философия

существительное

Значение слова философия

Словарь Ушакова

философия

философия, философии, мн. нет, жен. (греч. philosophia).

1. Наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления. Высший вопрос всей философии, говорит Энгельс, есть вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе. Философией марксизма является диалектический материализм. Материалистическая философия. Античная философия. Идеалистическая философия.

2. чего. Теоретические, методологические принципы, лежащие в основе какой-нибудь науки (научн.). Философия математики. Философия языкознания. Философия права.

3. Отвлеченные рассуждения, излишние умствования (разг.). «- Ему, и по заведенному порядку, следует в трактир итти, а он за философию. А от философии нападает на человека тоска.» А.Островский. «Ведь это философия, мамочка!» А.Островский. Разводить философию.

4. В старину - название среднего из трех классов духовной семинарии (риторика, философия, богословие).

Словарь Ожегова

философия

ФИЛОСОФИЯ, и, ж.

1. Наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Античная ф. Гегелевская ф. Немецкая классическая философия.

2. чего. Методологические принципы, лежащие в основе какойн. науки. Ф. математики.

3. Отвлечённые, не идущие к делу рассуждения (разг.). Целую философию развёл по пустякам.

Мелкая философия на глубоких местах (ирон.) о наукообразных и бессодержательных рассуждениях.

| прил. философский, ая, ое (к 1 знач.).

Словарь Ефремовой

философия
  1. ж.
    1. :
      1. Научная дисциплина, изучающая наиболее общие законы развития природы, общества и мышления.
      2. Учебный предмет, содержащий теоретические основы данной науки.
      3. разг. Учебник, излагающий содержание данного учебного предмета.
    2. Методологические принципы, лежащие в основе какой-л. науки или области знания.
    3. Система идей, взглядов на мир и на место в нем человека.
  2. ж. разг. Отвлеченные рассуждения, излишнее умствование.

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

философия

ж. греч. любомудрие, наука о достижении человеком мудрости, о познании истины и добра. Философическое сочиненье. Философский факультет. - камень, у алхимиков: мнимое искусство делать золото.

Энциклопедический словарь

философия

(от фил... и греч. sophia - мудрость), форма общественного сознания, мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место в нем человека; исследует познавательное, социально-политическое, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру. Исторически сложившиеся основные разделы философии: онтология (учение о бытии), гносеология (теория познания), логика, этика, эстетика. В решении различных философских проблем выделились такие противостоящие друг другу направления, как диалектика и метафизика, рационализм и эмпиризм (сенсуализм), материализм (реализм) и идеализм, натурализм и спиритуализм, детерминизм и индетерминизм и др. Исторические формы философии: философские учения Др. Индии, Китая, Египта; древнегреческая, античная философия - классическая форма философии (Парменид, Гераклит, Сократ, Демокрит, Эпикур, Платон, Аристотель); средневековая философия - патристика и выросшая из нее схоластика; философия эпохи Возрождения (Г. Галилей, Б. Телезио, Н. Кузанский, Дж. Бруно); философия нового времени (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Т. Гоббс, Б. Спиноза, Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм, Г. Лейбниц); французский материализм 18 в. (Ж. Ламетри, Д. Дидро, К. Гельвецкий, П. Гольбах); немецкая классическая философия (И. Кант, И. Г. Фихте, Ф. В. Шеллинг, Г. В. Ф. Гегель); философия марксизма (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин); русская религиозная философия 19-20 вв. (В. С. Соловьев, С. Н. Булгаков, С. Л. Фрак, П. А. Флоренский, Н. А. Бердяев, Л. Шестов, В. В. Розанов); философия русского космизма (Н. Ф. Федоров, К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский); основные направления философии 20 в. - неопозитивизм, прагматизм, экзистенциализм, персонализм, феноменология, неотомизм, аналитическая философия, философская антропология, структурализм, философская герменевтика. Основные тенденции современной философии связаны с осмыслением таких фундаментальных проблем, как мир и место в нем человека, судьбы современной человеческой цивилизации, многообразие и единство культуры, природа человеческого познания, бытие и язык.

Этимологический Словарь Русского Языка

философия

Древнерусское – философия.

Старославянское – философия (ученость).

Греческое – philosophia (любовь к мудрости).

Слово «философия» заимствовано из греческого языка. Первое упоминание «философии» относится к XII в.

Первоначально под «философией» понималась «совокупность всех наук».

В XVIII–XIX вв. популярным было противопоставление слов «философия» и «любомудрие».

Современные значения этого слова – «учение о бытии и об отношении человека и мира», «наука о законах развития природы, общества и разума», а также «методологические принципы, лежащие в основе каждой науки».

