Значение слова фальцет
Словарь Ушакова
фальцет и (устар.) фальсет, фальцета, муж. (итал. falsetto, букв. нечто фальшивое). Очень тонкие, сдавленные звуки женоподобного тембра, которые можно извлечь мужским голосом; способ извлечения таких звуков и соответствующая манера пения. Взять высокую ноту фальцетом. У этого тенора превосходный фальцет. «Пел Коновалов баритоном, на высоких нотах переходившим в фальцет.» М.Горький.
«Толковый словарь русского языка», впервые изданный в 1930-х годах прошлого века под редакцией Д.Н. Ушакова, и по сей день является одним из самых известных и подробных толковых словарей русского языка. Его популярность можно сравнивать разве что с популярностью словаря Ожегова.
Словарь был подготовлен в рамках реализации государственного заказа на унификацию норм русского литературного языка, испытавшего серьезные изменения в начале прошлого столетия. Всего словарь содержит 4 тома, в которых представлено более 90 тысяч словарных статей. В работе над составлением словаря принимали участие крупные ученые того времени. Словарь рассчитан на читателей практически всех возрастов.
Словарь Ожегова
ФАЛЬЦЕТ, а, м. В пении: очень высокий звук голоса (обычно мужского), а также вообще очень тонкий, высокий (обычно мужской) голос.
| прил. фальцетный, ая, ое.
Словарь С. И. Ожегова — лингвистический толковый словарь русского языка, который является самым первым из появившихся в России (тогда — в Советском Союзе) после Октябрьской революции.
Составление словаря началось в тридцатых годах прошлого века и было доведено до финала в 1949 году, однако впоследствии словарь несколько раз дополнялся и перерабатывался самим его создателем.
В словаре представлено около 80 тысяч слов и фразеологизмов, большое количество общелитературной и просторечной лексике, дана информация по правильному написанию и произношению слова, приведены примеры употребления.
Словарь Ефремовой
- м.
- Один из регистров певческого голоса.
- :
- Очень высокий звук обычно мужского, реже - женского голоса своеобразного тембра (требующий особого исполнительского приема при пении).
- Способ извлечения такого звука и соответствующая манера пения.
Толково-образовательный словарь русского языка Т.Ф. Ефремовой представляет собой один из наиболее полных на настоящее время словарей русского языка. В словаре содержится более 136 тысяч словарных статей, в которых в свою очередь вниманию читателя представлено более 250 тысяч семантических единиц, в том числе служебные части речи.
Впервые словарь был издан в 2000 году и с тех пор регулярно переиздается. Одна из особенностей словаря — формирование заглавных показателей есть через связь по значению слов. Уделено внимание и омонимам. Словарь ориентирован на широкий круг читателей.
Энциклопедический словарь
(итал. falsetto, от falso - ложный) (фистула), самый верхний регистр мужского певческого голоса; используется лишь головной резонатор. Звучит несильно, мягко, беден обертонами.
Энциклопедический словарь — справочный словарь, статьи которого содержат более полное, в сравнении с обычным словарем, описание данного термина или определения.
Энциклопедический словарь может быть общим или специализированным, освещающим определенную дисциплину или область знаний, например, медицину, искусство, астрономию, историю. Сведения в словаре могут быть сосредоточены вокруг конкретной этнической, культурной или академической перспективы, например, Военно-исторический энциклопедический словарь России, Словарь наук и так далее.
Энциклопедические словари, как правило, содержат в себе иллюстрации, карты и другой наглядный материал.
Большая советская энциклопедия
(итал. falsetto, от falso √ ложный), один из регистров певческого голоса (главным образом мужского), в котором используется лишь головной резонатор изолированно от грудного. При Ф. края голосовых связок становятся тоньше, между ними образуется щель. Поэтому Ф. звучит несильно, мягко, беден обертонами. До начала 19 в. применялся тенорами для образования высоких звуков. В современном оперном и концертном пении драматически выразительные верхние звуки образуются путём смешения грудного и головного регистров (микста). Ф. применяется лишь для особой окраски звука.
Большая советская энциклопедия — одна из крупнейших и авторитетнейших мировых энциклопедий, в которой содержится более 100 тысяч статей на самые разные темы: наука, искусство, история, техника и так далее. Первое издание содержало 65 томов и вышло еще в 1920-1940 годах прошлого века, третье – в 1970-х. В составлении энциклопедии принимали участие ведущие ученые и научные коллективы Советского Союза.
Несмотря на достаточную давность, издание до сих пор не утратило своей актуальности и широко используется, переведено на многие языки мира.
Адресовано самому широкому кругу читателей.
Этимологический словарь русского языка
Немецкое – Falsett.
Итальянское – falsetto (фальшивый голос).
Латинское – falsus (ложный).
Слово «фальцет» пришло в русский язык в XVIII в. со значением «самый высокий звук голоса» из немецкого, где оно, в свою очередь, является заимствованием из итальянского (первоисточник – латинский язык).
Производное: фальцетик.
Этимологический словарь русского языка — лингвистический словарь, целью которого является создание у читателя представления о происхождении и развитии слов русского языка.
Словарь содержит в себе сведения о появлении того или иного слова, а также о процессе его вхождения в современный русский язык, в том числе и в контексте исторических событий.
