Значение слова ужас
Словарь Ушакова
ужас, ужаса, муж.
1. только ед. Чувство сильного страха, испуга, приводящее в состояние подавленности, оцепенения, трепета. «Стеня от ужаса, после долгих усилий проснулась Валерия.» А.Тургенев. «Ужас леденит наши сердца.» А.Тургенев. «Холод ужаса пробежал... по спине.» Л.Толстой. Ужас охватил (объял ритор.) Его. Повергнуть кого-нибудь в ужас. Бежать в ужасе. С ужасом думать о чем-нибудь. Нельзя без ужаса вспомнить. Навести ужас на кого-нибудь.
2. только ед. Трагичность, безвыходность. «Она проснулась, и с первой мыслью представился ей весь ужас ее положения.» Пушкин. Оценят *****
положение, случай. «Внимая ужасам войны...» Некрасов. Видел всякие ужасы. Рассказывать ужасы.
4. только ед. Изумление, вызванное негодованием, отвращением. Прийти в ужас от чего-нибудь.
5. в знач. сказуемого. О чем-нибудь страшном или изумляющем, чрезвычайном, в знач. ужасно (разг.). «Я конечно зауряд, немножко поотстал, ленив, подумать - ужас!» Грибоедов. Его положение - прямо ужас. Ужас в том, что...
| О чем-нибудь, не представляющем собою ничего ужасного, страшного, в в знач. очень хорошо, прекрасно (в разг. фам. выражениях похвалы, удовольствия, восхищения). «Такой вкусный, такой вкусный, что просто ужас!» Чехов.
6. в знач. нареч. очень, в высшей степени, чрезвычайно (о чем-нибудь страшном или неприятном; разг.). «Денег выходит ужас сколько, и сам не знаю куда!» Гончаров. Ужас страшно. Ужас далеко. Ужас плохо.
| То же - о чем-нибудь хорошем, приятном (ср. 5 знач.; разг. фам.). Ужас хорошо. Ужас приятно. Он - Ужас милый человек.
• До ужаса (разг.) - очень, крайне. «Человек до ужаса бездушен.» Некрасов. К ужасу чьему (разг.) - к несчастью, к край нему сожалению (по поводу обстоятельств, могущих повлечь ужасные последствия). К ужасу моему, я сбился с пути.
«Толковый словарь русского языка», впервые изданный в 1930-х годах прошлого века под редакцией Д.Н. Ушакова, и по сей день является одним из самых известных и подробных толковых словарей русского языка. Его популярность можно сравнивать разве что с популярностью словаря Ожегова.
Словарь был подготовлен в рамках реализации государственного заказа на унификацию норм русского литературного языка, испытавшего серьезные изменения в начале прошлого столетия. Всего словарь содержит 4 тома, в которых представлено более 90 тысяч словарных статей. В работе над составлением словаря принимали участие крупные ученые того времени. Словарь рассчитан на читателей практически всех возрастов.
Словарь Ожегова
УЖАС, а, м.
1. Чувство сильного страха, доходящее до подавленности, оцепенения. Наводить у. на когон. Охватил у.
2. обычно мн. Явление, положение, вызывающее такое чувство. Рассказывать ужасы. Ужасы войны. Фильмы ужасов.
3. Крайнее изумление, негодование, расстройство, вызванное чемн. Прийти в у. от рассказа. К. ужасу слушателей (так, что слушатели ужаснулись).
4. Трагичность, безвыходность. Почувствовать весь у. своего положения.
5. ужас, в знач. сказ. О чёмн. изумляющем, необычайном по своим положительным или отрицательным свойствам, а также о большом количестве кого-чегон. (разг.). Тоска у.! Смеялись мы у.! У. сколько времени прошло.
• Ужас как (какой) (разг.) то же, что ужас (в 5 знач.). Обрадовался ужас как! Ужас какой умный.
До ужаса (разг.) очень, крайне. Ревнив до ужаса.
Тихий ужас! (разг.) о чёмн. чрезвычайном. Шумят, ссорятся тихий ужас!
Словарь С. И. Ожегова — лингвистический толковый словарь русского языка, который является самым первым из появившихся в России (тогда — в Советском Союзе) после Октябрьской революции.
Составление словаря началось в тридцатых годах прошлого века и было доведено до финала в 1949 году, однако впоследствии словарь несколько раз дополнялся и перерабатывался самим его создателем.