Производные: философский, философствовать, философ.

Фразеологический словарь русского языка

философия

Разводить философию - бесплодно рассуждать, не способствуя делу

Гаспаров. Записи и выписки

философия

♦ У НН талант исследовательский, а душевный склад творческий: не филолог помогает философу, а философ давит филолога.

Культурология. Словарь-справочник

философия

(лат. philio – люблю + греч. sophia – мудрость) – форма общественного сознания, направленная на выработку мировоззрения, системы идей, взглядов на мир и на место в нем человека и исследующая познавательное, ценностное, этическое и эстетическое отношение к миру.

☼ Термин «философия» впервые встречается у Пифагора; в качестве особого знания ее выделил Платон. Философия возникла в рабовладельческом обществе как наука, объединяющая всю совокупность знаний человека об объективном мире и о самом себе. В процессе исторического развития сформировалась как самостоятельная система знаний, родственная мировоззрению. В настоящее время имеет множество школ и направлений.

теоретически выраженное мировоззрение, форма культуры, предлагающая рефлективное осмысление человека и его места в мире. Филос. дискурс отличается категориальным оформлением, теор. интерпретацией мировоззренч. проблем. В границах европ. филос. классики от Платона и Аристотеля до Канта и Гегеля складывается опр. категориальный аппарат рассмотрения мировоззренч. проблем, отмеченный чертами преемственности. Классич. Ф. ищет через арсенал собств. категорий универсальные, сущностные определения мира, его реалий. Мысль философа объективирует все богатство вещей, свойств и отношений, заключая его в сеть системно взаимосвязанных универсальных определений. Разрыв с филос. классикой, наметившийся еще в соч. Шопенгауэра, реализовался в работах Ницше. Мыслители постклассич. плеяды зачастую отрекаются от системного философствования, вводят категории, к-рые ранее отсутствовали в границах классич. Ф. Так, Хайдеггер, принявший на себя миссию разрушителя и критика классич. метафизики, ввел в противовес ее категориальному строю набор универсальных определений бытия-сознания — экзистенциалов, описывающих человеч. существование как изначально невещное и содержащее возможность объективации сущего. Эксперимент с филос. языком, выведение его на новые уровни мировоззренч. рефлексии — характерная черта постклассич. Ф. Вершиной этого процесса стала совр. постструктуралистская Деконструкция любых вариантов филос. теоретизирования. С этой целью Деррида создал категориальный аппарат, позволяющий, на его взгляд, проследить фонологоцентристские истоки европ. Ф. от др.-греч. авторов до Хайдеггера и Структурализма. Одновременно Деррида не посягает на фонологоцентристские системы, считая их существование правомерным и необходимым европ. культуре. Вслед за ним резонно предположить, что каждый новый уровень филос. рефлексии не отбрасывает всецело предыдущий, сохраняет его категориальную систему в качестве самодостаточной и самоценной при условии ее культурной значимости, связи с интересами коллективной практики. Филос. дискурс традиционно ориентирован в двух плоскостях — теор. и практической. Теор. Ф. всегда ставила умозрительные проблемы, сопряженные с осознанием сущности универсума и места в нем человека, возможностей и границ его познават. активности. Она находится в единстве с практич. Ф., направленной на рассмотрение нравств. и социально-полит. проблем. В компетенцию Ф. издавна входят онтологич., гносеологич., логико-методол., антропол., аксиологич., этич., эстетич., философско-религ., философско-истор. и др. проблемы. Научные теории фальсифицируются, обнаруживают свою неполноту при столкновении с невписывающимися в них фактами. В этом смысле филос. теории нефальсифицируемы: их универсальные утверждения не могут быть опровергнуты фактуально. Продуктивность той или иной филос. системы проявляется в ее способности рефлективного осмысления, синтеза достижений культуры опр. эпохи. История Ф. показывает, что сменявшие друг друга доктрины были ориентированы на мыслит. проработку существовавших форм культуры. Обыденный язык, религиозно-мифол. представления, мораль, искусство, наука, история могут находиться в сфере внимания философа, поставляя материал для его размышлений. Вместе с тем, философствование не сводится, как подчеркивает Кант, только лишь к знанию, а предполагает его проблематизацию в свете высших целей теор. и практич. разума. Ф. живет "вечными" проблемами, к-рые получают разл. решение на том или ином витке культурноистор. развития, и это во многом отличает ее от науки. Причиной тому известная константность диспозиций экзистенциального субъекта по отношению к миру, запечатлевающаяся в обыденном языке. Обращаясь к "вечным" проблемам, философы, однако, продуцируют новые идеи, к-рые становятся достоянием культуры. В роли эмпирич. основания филос. рефлексии может выступать любой акт экзистенциальной активности субъекта, факт культуры. Классич. филос. теории обнаруживают в наиболее полном виде тип дискурса, где базисные принципы дедуктивно развертываются во всеобъемлющую категориальную систему. Гегель показал, что исторически в качестве принципа философствования избиралось либо некое объективно существующее субстанциальное начало (вода, единое, нус, идея и т.д.), либо полюс субъективности (мышление, созерцание, ощущение, Я и т.д.). Деррида и др. теоретики Ф. Постмодернизма не приемлют сам способ центрации классич. филос. метадискурса вокруг объективного или субъективного принципов. Однако собств. аппарат приверженцев постмодернистской деконструкции классич. Ф. также центрирован вокруг нек-рых методол. категорий. В концепции Деррида таковой выступает "письмо". Деконструкция классич. Ф. стимулирует признание плюрализма стратегий мировоззренч. интерпретации универсума, их взаимодополнительности. Вслед за аналитикой корней того или иного филос. подхода вполне логично задуматься над возможностью синтетич. или реконструктивного движения, примиряющего разл. мировоззренч. интерпретации универсума, делающего их взаимодополнительными. Признание многообразия интерпретационных стратегий, возможности их взаимодополнительности в попытке построить многомерное и постоянно варьирующееся видение мира — итог эволюции постклассич. Ф. Совр. эпоха обнаруживает новые грани проявления мировоззренч., гносеологич., методол., социально-критич. и др. функций Ф. И сегодня, после многочисл. констатаций "смерти Ф.", она оказывается необходимым инструментом осмысления коллективной практики, самосознания человечества.