Одна из основных задач словаря — определение роли других языков в формировании русского языка. С помощью словаря можно выяснить источник заимствования конкретного слова в случае, если оно пришло в русский язык из иностранного. Также в словаре даются понятия народной (ложной) этимологии, переосмысливающей значения слов.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
(falset, falsetto — ит., fausset — фр., Fistel — нем.) — в пении так называются верхние головные ноты (о способе добывания их см. ниже), при которых дыхание скользит по связкам, слегка задевая их. Этот звук, называемый также фистулой, представляет особенность преимущественно мужских голосов. Звуки Ф. мягки, но далеко не так полны и сильны, как звуки грудного или смешанного регистров. Хотя слово Ф. и происходит от итальянского falso — фальшивый, фальсифицированный, — но звуки Ф. не следует считать фальшивыми в смысле чистоты интонации: Ф. является только фальсификацией натурального голоса, который не может идти так высоко, как идет Ф. Фальцет применяется не только певцами-специалистами, но и в народном пении, напр. у татар или тирольцев (у последних iodeln обозначает пения Ф.). Фальцетом в старинной контрапунктической хоровой музыке назывался также голос (альт), исполнявший контрапунктирующую мелодию выше тенора, которому поручалась главная мелодия (cantus firmus).
H. С.
Фальцет — голосовой звук, высокий и особого тембра, образование которого еще не вполне выяснено. Ф. противопоставляется грудному голосу. При последнем, отличающемся своей полнотой, голосовая щель бывает очень узка и дыхательное горло и бронхи исполняют роль резонаторов, придающих звуку грудной характер; при Ф. же голосовая щель широко раскрыта вследствие расхождения голосовых связок, и потому для развития фальцетных нот требуется более сильное дуновение и, следовательно, большее выдыхательное усилие. К тому же при широко расставленных связках и широко открытой голосовой щели бронхи и грудь в меньшей степени могут служить резонатором гортанных звуков, вследствие чего Ф. лишен всякого грудного оттенка. Но Baшер указывает, что гортанная щель суживается одинаково как при грудных звуках, так и Ф., и что вся разница только в том, что в первом случае голосовые связки вибрируют на всем своем протяжении, тогда как во втором — только в своих передних частях. Таким образом, при Ф. происходит задержка колебаний известной части голосовых связок, вследствие чего колеблется более короткая струна, дающая, естественно, и более высокий звук. По мнению же знаменитого Иоганнеса Мюллера, при нотах Ф. колеблются только края голосовых связок, тогда как при грудных последние колеблются всей своей массой. При всем разнообразии толкований несомненно только одно: что переход грудного голоса в Ф. совершается путем мышечного маневра, но, в чем он состоит в сущности, представляется еще не выясненным.
И. Т.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона — универсальный русскоязычный энциклопедический словарь, изданный в период 1890-1907 годов.
Словарные статьи охватывают широкий круг вопросов, от истории России и ее науки, которым отведено два полутома словаря, до юриспруденции.
Манера изложения словаря лишена привычной стилизации и некоторые статьи изложены художественным языком. В составлении словаря принимали участие именитые ученые того времени, в том числе Д.И. Менделеев.
Словарь будет интересен широкому кругу читателей и полезен тем, кто хочет познакомиться с представлениями о науке и культурными особенностями России того времени.
Словарь музыкальных терминов
(ит. falsetto, от falso — поддельный, ложный) — один из регистров мужского певческого голоса. При фальцетном звучании голосовые связки полностью не смыкаются, колеблются только их края, в результате чего голос звучит слабо, искусственно. В практике оперного и камерного пения фальцет используется крайне редко, более широко — в хоровом (главным образом, тенорами) и особенно эстрадном пении.
Словарь музыкальных терминов представляет собой специализированный учебно-справочный словарь, содержащий формулировки основных современных музыкальных терминов и определений. Термины в словаре расшифровываются с привязкой к культурно-историческому контексту, в статьях, содержащих термины иностранного происхождения, приведено также оригинальное написание термина. В словаре также приведены сведения о музыкальных инструментах народов мира с указанием их диапазона и применения в оркестре.
Словарь будет интересен преподавателям теории музыки и сольфеджио, а также ученикам музыкальных школ и вузов.
Педагогическое речеведение. Словарь-справочник
(итал. falsetto, от falso — ложный) — один из регистров голоса, при котором голосовые складки, колеблясь, смыкаются лишь тонкими краями. Поэтому Ф. звучит не сильно, мягко, беден обертонами.
Применение в речи исключительно фальцетного звучания резко снижает ее выразительность.
Лит.: Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. — М., 1968.
А.А. Князьков
Словарь-справочник «Педагогическое речеведение» представляет собой справочное издание, посвященное педагогической риторике, теории текста, культуре педагогической речи и голоса. В словаре раскрываются понятия голоса педагога, как инструмента, используемого для более эффективного обучения, приводятся определения из области педагогической риторики как искусства, науки и практики убедительной речи, используемой в различных жанрах педагогического общения.
Словарные статьи содержат также списки литературы, предназначенной для более углубленного изучения того или иного понятия.
Синонимы к слову фальцет
- альт
- баритон
- бас
- голос
- голосишко
- голосок
- голосочек
- дискант
- канал
- контральто
- медиум
- меццо-сопрано
- партия
- регистр
- сопрано