В словаре представлено около 80 тысяч слов и фразеологизмов, большое количество общелитературной и просторечной лексике, дана информация по правильному написанию и произношению слова, приведены примеры употребления.
Словарь Ефремовой
- м.
- Чувство сильного страха, испуга, приводящее в состояние подавленности, оцепенения, трепета.
- Безвыходность, трагичность.
- Вызывающее такое чувство страшное явление, случай.
- Изумление, вызванное негодованием, отвращением.
- нареч. разг. Очень, в высшей степени, чрезвычайно.
- предикатив
- Оценка какой-л. ситуации, чьих-л. действий как вызывающих тяжелое, мучительное состояние, являющихся очень плохими, скверными, неприятными.
- перен. разг. Оценка чего-л. как необыкновенно хорошего.
Толково-образовательный словарь русского языка Т.Ф. Ефремовой представляет собой один из наиболее полных на настоящее время словарей русского языка. В словаре содержится более 136 тысяч словарных статей, в которых в свою очередь вниманию читателя представлено более 250 тысяч семантических единиц, в том числе служебные части речи.
Впервые словарь был издан в 2000 году и с тех пор регулярно переиздается. Одна из особенностей словаря — формирование заглавных показателей есть через связь по значению слов. Уделено внимание и омонимам. Словарь ориентирован на широкий круг читателей.
Этимологический словарь русского языка
Готское – «пугать».
Слово «ужас», вероятно, образовалось от церковно-славянского глагола «жасити» (пугать). Первоначально существовала форма «прежасъ» (ужас, неистовство), из которой позже образовалось сокращенное «ужас».
Возможно, вышеназванные церковнославянские словоформы восходят в праславянскому корню gasiti со значением «гасить».
Не менее убедительной кажется и версия происхождения слова от готского со значением «пугать».
Родственными являются:
Украинское – ужах.
Чешское – uzas.
Производные: ужасать, ужасный.
Этимологический словарь русского языка — лингвистический словарь, целью которого является создание у читателя представления о происхождении и развитии слов русского языка.
Словарь содержит в себе сведения о появлении того или иного слова, а также о процессе его вхождения в современный русский язык, в том числе и в контексте исторических событий.
Одна из основных задач словаря — определение роли других языков в формировании русского языка. С помощью словаря можно выяснить источник заимствования конкретного слова в случае, если оно пришло в русский язык из иностранного. Также в словаре даются понятия народной (ложной) этимологии, переосмысливающей значения слов.
Тезаурус русской деловой лексики
Syn: см. страх
Тезаурус русской деловой лексики, впервые вышедший в свет в 2004 году, содержит в себе исчерпывающий на момент издания перечень русской лексики, принадлежащий деловой прозе.
Словарные статьи отражают значение и синонимические ряды для терминов и определений, используемых в текстах деловой направленности: в деловой переписке, технической документации, договорах и так далее.
Составителями словаря являются лексикографы компании ABBYY — международной компании, разрабатывающей решения в области интеллектуальных технологий. Тезаурус будет полезен лицам, чья деятельность связана с делопроизводством, а также всем интересующимся.
Фразеологический словарь русского языка
До ужаса прост. - очень, крайне
Ужас что такое - о положении, обстоятельствах, обстановке, вызывающих изумление или беспокойство, страх
Фразеологический словарь русского языка — лингвистический словарь, содержащий в себе сведения о фразеологизмах русского языка. Фразеологизмы — устойчивые конструкции (выражения или словосочетания), играющие большую роль в современном русском языке. Словарные статьи посвящены толкованию этих выражений, а также содержат информацию о происхождении и примеры употребления оборотов.
В словаре собраны фразеологизмы, применяемые в современном общелитературном, общественно-политическом и обиходно-бытовом языке. Словарь адресован широкому кругу читателей.
Фразеологический словарь (Волкова)
До ужаса (разг.) - очень, крайне.
► Человек до ужаса бездушен. Некрасов.
К ужасу чьему (разг.) - к несчастью, к край нему сожалению (по поводу обстоятельств, могущих повлечь ужасные последствия).
► К ужасу моему, я сбился с пути.
Фразеологический словарь русского языка Т. Волковой содержит более 6 тысяч фразеологических оборотов. Каждая словарная статья дополнена примером использования оборота в разговорной или литературной речи. Словарные статьи даны в порядке, облегчающем их поиск по значению (смыслу), или по наиболее характерному для конкретного речевого оборота слову. Таким образом, один фразеологизм может быть приведен в разных смысловых группах. В словаре также учтены особенности фразеологизмов как самостоятельных единиц речи: приведены стилистические и лексические пометки, дан контекст.