Лит.: Культура в свете философии. Тб., 1979; Философия и ее место в культуре. Новосиб., 1990; Кузнецова Т.Ф. Философия как основание культуры и познавательной деятельности специалиста. М., 1990; Философия, эстетика и искусство в контексте культуры. М., 1991: Ильенков Э.В. Философия и культура. М., !991; Проблемы философии, истории, культуры. Саратов, 1993; Кассирер Э. Избранное: Опыт о человеке. М., 1993; Cassirer E. An Essay on Man. New Haven; L., 1944.

Б.Л. Губман.

Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Библейская энциклопедия арх. Никифора

философия

(Кол 2:8,17:18; любовь к мудрости) — наука, имеющая предметом умственное исследование начал и оснований, законов и целей, порядка и связи всего видимого и невидимого, чувственного и сверхчувственного, и отсюда — исследование и определение законов и целей и всего бытия вообще, и умственной и нравственной жизни и деятельности человека в особенности. Св. Писание внушает и одобряет употребление разума и знания (Прит 3:13-18, 8:10, 11, Прем. Солом. 6:20, Сир 6:18-37). В Новом Завете сам Господь, пришедший просветить род человеческий, сравнивая ум наш с телесным зрением и неведение с мраком и слепотою, ясно дает видеть важность умственного образования (Лк 11:33-36, Ин 12:35,46, Мф 15:14). Он обличал только ложную мудрость и заблуждения человеческие, но не истинное знание (Лк 11:52, Мф 22:29). Апостолы внушали верующим, чтобы они не были детьми по уму, но были совершенными (1 Кор 14:20) и молились, чтобы они избыточествовали в разуме и во всяком чувстве, чтобы узнать лучшее (Филип. 1:9,10). История Церкви свидетельствует, что многие из отцов и учителей Церкви обладали глубокими и обширными познаниями в философии, истории, естественных и других науках (Иустин муч., Климент Александр., Василий Великий, Григорий Богослов и др.). Но все попытки разума в достижении истины знания, в решении высших задач, во всех изысканиях своих без света Божественного Откровения, вне учения Церкви, не только недостаточны, неполны и односторонни, но иногда совершенно ложны и разрушительны. Примеры сего видим в самых знаменитых философах греческих. Сократ и Платон, веруя в единого Бога, допускали многих низших богов, учили чтить богов отечественных и не изменять народной религии. Сократ сомневался в бессмертии души. Платон искажал истину бессмертия учением о переселении душ. Аристотель признавал вечность материи. Зенон подчинял Бога и человека судьбе. И между новейшими философами, к сожалению, встречаются и материалисты, и атеисты и пр. Вот это и есть та ложная философия, о которой великий учитель языков говорит: «Смотрите, братия, чтобы кто не увлекся философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» (Кол 2:8). Где начало и корень этой ложной философии? Болезненная любовь к новизне несомненно увлекает человеческий разум и к ереси. Поистине люди часто забывают величественно трогательные слова Спасителя о детях: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в царство небесное (Мф 18:3 и след.).

