фальцет

существительное

Значение слова фальцет

Словарь Ушакова

фальцет

фальцет и (устар.) фальсет, фальцета, муж. (итал. falsetto, букв. нечто фальшивое). Очень тонкие, сдавленные звуки женоподобного тембра, которые можно извлечь мужским голосом; способ извлечения таких звуков и соответствующая манера пения. Взять высокую ноту фальцетом. У этого тенора превосходный фальцет. «Пел Коновалов баритоном, на высоких нотах переходившим в фальцет.» М.Горький.

Словарь Ожегова

фальцет

ФАЛЬЦЕТ, а, м. В пении: очень высокий звук голоса (обычно мужского), а также вообще очень тонкий, высокий (обычно мужской) голос.

| прил. фальцетный, ая, ое.

Словарь Ефремовой

фальцет
  1. м.
    1. Один из регистров певческого голоса.
    2. :
      1. Очень высокий звук обычно мужского, реже - женского голоса своеобразного тембра (требующий особого исполнительского приема при пении).
      2. Способ извлечения такого звука и соответствующая манера пения.

Энциклопедический словарь

фальцет

(итал. falsetto, от falso - ложный) (фистула), самый верхний регистр мужского певческого голоса; используется лишь головной резонатор. Звучит несильно, мягко, беден обертонами.

Большая Советская Энциклопедия

фальцет

(итал. falsetto, от falso √ ложный), один из регистров певческого голоса (главным образом мужского), в котором используется лишь головной резонатор изолированно от грудного. При Ф. края голосовых связок становятся тоньше, между ними образуется щель. Поэтому Ф. звучит несильно, мягко, беден обертонами. До начала 19 в. применялся тенорами для образования высоких звуков. В современном оперном и концертном пении драматически выразительные верхние звуки образуются путём смешения грудного и головного регистров (микста). Ф. применяется лишь для особой окраски звука.

Этимологический Словарь Русского Языка

фальцет

Немецкое – Falsett.

Итальянское – falsetto (фальшивый голос).

Латинское – falsus (ложный).

Слово «фальцет» пришло в русский язык в XVIII в. со значением «самый высокий звук голоса» из немецкого, где оно, в свою очередь, является заимствованием из итальянского (первоисточник – латинский язык).

Производное: фальцетик.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

фальцет

(falset, falsetto — ит., fausset — фр., Fistel — нем.) — в пении так называются верхние головные ноты (о способе добывания их см. ниже), при которых дыхание скользит по связкам, слегка задевая их. Этот звук, называемый также фистулой, представляет особенность преимущественно мужских голосов. Звуки Ф. мягки, но далеко не так полны и сильны, как звуки грудного или смешанного регистров. Хотя слово Ф. и происходит от итальянского falso — фальшивый, фальсифицированный, — но звуки Ф. не следует считать фальшивыми в смысле чистоты интонации: Ф. является только фальсификацией натурального голоса, который не может идти так высоко, как идет Ф. Фальцет применяется не только певцами-специалистами, но и в народном пении, напр. у татар или тирольцев (у последних iodeln обозначает пения Ф.). Фальцетом в старинной контрапунктической хоровой музыке назывался также голос (альт), исполнявший контрапунктирующую мелодию выше тенора, которому поручалась главная мелодия (cantus firmus).

H. С.

Фальцет — голосовой звук, высокий и особого тембра, образование которого еще не вполне выяснено. Ф. противопоставляется грудному голосу. При последнем, отличающемся своей полнотой, голосовая щель бывает очень узка и дыхательное горло и бронхи исполняют роль резонаторов, придающих звуку грудной характер; при Ф. же голосовая щель широко раскрыта вследствие расхождения голосовых связок, и потому для развития фальцетных нот требуется более сильное дуновение и, следовательно, большее выдыхательное усилие. К тому же при широко расставленных связках и широко открытой голосовой щели бронхи и грудь в меньшей степени могут служить резонатором гортанных звуков, вследствие чего Ф. лишен всякого грудного оттенка. Но Baшер указывает, что гортанная щель суживается одинаково как при грудных звуках, так и Ф., и что вся разница только в том, что в первом случае голосовые связки вибрируют на всем своем протяжении, тогда как во втором — только в своих передних частях. Таким образом, при Ф. происходит задержка колебаний известной части голосовых связок, вследствие чего колеблется более короткая струна, дающая, естественно, и более высокий звук. По мнению же знаменитого Иоганнеса Мюллера, при нотах Ф. колеблются только края голосовых связок, тогда как при грудных последние колеблются всей своей массой. При всем разнообразии толкований несомненно только одно: что переход грудного голоса в Ф. совершается путем мышечного маневра, но, в чем он состоит в сущности, представляется еще не выясненным.

И. Т.

Словарь музыкальных терминов

фальцет

(ит. falsetto, от falso — поддельный, ложный) — один из ре­гистров мужского певческого голоса. При фальцетном звучании го­лосовые связки полностью не смыкаются, колеблются только их края, в результате чего голос звучит слабо, искусственно. В практике оперного и камерного пения фальцет используется крайне редко, более широко — в хоровом (главным образом, тенорами) и особенно эст­радном пении.

Педагогическое речеведение. Словарь-Справочник

фальцет

(итал. falsetto, от falso — ложный) — один из регистров голоса, при котором голосовые складки, колеблясь, смыкаются лишь тонкими краями. Поэтому Ф. звучит не сильно, мягко, беден обертонами.

Применение в речи исключительно фальцетного звучания резко снижает ее выразительность.

Лит.: Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. — М., 1968.

А.А. Князьков

Добавить свое значение
Предложите свой вариант значения к слову фальцет

Ассоциации к слову фальцет

Показать комментарии
Добавьте комментарий первым!