Словарь будет интересен школьникам, студентам и всем изучающим русский язык.
Толковый словарь русского языка (Алабугина)
, -а , м.
1. Чувство сильного страха.
* Испытать ужас. *
2. Крайнее изумление, негодование, расстройство, вызванное чем-н.
* Прийти в ужас от состояния дел. *
3. только мн.
Явления, вызывающие страх, изумление, негодование.
* Ужасы войны. *
Толковый словарь русского языка под редакцией Ю.В. Алабугиной — лингвистическое справочное издание, в котором представлено толкование более 2000 слов и словосочетаний, применяемых в современной документальной и художественной литературе, а также в журналистике.
В дополнение к толковому также представлен этимологический словарь, содержащий около 1000 слов. В дополнении приведены гипотезы о происхождении слов русского языка, прослежен путь формирования слова в его современном виде. Имеются приложения: «Прописная или строчная» и «Слова, которые нужно запомнить». Словарь рассчитан на читателей, которым интересен русский язык и его история.
Альтернативная культура. Энциклопедия
высшая степень страха, пронизанного отчаянием и безнадежностью при столкновении с чем- то угрожающим, непознаваемым и чужим; головокружение от предчувствия тотального фиаско.
В отличие от обиды, тоски и даже смерти (суицид), У. всегда принудителен, навязан извне — и в том случае, когда речь идет о психическом наваждении. Страх, в свою очередь, является профанической, упрощенной формой У. (впрочем, эти слова нередко употребляются как синонимы). У Кьеркегора («Страх и трепет») соотносится с историей грехопадения Авраама, над которой, по мнению автора, «нельзя рыдать... к ней надо приближаться с horror religious, он же выстраивает пятичастную иерархию своего излюбленного понятия (в «Понятии страха»). Как эстетическая категория осознается в эпоху романтизма (Э. Т. А. Гофман, Э. По), без декоративного У. невозможен также готический роман («Халиф... оцепенел от страха, услышав стоны Сулеймана, которого в первый момент растерянности принял за труп» — «Батек» У. Бэкфорда, 1782), традиции которого в XX веке продолжил Г. Мейринк с его «Големом» (1915), где царит «беспредельный ужас». Актуализируется в творчестве символистов (Э. Мунк с его «Криком», О. Редон в живописи, поздний Мопассан в прозе — рассказы «Орля», «Волосы»), востребуется также мастерами экспрессионизма, философией и литературой экзистенциализма (Angst у К. Ясперса и М. Хайдеггера). «Серебряная эпоха» вообще бравировала позицией «кружения над бездной», что заметно на примере даже не самых радикальных ее представителей (от «дикого отчаяния и У.» во взоре убийцы во «Сне Макара» до «Конца света» Чекрыгина, 1921). Со второй половины XX века — У. становится понятием глубоко вторичным, если не просто ненужным для искусства, перекочевывая на территорию масскульта и трэша. «Послесартровский» У. поистине ужасен — если, допустим, это не ужас Ю. Мамлеева, падкого на нетрадиционные решения, сочетающего теологию и патологию, результатом чего оказывается «нелепо-трансцедентный, но вместе с тем животный страх» («Утро»). Даже моднейший ныне X. Мураками, и тот вынужден обставлять ситуации У. антуражем заурядного хоррора (эпизод у лифта — кстати, любимый атрибут классического хорора — в романе «Дане, дане, дане», 1988: «Мгла была абсолютной. До животного У.») Однако поторопился Ж. Батай, заявив в 1943 году, что «границы ужаса отступили (Бога нет)». На протяжении XX века У., подобновирусу, модифицирует и видоизменяется, находя прибежище в неисчерпаемости авторских вариантов, навеянных гибелью целого народа («тайный У., молчаливый вой» — в «Жизни и судьбе» В. Гроссмана, 1960) или трудо-оставленностью отдельного героя («тоскливый страх» — в «Происхождении мастера» А. Платонова), а фотограф С. Братков создает «Детские ужасы» (1998) под влиянием реального быта детских домов.