Библейский Словарь к русской канонической Библии

философия

филос’офия (Деян.17:18 ; Кол.2:8) — поиск мудрости, выяснение происхождения и цели всего сущего, изучение причин всяких изменений путем рассуждений и исследований. Греческий ученый и математик 6 ·в. ·до-РХ Пифагор не хотел, чтобы его называли «мудрец» или «мудрый», поэтому он придумал слово «философ» (любитель мудрости), которым и стал себя называть. Философия была особенно в большом почете у греков (1Кор.1:22) и ее расцвет приходится на 5 ·в. ·до-РХ, когда жили Сократ, Платон, Аристотель и сама Греция переживала свой «золотой век». О первопричинах, смысле и цели существования человека и самого мира размышляли очень многие люди и наиболее древними, ·возм., являются индийские мудрецы, но ни одна система и ни одна школа за все прошедшие века не дала человеку сколько-нибудь удовлетворительного ответа на эти животрепещущие вопросы. Ко времени прихода Христа на землю греческая философия, собравшая всю ученость известного тогда мира, была представлена в основном двумя резко отличающимися направлениями: эпикурейским (см.) и стоическим (см.), которые уже прошли вершину своего развития. Из истории известно, что дальнейший ход философии лишь повторял и обновлял уже известные школы. Поистине, человеческое умствование изжило себя, пришла «полнота времени», ибо истины нет вне Христа (Иоан.14:6 ; Кол.2:3). В Кол.2:8 философии дана исчерпывающая и окончательная характеристика: «пустое обольщение». (см. Греция)

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

философия

 Философия

 ♦ Philosophie

Теоретическое (но не научное) занятие, когда объектом изучения является все, способом – разум, целью – мудрость. Философия учит тому, чтобы лучше мыслить, а следовательно, лучше жить.

Это не наука и даже не познание (философия – не дополнительное знание, а размышление над тем, что знаешь), и именно поэтому, как говорил Кант, научиться философии нельзя – можно лишь научиться философствовать. В том же ставшем знаменитым труде Кант ограничивает область философии четырьмя вопросами: что я могу знать? что я должен делать? на что я смею надеяться? что такое человек? Три первых вопроса, подчеркивает он, сводимы к последнему («Логика», Введение, III). Но, добавим мы, все четыре выводят нас к постановке пятого, главного вопроса философии, настолько важного, что на его основе можно дать само определение философии. Вопрос этот – как жить? Стоит попытаться дать на него внятный ответ, как мы, хотим того или нет, приступаем к философствованию, кто лучше, кто хуже. С другой стороны, избежать необходимости ставить перед собой этот вопрос нельзя, получается, что освободить от занятий философией нас может только глупость или обскурантизм.

Помнится, когда-то я предложил еще более простое определение философии, точнее, философствования. Осмысливать свою жизнь и жить своей мыслью – вот что значит философствовать. Это, разумеется, не означает призыва к эгоцентризму и замыканию в себе. Осмысливать свою жизнь значит размышлять над тем, что она такое – здесь и сейчас, но также и по отношению к обществу, к истории, к миру, для которого она не центр, но следствие. Жить мыслью значит действовать по мере возможности и в меру долга, потому что иначе нам не остается ничего, кроме мечтаний и подчинения другим. Таким образом, философия есть мыслительная деятельность, приводящая к более активной, более счастливой, более разумной, более свободной, а значит – более мудрой жизни.

Вестминстерский словарь теологических терминов

философия

 ♦ (ENG philosophy)

 (от греч. philia - любовь и Sophia - мудрость)

любовь к мудрости. Изучение предельной реальности с помощью человеческого разума, логики, этики и т. д., с тем чтобы ответить на такие вопросы, как: Что действительно? Как мы познаем? Что мы должны делать?

Добавить свое значение
Предложите свой вариант значения к слову философия

Цитаты со словом философия

  • Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей — для меня вся жизнь заключается только в Вас.. Александр Куприн, "Гранатовый браслет"
  • Философии не научаются; философия есть сочетание приобретённых знаний и высокого ума, применяющего их.. Александр Дюма, "Граф Монте-Кристо"
  • Есть знающие и есть учёные, — одних создаёт память, других — философия.. Александр Дюма, "Граф Монте-Кристо"
Показать комментарии
Добавьте комментарий первым!