в борьбе за ценность трансцендентной реальности (монады, эйдосы, идеи; "духовные деятели" Н. Лосского (см.. Лосский); "мэон" Н. Минского; ментальные субстраты мистиков; астро-тела антропософов). Т. человека — предмет особой охоты для героев демонич. мира. Черт и бес лишены лица и Т.; последняя является для них формой алиби среди людей и "телесной" легитимизации. Т. для безличной твари (нежити) есть знак личности. Отнятие Т. у человека делает черта хозяином его жизни. Т. используется как маска живого на мертвом. Похищение или торговля Т. по условиям договора с нечистой силой приравнены к купле-продаже души. Душа есть светлая Т. бессмертия; Т. телесная есть неотменяемая память о смерти. Христианство персонифицирует эти векторы судьбы в сторожевых контрагентах всякого человека: ангел белый и ангел черный. Их борьбе за "теневой" приоритет лит-ра придала приключенч. характер (Шамиссо, Шварц). Т. удваивает предмет в реальном пространстве и в завременном существовании; отсюда — тема двойничества: от египет. "ка" (прижизненного двойника человека) и культа близнецов в архаич. культурах до образов расщепленной личности в прозе последних двух веков ("Двойник" Достоевского). Т. как самостоят. существо наделена в мифологии амбивалентными свойствами: Т. на свету неуязвима, ее нельзя убить, подвергнуть порче или прогнать (она есть как бы оглядка предмета или существа на самого себя), но смертная Т. Аида, искусившаяся обратным воплощением в прежнее тело, возвращается в обитель ночи, если нарушено условие, поставленное ее проводнику: не оглядываться на нее в лабиринте выхода. Так вернулась Т. Эвридики в мифе об Орфее, коль скоро, по одному из толкований, попытка вернуть ее к бытию "была самочинным насилием бытия земного над областью трансцендентного" (П. Флоренский). Общим местом стали сравнения быстротечности человеч. жизни с мельканием Т. (у Тютчева: "Вот наша жизнь <...> — Не светлый дым, блестящий при луне, а эта тень, бегущая от дыма..."). Эстетика Т. знает театр Т. и искусство силуэта, вырезанного или закрашенного. Живопись осваивает Т. с открытием прямой перспективы; обратная перспектива фрески и иконы не знает Т. Чист от Т. мир сакральной образности, которая строит свою картину мира в параметрах физики иного и в ангельском пространстве света Фаворского. Т. в живописи эволюционизирует от полупрозрачных абрисов Боттичелли ("Три грации") до утяжеленно-соматич. проработки цветной Т. в опытах импрессионистов. Поэтика Т. работает и на мимикрию реализма: чем абсурднее на полотнах Дали или в супрематич. композициях Малевича изображенные ими сюрреалистич. существа и вещи, тем рельефнее их присутствие свидетельствует тщательно выписанная фактура Т. Виртуозная философия Т. разработана в Др. Китае: инь акцентируется как затененность, что повлияло на эстетику и опыт раннего синема в России (С.М. Эйзенштейн). Совр. эстетика Т. недалеко ушла от геометрии плоскостного мира и пытается создать синэстезию Т. (А. Вознесенский) и особую метафорику Т. смыслов, сложно пересекающихся в стиховом пространстве контекста (см. теневую графику в конструкциях постмодерна).
Лит.: Минский Н.М. Религия будущего (Философские разговоры). СПб., 1905; Карсавин Л.П. О личности. Каунас, 1929; Дзюнъичироо Танизаки. Похвала Тени // Восточное обозрение. Б.м., 1939, № 1; Вознесенский А.А. Тень звука. М., 1970; Каган Ю.М. По поводу слова "umbra" — "тень" // Античность и современность. М., 1972; Мейер А.А. Философские сочинения. Париж, 1982; Эйзенштейн С.М. Неравнодушная природа // Эйзенштейн С.М. Собр.соч. М., 1964. Т. 3; Карсавин Л.П. Малые сочинения. СПб., 1994; Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М., 1994; Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М., 1995.