Мастера авангардистских направлений тоже не чурались У., хотя и не афишировали это свое увлечение, считая его анахроничным (только из комментария узнаем о том, что лэнд-артист Р. Смитсон сознательно ориентировался на места, «вызывающие У.»).Постмодернизм сознательно дистанцируется от феномена У., так как последний мало поддается иронической деконструкции, однако, его продолжают подпитывать, скажем, политические реалии (живопись Л. Голуба). Другое дело, что его обременяет прагматическая каузальность — ситуация наркотической ломки («На игле» Д. Бойла, 1996) или квазидетективного преследования (финал «Маятника Фуко» У. Эко). Исключением, как ни странно, был сам предтеча постмодерна, X. Л. Борхес, подобно Кафке, описывающий свои кошмары, пронизанные «смятением, лихорадкой, тревогой, страхом и восторгом» («Рагнарек», из сб. «Делатель», 1960). В российской культуре можно встретить У. декоративно-узорчатый (Т. Толстая), У., распыленный по «мелочам жизни », по парадоксалиям недетских рассказов (Л. Петрушевская), или У., без остатка растворившийся в потоке насилия, что очевидно на примере фотоработы А. Осмоловского «Третий лишний» (1994). Некрореализм, используя репертуар традиционного хоррора, избегает окончательного катарсиса, облекая все пространство рассказа липкой безнадегой, усиливаемой дилетантизмом съемочной техники («Мочебуйцы-труполовы» Е. Юфита и А. Мертвого, 1988).
Что касается жанра в кинематографе, титульно замешанного на У. (он также является непременным атрибутом фэнтэзи в особе Г. Ф. Лавкрафта), то здесь последний оказывается приманкой. Глубинные слои У. остаются невспаханными, заменяясь натурализмом шокирующих деталей. Исключения, однако, немалочисленны. В 1930-1940-х годах два параллельно работающих американских киноактера разрабатывают два аспекта У., воплощаемого в их внешности и повадках: вальяжное коварство, прелюдия к подколодности Белы Лугоши — и тягучая жуть, зомбикальная неумираемость Бориса Карлова, что доказывает, что обаяшка может быть таким же источником опасности, как и дипломированный монстр. По недомыслию мастером У. считается А. Хичкок, хотя как раз он отдавал предпочтение пролонгированной дрожи триллера, при том — устранял все улики иррациональности, только изредка отдавал дань собственно У. (в «Птицах», 1960). Его антипод — итальянец Д. Ардженто усиливал звучание У., сочетая его с оптимальной эстетизацией арены действия, что вряд ли возможно в условиях Америки. «Дурная бесконечность» кошмара и колодец абсурдного насилия — два достижения неровного творчества У. Крейвена (сиквелы «Улицы Вязов», первая серия которого вышла в 1984 году, и «Крика», 1996-1999); сатанизм как источник У. впервые задействован в современном кино Р. Полянским и У. Фридкиным (речь о «Ребенке Розмари», 1968, и «Эк- зорцисте», 1973). В последнее время новое вино в старые мехи влилось благодаря японцам (кроме Мураками, это «Звонок» Хидео Наката, 1998, также два продолжения и американский ремейк основной части). Увы, у российского кино особых успехов не наблюдается, разве что в русле эстетской стилизации («Господин оформитель» О. Тепцова, 1988) или муторной посттарковщины («Семья вурдалаков», Г. Климов, И. Шавлак). В голливудской практике удачная попытка псевдо-документалистской фиксации У. — «Ведьма из Блэр» (Д. Майрис, Э. Санчес, 1999).
О. Сидор-Гибелинда
СМ.: Артхаус, Насилие, Паранойя, Сатанизм, Трэш, Шизофрения.
* Карлов Борис (Карлофф, псевдоним Уильяма Генри Пратта, 1887, Дулвич, ок. Лондона — 1969, Минхерст) — американский актер. Учился в Лондонском королевском колледже. Отказавшись от дипломатической карьеры, в 1909 году уехал в Канаду, где работал на ферме, подвизался актером бродячей труппы, подрабатывал водителем. Кинодебют — в фильме «Немые девушки из Пор-тичи» (1916). Мировую славу актеру принес образ чудовища полу-гуманоидного типа с накрашенными глазами, в черном гольфе и сером пиджаке с короткими рукавами («Франкенштейн», 1931; «Невеста Франкенштейна», 1935; «Сын Франкенштейна», 1939; «Дом Франкенштейна», 1944). В общей сложности снялся в 140 фильмах (в том числе «Золотая маска», 1932; «Вампир», 1933; «Черный кот», 1934; «Блуждающие мертвецы», 1936; «Остров дьявола», 1939; «Прежде, чем я повешусь», «Черная пятница», 1940; «Распоряжается дьявол», 1941; «Похитители трупов», 1945), в шестидесятых годах снимался у Р. Кормана, П. Богдановича, М. Турнера. Также выступил редактором двух антологий литературной мистики, наговорил на пластинку детские сказки. *
Энциклопедия «Альтернативная культура» — популярное издание, посвященное исследованию альтернативной культуры, то есть культуры, находящейся за рамками мейнстрима. Авторами энциклопедии предпринята попытка составить словарь и путеводитель по альтернативной культуре и ее составляющим, ориентированные на самого широкого читателя. В энциклопедии представлены сведения об основных субкультурах постсоветского пространства и связанных с ним образах жизни.
Издание снабжено фотографиями и ссылками на дополнительные материалы, помогающими создать у читателя наиболее цельное представление о толкуемом понятии.
Ассоциации к слову ужас
- абсурд
- авария
- ад
- адреналин
- акула
- анаконда
- антихрист
- бардак
- беда
- бедствие
- бездна
- безнадежность
- безобразие
- безумие
- беспредел
- бессилие
- бледность
- блокбастер
- бойня
- болезнь
- боль
- больница
- бомбардировка
- боязнь
- будильник
- вампир
- вдова
- ведьма
- взрыв
- война
- волнение
- вопль
- впечатление
- вскрик
- вурдалак
- высота
- геометрия
- гибель
- гнев
- горе
- грех
- гроб
- демон
- дикий
- дикость
- дом
- драка
- дракон
- дух
- дьявол
- жанр
- жертва
- жесть
- жизнь
- жужжать
- жуть
- зверь
- звонок
- землетрясение
- зло
- злость
- змея
- инопланетянин
- ипотека
- испуг
- истязание
- караул
- катастрофа
- каторга
- кикимора
- кино
- кинотеатр
- кладбище
- клоун
- книга
- комедия
- кошмар
- кризис
- крик
- кровь
- лес
- леший
- лихо
- лицо
- люди
- людоед
- маньяк
- маска
- мгла
- мерзость
- мертвяк
- миома
- мистерия
- мистика
- могила
- молния
- монстр
- мрак
- мумия
- мурашки
- мутант
- мучение
- мучитель
- нападение
- насилие
- нацизм
- неприятность
- несовершенство
- нож
- ночь
- оборотень
- обстрел
- огонь
- одиночество
- опасение
- опаска
- опасность
- опасный
- отвращение
- отчаяние
- оцепенение
- падение
- паника
- парень
- паук
- пила
- пирсинг
- плач
- позор
- позорище
- покойник
- полумрак
- потеря
- потрясение
- преисподняя
- приведение
- привидение
- призрак
- проблема
- провал
- прокладка
- проклятие
- пугало
- пугать
- работа
- разгром
- риск
- робость
- сатана
- сессия
- ситуация
- скелет
- скрежет
- слезы
- сон
- суматоха
- театр
- топор
- триллер
- трусиха
- удар
- фильм
- фобия
- хаос
- экзамен
- ярость
Цитаты со словом ужас
- Пробуждение от дурного сна не всегда приносит с собою облегчение. Иногда, лишь пробуждаясь, осознаешь весь ужас кошмара или то, что во сне открылась ужасная правда.. Бернхард Шлинк, "Чтец"
- Душа наша приходит в ужас при виде предметов, которые сама же преувеличила и очернила; верните им их настоящие размеры и цвета, и она их даже не заметит.. Лоренс Стерн, "Сентиментальное путешествие"
- Одна из странных особенностей человеческой натуры состоит в том, что человек, имеющий твердое представление о некоторых вещах, все же приходит в ужас, когда непосредственно убеждается, что его представление соответствует действительности.. Рафаэль Сабатини, "Одиссея капитана Блада"
Синонимы к слову ужас
- аффект
- безвыходность
- безнадежность
- безобразие
- безобразно
- безобразный
- безысходность
- беспокойство
- беспросветность
- боль
- боязнь
- взволнованность
- видавший
- видал
- видали
Однокоренные слова к слову ужас
- ужасающе
- ужасающий
- ужаснейший
- ужасно
- ужасный
- ужастик
- ужаснуться
- ужаснуть
- ужасаться
- ужасать