К. Г. Исупов.
Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996
Словарь-справочник по культурологии представляет собой справочное издание, посвященное культурологии как науке, изучающей культуру. Словарные статьи содержат термины и определения, применяемые в изучении современной культурологии России и мира, отражающие суть концепций мировой и российской культуры. В справочнике представлены также статьи о развитии культуры и различных культурных феноменах, как исторических, так и современных.
Словарь рассчитан на широкий круг читателей, интересующихся современной историей и культурой, но будет полезен также студентам вузов и специалистам.
Библейская энциклопедия арх. Никифора
см. Сень
Библейская энциклопедия» архимандрита Никифора представляет собой словарь-справочник, содержащий толковании более 7,5 тысяч слов из ветхозаветных и новозаветных канонических и неканонических книг Священного Писания. Составленный в 1891 году архимандртом Никофором, словарь освещает современные его автору вопросы из области библейской географии, архитектуры, военного дела, искусства, математики, физики и других областей знания.
Энциклопедия содержит иллюстрации.
Книга адресована широкому кругу читателей и будет полезна всем интересующимся православным христианством.
Мир Лема - словарь и путеводитель
при воздействии на поверхность мощного кратковременного излучения на ней остается след - тень находящегося перед ней объекта (по данным, полученным при атомном взрыве в Хиросиме и при катастрофе с ракетой Р-16 в 1960 году - Первушин А. Битва за звезды: Космическое противостояние. М.: 2003):
* "... на шершавом фоне проступали два стертых силуэта, заостренных кверху, словно тени в высоких капюшонах. Один сильно наклонялся вперед, словно падая, другой скорчился, как бы присев и втянув голову в плечи. Ростом обе тени были чуть выше метра... возможно, что в момент взрыва перед откосом стояли два существа: перед тем как испариться в температуре миллион градусов, их тела заслонили часть стены от непосредственного действия жара". - Астронавты *
Словарь и путеводитель «Мир Лема» представляет собой комментарии и обзорные статьи к произведениям знаменитого автора фантастики Станислава Лема. В словарных статьях большое внимание уделено аллюзиям и коннотациям употребляемых писателем слов.
Словарными статьями помимо художественных произведений охвачены также литературоведческие и философские труды автора. Цитаты для словаря отобраны таким образом, чтобы максимально полно продемонстрировать употребление Лемом того или иного слова.
Словарь и путеводитель будут полезны всем интересующимся творчеством фантаста.
Цитаты со словом тень
- Память неосязаема, как ни старайся, подлинное ощущение не вернёшь, остаётся лишь призрак, тень, грустное тающее облако.. Колин Маккалоу, "Поющие в терновнике"
- Красота любит тень, в тенях рождается соблазн.. Дмитрий Глуховский, "Будущее"
- Вера в дьявола — оборотная сторона веры в бога. Одна доказывает наличие другой. Кто хоть немного не верит в черта, не слишком верит и в бога. Кто верит в солнце, должен верить и в тень. Дьявол — это ночь господня. Что такое ночь? Доказательство существования дня.. Виктор Гюго, "Человек, который смеется"
Примеры употребления слова тень
- Например: 1) сидеть в тени; температура в тени; тень от дерева, от постройки, от человека; 2) тень предметов, очертаний, силуэтов; 3) тень грусти, улыбки, недовольствия, сомнения; 4) тень надежды, улучшения, порока; 5) тени умерших, погибших; 6) тень минувшего, прошедшего, былого; 7) тень обиды, досады, неискренности.
Синонимы к слову тень
- атом
- бездельник
- буква
- вид
- видение
- видимость
- галлюцинация
- дурак
- дым
- единица
- жилище
- звукотень
- знак
- иллюзия
- искорка
Однокоренные слова к слову тень
- затенить
- оттенить
- оттенять
- светотень
- теневой
- тенек
- тенечек
- тенистый
- затенять